Доклад на тему: «Изменения в ЕГЭ И ОГЭ по русскому языку в 2016/2017 учебном году»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Яковлева И.А.

«Минобрнауки и Рособрнадзор последовательно совершенствуют содержание итоговой аттестации, чтобы предоставить школьникам возможность полнее раскрыть не только свои знания, но и творческие способности, продемонстрировать коммуникативные навыки. Введение устного экзамена по русскому языку в 9-х, а затем и в 11-х классах может стать очередным важным шагом на этом пути, однако при его подготовке необходимо учесть всю сложность и беспрецедентность данного шага, ведь экзамен по русскому языку обязателен для всех выпускников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2017_god.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

 г. Ипатово

Доклад на тему: «Изменения в ЕГЭ И ОГЭ по русскому языку

 в 2016/2017 учебном году»

Выполнила: Яковлева И.А., учитель русского языка

и литературы

Ипатово, 2016

Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным экзаменом, он проводился во всех субъектах Российской Федерации. ( Всего в основном периоде ЕГЭ по русскому языку в 2016 г. приняли участие более 658 392 человек).

В 2016 г. каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей и включал в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Экзаменационная работа представляет собой системно выстроенные задания, связанные с проверкой способности выпускников владеть нормами современного русского языка; умений экзаменуемых, связанных с восприятием смысловой, логической, типологической, языковой структуры текстов; умения воспринимать вторичные, подвергнутые компрессии микротексты; сформированности комплекса умений по созданию собственного текста. Все способы предъявления языкового материала в экзаменационной работе постоянно используются в практике преподавания русского языка, известны школьникам и являются основой формирования предметных компетентностей.

В части 1 экзаменационной работы содержался отобранный для языкового анализа материал в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений. Вместе с тем задания этой части проверяли овладение экзаменуемыми практическими коммуникативными умениями и важнейшими нормами русского литературного языка. Наряду с языковой и лингвистической компетентностью участники экзамена должны были продемонстрировать способность к пониманию текста и элементарные навыки его продуцирования.

Часть 1 содержала 24 задания с кратким ответом. За верное выполнение заданий этой части работы участник экзамена мог получить от 0 до 5 баллов в зависимости от разновидности задания. В экзаменационной работе были предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания открытого типа, требующие записи самостоятельно сформулированного правильного ответа;

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задания на установление соответствия.

Часть 2 экзаменационной работы направлена на создание сочинения-рассуждения, которое позволяет проверить уровень сформированности разнообразных речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции обучающихся, например умения: адекватно воспринимать информацию;

  • развивать мысль автора;
  • аргументировать свою позицию;
  • последовательно и связно излагать свою мысль;
  • выбирать нужные для данного случая стиль и тип речи;
  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  • соблюдать письменные нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Часть 2 содержала 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющим умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Для оценки его выполнения была разработана система, включающая 12 критериев. Одни предусматривали оценку соответствующего умения баллами от 0 до 1; другие – от 0 до 2; третьи – от 0 до 3 баллов. Максимальное количество первичных баллов за вторую часть работы составило 23 балла. Максимальный первичный балл (далее – п.б.) за выполнение всей работы – 57. 

Все основные характеристики экзаменационной работы 2016 г. по сравнению с 2015 г. в целом сохранены. Расширен отбор языкового материала для выполнения задания 7. В экзаменационной работе 2016 года задание 7 – задание высокого уровня сложности, проверяющее владение грамматическими нормами, подлежащими обязательному изучению в школе:

  • нормами координации подлежащего и сказуемого (модели Те, кто...; кто бы ни…, все…; одна из…; никто из тех, кто…; многие из тех…, кто... («кто, как не сама природа, научил…»); координации подлежащего, выраженного сочетанием «ряд + сущ.», и сказуемого;
  • нормами использования несогласованных приложений;
  • нормами согласования определительного оборота с сочетанием слов;
  • нормами координации подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»;
  • нормами предложного управления;
  • нормами использования причастных и деепричастных оборотов в составе простого предложения;
  • нормами построения сложноподчинённых предложений;
  • нормами видо-временной соотнесённости глагольных форм.

Расширен отбор языкового материала для выполнения задания 8.

 Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне слова на протяжении многих десятилетий остаётся самой распространённой орфографической ошибкой в силу большой частотности данных орфограмм. В экзаменационной работе 2016 г. на языковом материале задания  8 проверялось правописание корней как с проверяемой безударной гласной, так и с чередующейся гласной и непроверяемой гласной.

Уточнены формулировка и критерии оценивания задания 25.

