Готовимся к ЕГЭ. 24 задание. Выразительные средства синтаксиса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Готовимся к ЕГЭ. 24 задание.
Выразительные средства синтаксиса (определения и примеры для разбора задания 24 на уроке русского языка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24_zadanie._sintaksicheskie_sredstva.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ЕГЭ. 24 задание.
Выразительные средства синтаксиса
Стилистические ПРИЁМЫ (ФИГУРЫ) | |||||
Риторический вопрос | Стилистическая фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Для риторического вопроса характерно противоречие формы и содержания по признаку утвердительность - отрицательность. Предложения отрицательные по форме, предают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицания. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный. Изредка пользуются сочетанием того и другого. | Богатство хорошо иметь; но должно ль им кому гордиться сметь? В собольей дурака я шубе видел, который всех людей, гордяся, ненавидел. (М.Ломоносов) | 1)Вопросительное предложение содержит утверждение. Попробуем выразить те же мысли в форме повествовательного предложения: "Никто не должен сметь гордится богатством. Любоваться тут нечем". Что изменилось? Смысл предложения остался прежним, но исчезла эмоциональность и выразительность, которые вносил риторический вопрос. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи. | ||
Риторическое восклицание | Стилистическая фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание служит для усиления выразительности речи. | 1)Увы! пред властью чужой склонилась страна. (М.Ю.Лермонтов) 2)Ужасный день! Увы! все гибнем: кров и пища! 3)Мой друг, отчизне посвятил души прекрасные порывы! | Увы! - выражает сильное сожаление, горечь от того, что говорится в следующем предложении. Первое предложение является простым восклицанием (в такой роли выступило междометье увы). Второе предложение выражает ужас, страх. Третье предложение выражает побуждение к действию. | ||
Риторическое обращение | Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, т.е. адресата. Риторическое обращение - это стилистическая фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям, и т.п. выражается различное отношение автор к тому, о чем говорится, передается торжественность, приподнятость и другие оттенки настроения. | 1) Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неразделим и вечен. (А.С.Пушкин) 2)Цветы, любовь, деревья, праздность, Поля! я предан вам душой. (А.С.Пушкин) | 1)"Друзья мои" - обращается поэт к своим лицейским друзьям. Обращение относится к конкретным людям, оно используется, чтобы привлечь внимание собеседника (адресата речи). Это простое обращение. 2) Во 2-м предложении обращение относится к неодушевленным предметам - цветам, деревьям, полям, отвлеченным понятиям, и эти предметы не могут быть собеседниками автора, не могут ответить на его обращение. Такие обращения придают речи торжественность, показывают эмоциональное состояние автора. Эти обращения называются риторическими. | ||
Инверсия | В русском языке существует прямой и обратный порядок слов в предложении. Инверсия- это нарушение прямого порядка слов. Это художественный прием, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности. | Прямой порядок слов: подлежащее - сказуемое. Обратный порядок слов: сказуемое - подлежащее. 1) 0пасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. 2)Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. | 1)Инверсия главных членов предложения, на передний план выдвигается сказуемое. Инверсия сказуемого и определений. Перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок. | ||
Парцелляция | (оформление одного высказывания в ряде обособленных отрезков, выделяемых на письме точками в качестве самостоятельных предложений). Это средство изобразительности, особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений | У Анны беда стряслась. Большая. В этом году я был на море. Первый раз в жизни. | |||
Градация | В переводе с латинского "постепенное повышение, усиление" Градация - фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т. п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака. | 1)Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем. 2)То не конский топ, не людская молвь, не труба трубача с поля слышится, а погодушка свищет, гудит, свищет, гудит, заливается. (А.С.Пушкин) | 1)Однородные эпитеты чистое, непорочное, прекрасное расположены по степени нарастания, усиливают впечатление от картины. 2)Однородные олицетворения расположены в порядке нарастания: свищет, гудит, заливается. И в первом, и во втором примере градация создает впечатление развивающегося действия или ощущения. | ||
Умолчание | (оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось недосказанным. | Над нами восходят созвездья чужие, Над нами чужие знамёна шумят… Что это? Слезы …или кровь? Человек - высшая на земле ценность... | |||
