Что такое язык?
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ласкуткина Надежда Сергеевна

    О  красоте  русского  языка  говорили  многие  писатели.  В  путевых  заметках  о  путешествии  за  границей  Константин   Паустовский  писал  об  одном  арлезианце:   

он    долго  почтительно  стоял    невдалеке  от  нашего  столика    и  слушал  разговор,   потом  подошел  и  спросил,  на  каком  языке  мы  разговариваем. 

   А  почему  вы  это  спрашиваете?  -   спросили  мы в  свою  очередь… 

-Какой   -  то,  -  ответил  он,  -  необыкновенно   красивый  язык…» 

     Русский  язык  является  одним  из  самых  красивых  и  созвучных  языков  мира.  Иностранцы,  слушая  русскую  речь,  говорят,  что  льется,  как  песня.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_ya.docx751.65 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие по русскому языку

«Что  такое язык?»

Ласкуткина Надежда Сергеевна, воспитатель ГПД  ГБОУ школы № 212 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Язык  свободный,  мудрый  и  простой    

Нам  поколения  в  наследство  подарили  

Крылов  и  Пушкин,  Чехов  и  Толстой  

Его в  своих  твореньях  сохранили.          

 И.С.  Тургенев

Семь  мировых  загадок интересуют  людей с глубокой древности. Эти  загадки пытались разгадать ученые Древнего Египта в  4 – 3 тысячелетии до нашей эры. Эти загадки пытались разгадать ученые Древней Греции, жившие в те далёкие времена,  когда  люди  еще  не  умели  обрабатывать  железо.  а  обрабатывали  только  бронзу  и  из  бронзы  изготавливали  свои  орудия  труда.

      Эти  загадки  занимают  умы  и  современных ученых.

                                 Какие  это  загадки?  

  1.         Почему  мир  устроен  именно  так?

  2.         Разумна  ли  природа?

  3.         Как    куда  и  зачем  все  движется?

  4.         Как  возникла  жизнь?  

   5.        Что  такое  наше  сознание?  

   6.         Что  такое  язык  и  мышление?  

   7.         Отвечает  ли  человек  за  свои  поступки?                            

      Вы уже  заметили,  что  одной  из  величайших  загадок является  загадка,  что  такое  язык…  

Мы  всю  жизнь  будем  искать  разгадки  на  эти  вечные  вопросы,  пытаясь  понять,  кто  МЫ.  

А  пока  давайте  задумаемся  над  вопросом;  что  же  такое  человеческий  язык?  

                   Язык  в  жизни  человека                                   

Вы   читали  книгу   Редьярда   Киплинга  «Маугли»  о  жизни  мальчика,  который  рос  в  стае  волков?  

   В  основу  книги  были  положены  реальные  события,  о  них  писатель  узнал  из  газет.   В  газетах  сообщалось  о  странном  ребенке,  которого  нашли в  джунглях  Индии.  Он  ел  сырое  мясо,  передвигался  на  четвереньках,  выл  и  скулил,  как  волчонок.  Но  самым  страшным  было  то,  что  этот  ребенок  не  знал  человеческого  языка.  Он  не  мог  разговаривать  с  другими  людьми,  как  человек…    

     Мальчика  усыновила  одна  семья.  Его  долго  обучали  человеческому  языку,    учили  говорить,  понимать,  думать,  вести  себя,  как  человек.          

       Прошло  немало  времени,  прежде  чем  мальчик  научился  говорить.   Его    первыми  словами  были  самые  важные  слова в  жизни  каждого  человека.      

    Как вы  думаете,  какие  первые  слова  научился  произносить  и  понимать  ребенок,  о  котором  писали  газеты  всего  мира?  

     Запишите  эти  слова  в  тетрадь.    

Давайте  на  время  представим  себе  нашу  жизнь  без  языка…  

     Как  без  языка  передать  и  получить  знания  обо  всем,  что  окружает  человека,  знания  о  самом  человеке,  знания,  накопленные  не  только  нашим  народом,  но  и  всем  человечеством?    

     

Попытайтесь  составить  текст – рассуждение  о  том,  почему  люди  не  могут  обойтись  без  человеческого  языка.  

Не  следует  думать,  что  язык  существует  только в  жизни  людей.  На  своих  языках  «говорят»  и  животные  и  растения.  

                         

Как  предупреждает  непрошенного  гостя  сердитый  пес?  

Как  выражает  свою  радость  петух?  

Как  привлекают  пчел  и  других  насекомых  цветы?  

Расскажите  о  том,  какие  другие  языки  в  животном  и  растительном  мире  вы  наблюдали. 

  И  мы  в  своей  жизни  используем  различные  языки.  

   

Рассмотрите  рисунки   и  подумайте,  в  каких  значениях  употребляется  слово  язык.

 

 Язык  наш  певуч    

    О  красоте  русского  языка  говорили  многие  писатели.  В  путевых  заметках  о  путешествии  за  границей  Константин   Паустовский  писал  об  одном  арлезианце:    

он    долго  почтительно  стоял    невдалеке  от  нашего  столика    и  слушал  разговор,   потом  подошел  и  спросил,  на  каком  языке  мы  разговариваем.  