В формулировке задания 25 выделено слово «поставленных»: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста…» Это изменение должно ещё раз конкретизировать коммуникативную задачу, стоящую перед участником экзамена. Это изменение обусловлено статистикой выполнения задания 25 в 2015 г. Участники экзамена смешивают лексическое значение слов и поэтому неверно выполняют задание. Сложности вызывали слова ставить, затронуть, упомянуть.

«Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста». Увеличился первичный балл по этому критерию с 2 до 3.

Изменения в контрольных измерительных материалах были ориентированы, прежде всего, на расширение языкового материала и способов действия с языковым материалом. Все задания привычны для ученика, встречались в его школьной практике, что во многом определило успешность выполнения экзаменационной работы 2016 г. Важным ориентиром для подготовки к экзамену при освоении определённых тем курса русского языка являются опубликованные на сайте ФИПИ словники, очерчивающие круг норм, проверяемых на экзамене, а также открытый банк заданий ЕГЭ.

В 2017 г. все основные характеристики экзаменационной работы в целом будут сохранены. Предполагается расширение языкового материала для выполнения заданий 17, 22, 23.

Задание 17 проверяет умение экзаменуемых обособлять конструкции, грамматически не связанные с предложением. Пунктуация при вводных конструкциях традиционно сложна для экзаменуемых в силу необходимости различать синтаксически принципиально разные явления, при этом часто схожие семантически (например, 21

«однако» – вводное слово и союз). Неоднородность и многочисленность группы вводных и вставных конструкций, многообразие их типизированных значений и оттенков препятствуют успешному усвоению учащимися этой пунктуационной темы. Не усвоив состава многочисленной группы этих слов и особенностей их семантики, не научившись отличать вводные слова и словосочетания от членов предложения, обучающиеся обращаются к интонационным особенностям таких единиц: единственной подсказкой экзаменуемые считают интонационное выделение потенциальных вводных слов, что неправильно, да и не всегда интонационная конструкция может свидетельствовать о наличии в предложении вводной конструкции. Вывод о статусе единицы как вводной верен лишь в том случае, если она отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобным языковым явлениям. Именно «неполнота» грамматико-пунктуационного анализа и влечёт ошибки в квалификации вводных единиц и постановке знаков препинания при них.

Задание 17.

В 2017 г. планируется расширение языкового материала этого задания за счёт присоединения к этой теме обособления обращений. Следует заметить, что в качестве привлечённого в задании языкового материала может быть использован как прозаический, так и стихотворный текст. Участник экзамена 2017 г., выполняя задание 17, может встретиться с разным языковым материалом. При этом формулировка задания останется прежней. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Роман М.Ю. Лермонтова (1) без сомнения (2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать не в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько превосходных рассказов, но не роман.

Ответ: __________________________.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).

Простите (1) верные (2) дубравы!

Прости (3) беспечный мир(4) полей(5)

И легкокрылые забавы (6)

Столь быстро улетевших дней!

Прости (7) Тригорское (8) где радость

Меня встречала столько раз!

На то ль узнал я вашу сладость,

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

А сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье!) (9)

Я к вашим возвращусь полям…

(А.С. Пушкин)

Ответ: _________________________.

Расширение языкового материала в задании 22 будет заключаться в том, что указанное явление в исходном тексте может быть представлено не в единственном числе. Так, просьба выписать из текста фразеологизм не означает, что в указанном фрагменте имеется только один фразеологизм, их может быть несколько. Задача – выписать только один. Подобное изменение продиктовано  негативным влиянием ситуации, когда участник экзамена нацелен на поиск только одного ответа.

Как уже отмечалось, результаты экзамена показали, что остаётся недостаточно усвоенным раздел, связанный с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений, что проявляется в части 2 работы как нарушение логики развития мысли.

В задании 23, посвященном выявлению средств связи предложений в тексте и предполагавшем в предыдущие годы только один ответ, в 2017 г. предполагает теперь может быть как один, так и несколько ответов. В связи с этим изменена формулировка самого задания: «Среди предложений 21–39 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий)».

 «При подготовке к ЕГЭ необходимо вести систематическую и планомерную работу по повышению практической грамотности и уровня владения языковыми и речевыми нормами, ведь именно по критериям, проверяющим эти умения и навыки, экзаменуемые чаще всего получают низкие баллы», - советует председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько.

 При подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку важно учесть главное: в тексте экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы школьных программ по русскому языку.

Прежде всего, необходимо ознакомиться с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2017 года по русскому языку на сайте ФИПИ.

НОВОЕ В ЕГЭ по русскому языку

О внесении изменений в действующую схему ЕГЭ говорилось неоднократно. На протяжении нескольких лет свои предложения выдвигали и ученые, и педагоги, и даже депутаты. Наконец о введении устной часть экзамена по русскому языку как о чем-то свершившемся заявила глава Российской Академии образования Людмила Вербицкая.