Антитеза | резкое противопоставление, противоречие трех предметов, которые сравниваются. Обычно противопоставление выражается с помощью антонимов, общеизвестных и контекстуальных. Противопоставление усиливает выразительность речи. Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов, персонажей, элементов, композиций и т.п. | Где стол был яств, там гроб стоит. (Т.Державин) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица) 1 .Ты богат, я беден, Ты - прозаик, я - поэт (А. С. Пушкин) 2.Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! (В. Брюсов) 3. Ты и убогая. Ты и обильная, Ты и могучая. Ты и бессильная! Матушка Русь (Н. Некрасов) 4. Мне грустно потому, что весело тебе | Усиливается выразительность: Резкое противопоставление слов яства - гроб, богатый - бедный, пирует - горюет, будни - праздник. В основе всех противопоставлений в этих примерах лежат антонимы. Эти слова являются антонимами всегда (богат - беден, друг - враг, могучая - бессильная - общеязыковые антонимы) или только в данных текстах (прозаик - поэт, царь - раб, убогая - обильная – контекстные антонимы), но все они противостоят друг другу и тем самым усиливают признаки, которые называют. Оттеняют тот признак, по которому сравниваются, сопоставляются. Противопоставляются предметы, о которых идет речь. | ||
Оксюморон | Фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: Пышное природы увяданье. | 1 Таинственно шумит лесная тишина, Незримо по лесам поет и бродит Осень (И.А. Бунин) 2.В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет. (С. Есенин) 3.Убогая роскошь наряда (Н. Некрасов) | Сочетание несовместимых понятий - тишина шумит - усиливает то таинственное ощущение, которое возникает в пустом осеннем лесу, когда каждый легкий шорох на фоне молчания леса приобретает особое звучание, наполняет загадочным смыслом. 2. Сочетание от прохлады согрет подчеркивает общее эмоциональное состояние поэта, при котором он ощущает тепло даже от холодных предметов | ||
Многосоюзие (полисиндетон) | Стилистическая фигура, состоящая в номерном увеличении количества союзов в предложении обычно для связи однородных членов. | Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. | Благодаря многосоюзию создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. | ||
Бессоюзие (асиндетон) | Сознательный отказ от соединения союзами перечисляемых понятий. В таких случаях большое значение приобретает интонация, используется выразительная пауза, подчеркивающая перечисляемые слова. | Все кончилось: патроны, уголь, хлеб. Безумный город превратился в склеп. Где гулко отдавалась канонада. | Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект. | ||
Синтаксический параллелизм | Одинаковые синтаксические построения (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. | 1 .Молодым везде у нас дорога. Старикам везде у нас почет. 2.Твой ум глубок, что море Твой дух высок, что горы. | |||
Отрицательный параллелизм | Параллелизм, построенный на отрицательном сравнении. Для пословиц характерен синтаксический параллелизм | То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То мое сердечко стонет, Как осенний лист, дрожит. Будешь много читать – будешь много знать. | |||
Анафора | Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | 1 .Грозой снесенные мосты. Гроба с размытого кладбища. 2.Черноглазую девицу, черногривого коня! З.Не напрасно дули ветры. Не напрасно шла гроза. 4.Брожу ли я вдоль улиц шумных. Вхожу ль во многолюдный храм. Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. | 1 .Анафора звуков 2.Анафора морфемная. 3 .Анафора лексическая. 4.Анафора синтаксическая: повторение одних и тех же синтаксических конструкций. | ||
Эпифора | Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложений) | 1 .Мне захотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? 2.Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. | |||
Лексический повтор | это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание | Лексический повтор: 1) анафора 2) эпифора 3) подхват (Серпилин молчал. Молчал и думал…) Самое сладкое и самое трудное - думать. Думать самому... | |||
Именительный темы | стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает тему сообщения, а вторая – высказывание по поводу данной темы. | Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова. Море! Когда произнесешь это слово, кажется, что вышел гулять, посматривая на горизонт. | Привлекает внимание читателя или слушателя к значимым частям текста, придаёт особую экспрессивность. | ||
Эллипсис | Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном | 1 .Офицер - из пистолета, Теркин - в мягкое штыком. 2. В твоих садах – цветы, В моих – печаль. | Эллипсис так же, как и эпифора, усиливают выразительность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выразительные средства синтаксиса
Элективный курс для предпрофильной подготовки "Выразительные средства синтаксиса" поможет обучающимся при выполнении задания 8 частиВ при сдаче ЕГЭ по русскому языку...
Выразительные средства синтаксиса
Элективный курс в 9 классе 10 часов...
Основные выразительные средства синтаксиса
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по программе С.И. Львовой по теме "Основные выразительные средства синтаксиса"...
Реферат "Работа над выразительными средствами синтаксиса в соответствии с требованиями нового стандарта основного общего образования по русскому языку"
Реферат "Работа над выразительными средствами синтаксиса в соответствии с требованиями нового стандарта основного общего образования по русскому языку" содержит описание основных выразительных средств...
Готовимся к ЕГЭ. 26 задание. Выразительные средства синтаксиса
теоретический материал для подготовки е ЕГЭ по рускому языку(задание 26)...
Материалы для презентации "Основные выразительные средства синтаксиса"
Материалы для презентации "Основные выразительные средства синтаксиса"...