   А  почему  вы  это  спрашиваете?  -   спросили  мы в  свою  очередь…  

-Какой   -  то,  -  ответил  он,  -  необыкновенно   красивый  язык…»  

     Русский  язык  является  одним  из  самых  красивых  и  созвучных  языков  мира.  Иностранцы,  слушая  русскую  речь,  говорят,  что  льется,  как  песня.  

    Вслушайтесь   в  звучание  стихов  А,С,  Пушкина:  

                     Буря  мглою  небо  кроет,

                  Вихри  снежные  крутя;

                  То,  как  зверь,  она  завоет,  

                  То  заплачет,  как  дитя,  

                  То  по  кровле  обветшалой    

                  Вдруг  соломой  зашумит,  

                  То,  как  путник  запоздалый,  

                  К  нам  в  окошко  застучит…  

Прочитайте  эти  стихи  выразительно,  пытаясь  изобразить  голосом  вой  бури  за  окном,  шуршание  соломы,  стук  в  окошко.  

 

   

Прочтите  несколько  раз стихотворные  строки  А,С,  Пушкина

           Уж  небо  осенью  дышало,

           Уж  реже  солнышко  блистало,

           Короче   становился  день,  

           Лесов  таинственная  сень  

           С  печальным  шумом  обнажалась.  

Какие  звуки  речи  помогают  поэту  передать  шелест  опадающих  листьев,    шуршание  сухой  травы?  

     Прислушайтесь,  о  чем  «говорят»  звуки  в  стихах  Валерия  Брюсова.  

Сухие  листья,  сухие  листья,                                                                                 Сухие  листья,  сухие  листья

Под  тусклым  ветром  кружат,  шуршат.

Сухие  листья,  сухие  листья,  

Под  тусклым  ветром  сухие  лисья,  

Кружась,  что  шепчут,  что  говорят?

      Повторение  каких  звуков  мешает  быстрому  и  правильному  произнесению  скороговорок?  

Сшит  колпак  не  по-колпаковски,

Вылит  колокол  не  по-колоколовски.

Шла  Саша  по  шоссе  и  сосала  сушки.

Жутко  жуку  жить  на  суку.

Веселей,  Савелий,  сено  пошевеливай.  

   Соблюдайте  культуру   устной  речи!    

Сначала  подумайте,  а  потом  говорите!  

Не  говорите  себе  под  нос!

Четко  выговаривайте  слова!

Не  употребляйте  в  речи  грубых  выражений  и  слов!

                                         

   Какие  правила  речевого  поведения  забыли  эти  ребята?  

            В  НАРОДЕ  ГОВОРЯТ:

 Красна  речь  слушанием.    

Петь  хорошо  вместе,  а  говорить  порознь.

Бог  дал  два  уха,  а  один  язык.

Много  говорено,  да  мало  сказано.

Поменьше  говори,  побольше   услышишь!  

Сперва  подумай,  потом  скажи!        

                       Высказывания  о  языке    

Берегите  чистоту  языка  как  святыню!   Никогда   не  употребляйте  иностранных  слов.  Русский  язык  так  богат  и  гибок,  что  нам  нечего  брать  у  тех,  кто  беднее  нас.      

                                              И.С.  Тургенев  

     …Настоящий,  сильный,  где  нужно – трогательный,  где  нужно – строгий,  где  нужно – страстный,  где  нужно – бойкий  и  живой  язык  народа.  

                                             Л.Н.  Толстой    

Язык  свободный,  мудрый  и  простой    

Нам  поколения  в  наследство  подарили  

Крылов  и  Пушкин,  Чехов  и  Толстой  

Его в  своих  твореньях  сохранили.          

 И.С.  Тургенев

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий турнира знатоков русского языка для 8 класс на темк: "Славим тебя, русский язык1"

Данный сценарий внеклассного мероприятия посвящен Международному дню родного языка. Он включат всебя как различный познавательный материал, так и задания, которые способствуют воспитанию у чащихся инт...

Работа с текстом на уроках английского языкa

В условиях организации искусственной  языковой среды работа с текстом представляется  особенно важной. Текстовая информация дает основную, если не главную, мотивацию к изучению иностранного ...

Тeхнoлoгичecкaя кapтa уpoкa pуccкoгo языкa в 7 клacce по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями»

Клacc:7  клaccУМК: Pуccкий язык 7клacc. Лaдыжeнcкaя Т.A.Тeмa уpoкa: «Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями»Урок усвоения новых знаний...

Тeхнoлoгичecкaя кapтa уpoкa pуccкoгo языкa в 8 клacce по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»

Клacc: 8  клaccУМК: Pуccкий язык 8 клacc. Бархударов С.Г.Тeмa уpoкa: «Виды подчинительной связи слов в словосочетании»Урок усвоения новых знаний...