По словам Вербицкой, просьбу о переформировании ЕГЭ в РАО передал Рособрнадзор. Ее ведомство разработало конкретные предложения по видоизменению формы экзамена. В данный момент надзорный орган рассматривает возможные варианты проведения устного экзамена и регулирует систему оценки знаний.

«Введение устной части экзамена – вопрос уже решенный, и все, что необходимо сделать на данный момент – отработать систему сдачи нового экзамена».

Новый устный экзамен призван определить не только то, насколько выпускник усвоил правила грамматики, но и то, как хорошо он умеет выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл речи до слушателей-экзаменаторов. Правильная речь крайне важна для построения карьеры в современных отраслях экономики. Четкое формулирование задачи перед подчиненными необходимо для любого руководителя, а умение выражать мысли и доносить идеи – для каждого, кто стремится продвинуться по служебной лестнице. Вот почему школьнику важно знать не только правописание, но и выучить основы ораторского искусства. А формировать грамотную речь – задача уже школьных педагогов.

(ОФИЦИАЛЬНЫЙ  ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ   (26.10.16))

        «Минобрнауки и Рособрнадзор последовательно совершенствуют содержание итоговой аттестации, чтобы предоставить школьникам возможность полнее раскрыть не только свои знания, но и творческие способности, продемонстрировать коммуникативные навыки. Введение устного экзамена по русскому языку в 9-х, а затем и в 11-х классах может стать очередным важным шагом на этом пути, однако при его подготовке необходимо учесть всю сложность и беспрецедентность данного шага, ведь экзамен по русскому языку обязателен для всех выпускников. Технология устного экзамена должна быть максимально надежной, чтобы не допустить никаких сбоев», - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Рособрнадзор провел пилотную апробацию моделей устного экзамена по русскому языку

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела пилотную апробацию двух организационных моделей устной части основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку, который сдают выпускники 9-х классов. Этот нюанс запланирован с целью выявления объективной картины знаний учеников. Участие в апробации приняли школьники из трех регионов России: Московской области, Татарстана и Чеченской Республики. Для участия в первой апробации было отобрано по 10 школ в каждом из трех регионов, в том числе в выборку были включены школы, в которых ведется изучение национальных языков, и школы со стабильно низкими результатами ЕГЭ по русскому языку. В каждой из школ апробируются обе организационные модели устного экзамена в параллельных 9-х классах.

Первая из двух организационных моделей устного экзамена по русскому языку аналогична организационно-технологической модели устной части ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам: экзамен проводится за компьютером с использованием специального программного обеспечения и аудиогарнитуры. Алгоритмы по устной части уже есть. Как и при сдаче иностранных языков в устной форме, ученик в течение двадцати минут прослушивает задание и отвечает на пять вопросов, описывая картинку и задавая вопросы. Далее проверяющие слушают запись ученика и выставляют оценку.

В процессе экзамена учащийся получает задания, на которые дает устные ответы. Эти ответы записываются и направляются для дальнейшей проверки экспертам.

Вторая модель предполагает проведение устного экзамена в форме беседы на выбранную тему с членами экзаменационной комиссии. При этом в аудитории присутствует независимый эксперт, который оценивает качество устной речи экзаменуемого.

Результаты апробации будут проанализированы экспертами для выбора оптимальной модели, ее доработки и проведения более массовой апробации с участием всех субъектов Российской Федерации.

Аттестация учащихся будет проводиться после 9 и 11 классов, и дополнительно после

(ОФИЦИАЛЬНЫЙ  ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА .ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ   (28.10.16))

Глава Минобрнауки Ольга Васильева познакомилась с актуальными направлениями работы по совершенствованию КИМ ЕГЭ

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева познакомилась с работой Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) - подведомственной организацией Рособрнадзора, отвечающей за разработку контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации выпускников школ.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о работе над КИМ ЕГЭ и вносимых в измерительные материалы изменениях. "Содержание измерительных материалов имеет важнейшее значение, так как напрямую влияет на качество образования. Изменения в КИМ ЕГЭ идут эволюционно. Новое поколение измерительных материалов разрабатывается в соответствии с лучшими традициями отечественной педагогики и нацелено на то, чтобы дать возможность школьнику наиболее полно проявить свои знания и способности", - отметил Сергей Кравцов.

Особое внимание в ходе встречи было уделено необходимости разработки содержательного ядра образования по всем предметом, которое должно быть возвращено в федеральные образовательные стандарты. Ольга Васильева поддержала необходимость данного шага и поручила представить соответствующие разработки.

