пособие по фразеологии
учебно-методическое пособие по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Федосова Елена Анатольевна

Настоящее пособие предназначено для студентов высших учебных заведений очной и заочной формы обучения и соответствует изучению курса «Русский язык и культура речи». Оно позволяет расширить представление о фразеологии как разделе языкознания и повысить уровень владения устной и письменной речью. В основу пособия вошли материалы лекций, имеющие своей целью формирование умений использования фразеологизмов в контексте современного литературного языка. Учебно-методическое пособие содержит также тесты, позволяющие проверить уровень овладения студентами лексическими языковыми нормами, а также навыками работы со словарем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_frazeologiya.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Федосова

Занимательная фразеология

Учебно-методическое пособие

d31_1

Волгодонск

2011

УДК 811.161.1

ББК 81.2.РУС-5

Печатается по решению

кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины

№  9  от  «25» мая 2011

Рецензенты:

к.филол. н., доцент И.В.Усова,

к.филол.н., ст.пр. А.А.Дегтерева

Занимательная фразеология: Учебно-методическое пособие/ Авт-сост. Е.А.Федосова; филиал ДГТУ в г.Волгодонске. - Волгодонск, ВПО, 2011.-  114 с.

Настоящее пособие предназначено для студентов высших учебных заведений очной и заочной формы обучения и соответствует изучению курса «Русский язык и культура речи». Оно позволяет расширить представление о фразеологии как разделе языкознания и повысить уровень владения устной и письменной речью. В основу пособия вошли материалы лекций, имеющие своей целью формирование умений использования фразеологизмов в контексте современного литературного языка. Учебно-методическое пособие содержит также тесты, позволяющие проверить уровень овладения студентами лексическими языковыми нормами, а также навыками работы со словарем. 

© Филиал ДГТУ, 2011

© Автор-сост. Е.А.Федосова


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

§ 1. Этимология в рамках вузовского образования

§ 2. Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русская лексика

§ 3. Иностранные слова в русском языке

§ 4. Этимология слов, обозначающих названия ягод, овощей

§ 5. Этимология слов, обозначающих названий растений

§ 6. Этимология слов, обозначающих названия блюд

§ 7. Поговорим о происхождении имени

§ 8. Занимательная топонимика

6

8

10

31

40

49

54

56

Из античной мифологии

Бочка данаид - бессмысленный, бесполезный труд.

Как гласит древнегреческая легенда, давным-давно на ливийском троне восседал царь Данай, у которого было пятьдесят красавиц-дочек. А египетскому царю Египту боги даровали полсотни сыновей, которых он задумал сосватать с дочерьми Даная. Но ливийский царь воспротивился воле Египта и вместе с дочерьми пустился в бегство. В греческом городе Аргосе сыновья настигли Даная и силой принудили его дочек вступить с ними в брак. Но Данай не пожелал мириться с таким исходом и подговорил дочерей после свадебного пиршества убить супругов. Повеление отца исполнили все, кроме одной из сестер. Прекрасная Гипермнестра искренне полюбила красавца Линкея и не смогла лишить его жизни.

Преступление, совершенное Данаидами, разгневало Богов, и они жестоко покарали провинившихся. В ужасном Тартаре их ждало страшное проклятие – сестры навечно обречены наливать воду в бездонную бочку, пытаясь наполнить ее. 

Вернуться к своим пенатам - возвратиться под родную кровлю.

Что значит пенаты и почему к ним возвращаются? Древние римляне верили в добрых, уютных божков, живущих в каждом доме и охранявших его, своебразных домовых. Их звали пенатами, почитали, угощали едой со своего стола, а уезжая на чужбину, старались увозить с собой их маленькие изображения.
     Вспомните «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:

Своим пенатам возвращенный,

Владимир Ленский посетил

 Соседа памятник смеренный.

Дары данайцев - коварные дары, приносимые с предательской целью.

Выражение из «Илиады»: в легенде греки взяли Трою, соорудив огромного деревянного коня и подарив его троянцам. Внутри коня был спрятан отряд воинов.

Загадка сфинкса -  сложная, трудно решаемая задача.

Согласно греческим легендам, сфинкс – это чудовище, обладающее женским лицом, львиным телом и огромными птичьими крыльями. Он восседал на высоком утесе возле городских ворот Фив и каждому путнику задавал один и тот же вопрос: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Тех, кто не отгадывал загадку, ждала ужасная смерть в лапах чудища.

Единственным из людей, кому удалось найти правильный ответ, стал Эдип, сын правителя Фив. «Маленький ребенок ползает на четвереньках, взрослый человек ходит на двух ногах, а старик еще и опирается на палку», – ответил юноша. Сфинкс, не ожидая, что кому-то удастся разгадать его головоломку, в отчаянии сорвался с утеса и насмерть разбился о скалы.

Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.

  В древнегреческих мифах рассказывается, что герой Язон отправился в Колхиду (восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно (золотую шерсть барана), которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти пламя. Язон построил корабль «Арго» (быстрый), по имени которого участники этого, по преданию первого, дальнего плавания древности были названы аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Язон, преодолев все препятствия, благополучно завладел золотым руном. Первым, изложившим этот миф, был поэт Пиндар (518—442 гг. до н. э.).

