Урок русского языка в 8 классе по теме «Зачем нам нужен синтаксис?»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Использование элементов деятельностного подхода в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе по теме
«Зачем нам нужен синтаксис?»
с использованием технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
(использование элементов деятельностного подхода в обучении)
Цели урока:
образовательные
- вспомнить, что такое синтаксис и каковы его функции
- усвоить единицы синтаксиса
- выявить средства связи единиц синтаксиса (компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности)
развивающие
- развивать критическое мышление через чтение информационного текста,
- развивать логическое мышление,
- развивать языковое чутьё, чувствовать красоту языка;
- развивать умение работать в команде (компетентности: интеллектуальная, социальная).
воспитательные
- поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности)
Структура урока
ХОД УРОКА
Стадия вызова
-Вспомните: по каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли ? Начните с самой первой (фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология).
-Обратимся к отрывку « Разговор Алисы и Синей Гусеницы из сказки «Алиса в Стране Чудес» Л.Кэрролла (текст на доске)
-Что это ты выдумываешь? - строго спросила Гусеница. – Да ты в своем уме?
- Не знаю, - отвечала Алиса. – Должно быть, в чужом. Видите ли …
-В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?
Что это ты выдумывать строго спросить гусеница да ты в свой ум не знать отвечать Алиса должно быть видеть ли
-Что пропало, исчезло? (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания).
-Какие же разделы науки о языке позволяют восстановить текст?
(Морфология - наука о формах и синтаксис - наука о сочетании слов в словосочетаниях и предложениях).
-Итак, определим тему урока: «Чем нам поможет синтаксис?». Запишите тему урока в тетрадь.
А теперь определим цели нашего урока. (Учитель знакомит с целями урока).
Задание 1. Разделитесь на две команды.
Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы:
- 1-я команда. Опустилась, трудного, ночь, внезапно, тихая, после дня, город.
- 2-я команда. Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.
Структурируйте сведение, оформив их кластером.
Какие трудности встретились вам при выполнении задания?
Кластер
Синтаксис
Словосочетание Предложение
Сочинение Подчинение
Согласование Управление Примыкание
Стадия осмысления
Задания 2. Прочитайте текст в учебнике «Что такое синтаксис?» на стр. 21-22 (Русский язык. Учебник для 8 класса средней школы. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.: Изд. «Дрофа», 2009), используя известный вам приём маркировки. После прочтения заполните таблицу 3 с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).
Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу графами (метод активного чтения)
-знаю. | -новое | - вызывает сомнения | - толстые и тонкие вопросы по ходу чтения. |
Морфология и синтаксис - два раздела грамматики. Морфология изучает формы слов. Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Связи между словами определяем с помощью вопросов, окончаний и предлогов. | Словоформы сцеплены попарно – главный закон синтаксиса. С помощью вопросов мы извлекаем грамматическое значение. Грамматическая связь позволяет передать смысловую связь слов. | Можно ли без вопросов определить связи между словами в предложении? | Тонкие: Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Толстые: Как связаны морфология и синтаксис? Как осуществляется синтаксическая связь слов? Какие типы синтаксической связи существуют? Почему? |
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.
Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. «Морфология - это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения», - узнали вы в 5классе. Теперь об этом подробнее.
Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения.
Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ, слова изменяются, чтобы они могли войти в общение друг с другом.
Можносказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи – возможность словом соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает сочетания слов.
Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили о той роли, которую играют разные речи в предложении.
Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов, и чтобы мы могли правильно выразить свою мысль.
Итак, Белеет парус – это связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус, какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря в тумане, каком? В тумане голубом.
Мы видим, что каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы «сцеплены» попарно. Это один из главных законов синтаксиса.
Беседа с классом по вопросам:
- Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
- Какую новую информацию вы получили?
- Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласованы?
- Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.
Стадия рефлексии
-Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов- используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: словоформы и предлоги).
Дадим кластер с учетом нового, что мы узнали.
Кластер
форма слова пунктуация
морфология + синтаксис = грамматика
словосочетание предложение
простое сложное
синтаксические связи синтаксические связи между словами между предложениями
вопросы союзы окончания предлоги
Выполнение практического задания
Задание 3. Выполните задание 1 по учебнику: разбить предложения на словосочетания. Обратите внимание на образец.
Образец
Осы вились над корзиночкой с белым хлебом, над граненой вазой с вареньем, над чашкой. (М. Бунин).
Вились над корзиночкой, над корзиночкой с хлебом, с белым хлебом, вились над вазой, над граненой вазой, над вазой с вареньем, вились над чашками.
Постройте схемы.
1.В самой глубине леса на пнях и волчьих кустарниках остались не засыпанные снегом волчьи заметки (М. Пришвин).
2. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами (А. Чехов).
3. Однажды в суровую зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов).
4. В деревне у меня сразу же завелись обширные любопытные знакомства с крестьянами (Н.Лесков).
5. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (А. Пушкин).
Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей?
Чему научились?
А теперь запишем домашнее задание: подготовьте письменные ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы, задание 21 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....