Министру были представлены новые перспективные модели измерительных материалов ЕГЭ, в частности модели устной части экзамена по русскому языку, которые прошли пилотную апробацию в октябре, а также новая модель ЕГЭ по литературе, состоящая только из творческих заданий и призванная выявить уровень литературного развития выпускников.

В ходе встречи были затронуты темы контроля уровня знаний в начальной и средней школе, проведения Всероссийских проверочных работ, совершенствования методики преподавания иностранных языков в свете планируемого включения этого предмета в число обязательных на ГИА-9 и ЕГЭ.

       Дополнительные изменения

Кроме введения устной части, главный экзамен по русскому языку ждут и иные изменения. Так, в 2017 году планируется ввести систему оценок за итоговое сочинение.

В данный момент сочинение как форма экзаменовки оценивается очень просто – «зачет» или «незачет», то есть сдал или нет. Это, по словам руководителя РАО Людмилы Вербицкой, слишком несправедливо по отношению к тем ученикам, для которых сочинение – удобная форма демонстрации знаний. Система оценки знаний в свободном изложении мыслей на заданную тему необъективна и оставляет множество лазеек, через которые оценку можно «натянуть» до желаемого «зачета». Введение четкой оценочной шкалы ликвидирует этот пробел в оценке знаний и поспособствует формированию более четкого и объективного взгляда на экзамен.

«С 2019 года задания для ЕГЭ будут печатать в аудиториях»,- заявил глава ведомства Сергей Кравцов.

Рособрнадзор намерен к 2019 году оснастить аудитории для сдачи ЕГЭ технологиями для сканирования и печати экзаменационных заданий.

"Мы планируем в 2019 году полностью перейти на технологии печати и сканирования экзаменационных заданий непосредственно в пункте проведения экзамена", - сказал Кравцов на заседании коллегии Минобрнауки во вторник.

Он отметил, что в прошлом году уже 30% пунктов сдачи ЕГЭ работали по этой технологии.

"Это полностью исключает человеческий фактор в обработке результатов. Нет необходимости учителям и членам государственной экзаменационной комиссии осуществлять раннюю доставку (заданий и бланков - ИФ) в пункты проведения экзамена, что вызывало определенное напряжение", - сказал Кравцов.

Изменились сроки основного периода сдачи ЕГЭ и ГВЭ. В частности, 26 мая не предусмотрено проведение каких- либо экзаменов.

        ЕГЭ досрочный - 20 марта (пн.), резерв: 7 апреля (пт.),  основной- 31 мая (ср.) резервный- 29 июня; осенний дополнительный период - 13 сентября.

 ОГЭ для выпускников 9-х классов пройдет в 3 этапа: досрочный- с 20 апреля по 6 мая, основной с 26 мая по 24 июня и дополнительный – с 4 по 21 сентября ( дни ОГЭ по русскому языку см. в таблице на сайте).

 В 2017 году при сдаче ЕГЭ появится единая шкала оценивания. Это значит, что баллы, полученные при сдаче ЕГЭ по предмету, будут влиять на оценку в аттестате.

   Сообщение подготовлено  по материалам  Интернет - сайтов:  

1.ФИПИ: «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ        ИЗМЕРЕНИЙ» И.П. Цыбулько для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ, Москва. 2016 г.

2. ОФИЦИАЛЬНЫЙ  ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКЗАМЕНА: «ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ  »).

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая контрольная работа по типу ГИА 8 класс (русский язык) на начало учебного года

Диагностическая контрольная работа по типу ГИА  по русскому языку в 8 классе на начало учебного года (6 вариантов часть А, часть В, бланки ответов, ответы).При подготовке контрольной работы испол...

Доклад по теме " Вещественные, изобразительные и документальные источники, используемые при изучении Отечественной войны 1812 года в школе"

Данный доклад -это совместная работа учащихся 9-11-х классов под руководством учителя истории Губаревой Лидии Александровны, созданный для научно-практической конференции....

Доклад по теме « Изменение концепции построения урока в рамках реализации ФГОС»

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. ...

Об изменениях в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2015 – 2016 учебного года

Изменения в КИМах по русскому языку в 2015-2016 учебном году...

2016-2017 Программа учебного предмета "Технология" (обучение, в условиях ФГОС), 5,7,8 классов

Программа  позволяет всем участникам образовательного поцесса  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся средствами данного у...

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку 2016-2017 уч.года для 5-6 классов.

Здесь даны задания школьного этапа олимпиады по русскому языку для 5-6 классов в 2016-2017 году. Задания даны с ответами....

Рабочие программы по русскому языку 2016 - 2017 гг.

Рабочие программы по предмету "Русский язык" для 6,7,9, 10 классов на 2016 - 2017 уч.год....