Между Сциллой и Харибдой - о ситуации, когда угроза исходит с двух сторон. (Синоним - между молотом и наковальней.)

Так древние греки называли двух чудовищ, которые обитали по обеим сторонам Мессинского залива и нападали на корабли, проходившие мимо них.
В «Одиссее» Гомера Сцилла и Харибда описываются так (перевод Василия Андреевича Жуковского):

Сцилла ...без умолку лая,

Визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным,

Всю оглашает окрестность чудовище. К ней приближаться

Страшно не людям одним, но и самим бессмертным...

Мимо ее ни одним мореходец не мог невредимо

С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув,

Разом она по шести человек с корабля похищает...

Близко увидишь другую скалу...

Страшно все море под тою скалою тревожит Харибда,

Три раза в день поглощая и три раза в день извергая

Черную влагу, не смей приближаться, когда поглощает:

Сам Посейдон от погибели верной тогда не избавит...

ЛАТИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

 

Ab hoc et ab hoc - так и сяк, без толку, кстати и некстати

Abiit, excessit, evasit, erupit - ушел, скрылся, спасся, бежал (Цицерон)

Ab incunabulis - с колыбели, с самого начала

Ab initio - с возникновения, от начала

Ab origine - с самого начала, с азов

Ab ovo - с начала (доcл.: с яйца)

Ab ovo usque ad mala - от начала до конца (Гораций) (доcл.: от яйца до яблок; у римлян обед начинался с яиц, кончался яблоками)

Absque omni exceptione - без всякого сомнения

Ab urbe condita - от основания Рима

Actum atque tractatum - сделано и обсуждено

Ad absurdum - приведение к нелепому выводу

Ad avisandum - для предуведомления

Ad cogitandum et agendum homo natus est - для мысли и действия рожден человек

Ad extra - до крайней степени

Ad fontes - обращаться к источникам, к оригиналам

Ad infinitum - до бесконечности, без конца

Ad Kalendas Graecas - после дождичка в четверг (досл.: до греческих календ, которых у греков не было)

Ad libitum - по желанию, по усмотрению, на выбор

Ad litteram - буквально, дословно

Ad patres - к праотцам, умереть

Ad unguem - до ноготка, до точности

Alea jacta est - жребий брошен; принято бесповоротное решение (Юлий Цезарь)

Alibi - в другом месте

Aliena vitia in oculis habemus, а tergo nostra sunt - чужие пороки у нас на глазах, наши - за спиной; в чужом глазу соломинку ты видишь, в своем не замечаешь и бревна

А linea - с новой строки

Alma mater - кормящая мать, мать-кормилица (почтительно об учебном заведении)

Alter ego - мой двойник, другой я

Amat victoria curam - победа любит старание (заботу)

Amicus certus in re incerta cernitur - верный друг познается в беде

Amicus humani generis - друг рода человеческого

Amicus Plato, sed magis amica veritas - мне дорог Платон, но истина еще дороже; правда превыше всего (доcл.: друг Платон, но правда дороже) (Аристотель)

Amor tussisque non celantur - любовь и кашель не скроешь Anni currentis (а. с.) - сего (текущего) года Anni futuri (а. f.) - будущего года

Antiquo more - по старинному обычаю

А pedibus usque ad caput - с ног до головы

А prima facie - на первый взгляд

А priori - заранее, до опыта, без проверки, независимо от опыта

Arbor vitae - дерево жизни

Argumentum ad ignorantiam - довод, рассчитанный на неосведомленность собеседника

Ars longa, vita brevis est - область науки безгранична, а жизнь коротка; искусство долговечно, жизнь коротка (Гиппократ)

А solis ortu usque ad occasum - от восхода солнца до заката

Audaces fortuna juvat - смелым судьба помогает (Вергилий)

Aut Сaesаr, aut nihil - все или ничего; или Цезарь, или ничто

Aut vincere, aut mori - победа или смерть; победить или умереть

Avis rаrа - редкая птица, редкость

Beatitudo nоn est virtutis praemium, sed ipsa virtus - счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести (Спиноза)

Bellum frigidum - холодная война

Вonа mente - с добрыми намерениями

Brevi manu - без проволочек, без формальностей (досл.: короткой рукой)

Brevis esse laboro, obscurus fiо - если я стараюсь быть кратким, я становлюсь непонятным

Саrре diem - лови день; пользуйся каждым днем; не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня (Гораций)

Castigare ridendo mores - смехом исправлять нравы

Causa causalis - причина причин, главная причина

Cessante causa, cessat effectus - с прекращением причины прекращается действие

Сеterа desiderantur - об остальном остается только желать

Ceteris paribus - при прочих равных условиях

Circulus vitiosus - порочный круг

Citius, altius, fortius! - быстрее, выше, сильнее! (девиз олимпийских игр)

Cogito, ergo sum - я мыслю, следовательно, существую (Декарт)

Cognosce te ipsum - познай самого себя

Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur - при согласии малые дела растут, при несогласии великие дела разрушаются (Гай Саллюстий Крисп)

Concordia victoriam gignit - согласие порождает победу

Conditio sine qua non - обязательное условие

Consuetudo est аlterа natura - привычка - вторая натура

Consumor aliis inserviendo - служа другим, расточаю себя; светя другим, сгораю сам

Contraria contrariis curantur - противоположное лечится противоположным

Contra vim mortis nоn est medicamen in hortis - против силы смерти в огородах (садах) нет лекарств

Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare - каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в ошибке (Цицерон)

Cum grano salis - с крупинкой соли; остроумно, с умом, с оговорками

Curriculum vitae - жизнеописание, краткие сведения о жизни, биография (досл.: бег жизни)

Debes, ergo potes - должен, значит можешь

De die in diem - изо дня в день

De (ех) nihilo nihil - из ничего - ничто; ничто не возникает из ничего (Лукреций)

De facto - фактически, на деле

De gustibus et coloribus (non) est disputandum - о вкусах и цветах (не) спорят

Dе jure - юридически, по праву

De lingua slulta incommoda multa - из-за пустых (глупых) слов бывают большие неприятности

De mortuis aut bene aut nihil - об умерших не злословить (досл.; о мертвых или хорошо, или ничего) 

Detur digniori - да будет дано достойнейшему

Deus ех machina - неожиданное вмешательство (доcлe.; бог из машины) (Сократ)

Devictus beneficio - побежден благодеянием

De visu - воочию, своими глазами, как очевидец

Docendo discimus - уча, мы сами учимся

Errare humanum est- человеку свойственно ошибаться

Exegi monumentum - воздвиг я памятник себе (Гораций)

Festina lente - спеши медленно (тише едешь - дальше будешь)

Fiat lux! - да будет свет!

Gutta cavat lapidem - капля долбит камень (Овидий)

Habent sua fata libelli - и книги имеют свою судьбу

Homo homini lupus est - человек человеку волк

Нomо ornat locum, nоn locus hominem - не место красит человека, а человек - место

Homo sapiens - человек разумный

Homo sum et nihil humani a me alienum puto - я человек, и ничто человеческое мне не чуждо

Jurare in verba magistri - клясться словами учителя Jure

Littera scripta manet - написанное остается; что написано пером, того не вырубишь топором

Margaritas ante porcas - бисер перед свиньями (метать)

Nemo nascitur doctus - никто не рождается ученым

Nomen est omen - имя говорит само за себя Nomen nescio

Non bis in idem - дважды за одно и то же нельзя наказывать

Non scholae, sed vitae discimus - мы учимся нe для школы, a для жизни

Nosce te ipsum - познай самого себя

Nota bene (NB) - обрати внимание; хорошо заметь

Nulla aetas ad discendum sera - учиться никогда не поздно

Nulla dies sine linea - ни одного дня без строчки (Плиний)

Nulla regula sine exceptione - нет правил без исключении

Nullum malum sine aliquo bono - нет худа без добра

Nunquam petrorsum, semper ingrediendum - не шагу назад, всегда вперед

Omne nimium nocet - все излишнее вредит

О tempora, о mores! - о времена, о нравы!

Paupertas nоn est vitium - бедность - не порок

Per aspera ad astra - через тернии к звездам!

Per risum multum cognoscimus stultum – пo-беспричинному (букв-: частому) смеху мы узнаем глупца

Primus inter pares - первый среди равных

Pulchre sedens melius agens - рус. - семь раз отмерь, один раз отрежь

Quilibet fortunae suae faber - каждый сам кузнец своего счастья

Quot homines, tot sententiae - сколько голов, столько умов

Radices litterarum amarae sunt, fructus dulces - корни наук горьки, плоды сладки

Sancta sanctorum - святая святых

Sapienti sat - разумному достаточно; умный поймет с полуслова

Sed semel insanivimus omnes - однажды мы все бываем безумны

Similia similibus curantur - подобное излечивается подобным (клин клином вышибается)

Tempora mutantur et nos mutantur in illis - времена меняются, и мы меняемся вместе с ними (Овидий)

Terra incognita - неведомая земля; неизведанная область

Tertium nоn datur - третьего не дано

Ubi concordia - ibi victoria - где согласие - там победа

Veni, vidi, vici - пришел, увидел, победил

Via scientiarum - путь к знаниям; дорога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

Тема: "Комплекты пособия по теме: "Лоскутная мозаика". Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического повторения."

Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического применения....

Проектное занятие по русскому языку по теме "Простое предложение. Создание электронного пособия пособия"

     Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение».  В нём охватывается изучение теоретических  сведений и практическая работа, что по...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Музыкальные загадки»

Описание работы с алгоритмом использованияэлектронного интерактивного дидактического мультимедийного пособияв образовательном процессеТема пособия: «Музыкальные загадки»Возраст целевой гру...