Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка 4-5 малокомплектный СКК школы VIII вида.
Цель: познакомить с понятием одушевлённые и неодушевлённые существительные
Задачи:
Образовательные
- выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;
Коррекционные
Развитие и корригирование речи через обогащение словарного запаса, через отгадывание загадок, составление предложений, полные ответы на вопросы;
- корригирование операции мышления: анализ, сравнение, обобщение
Воспитательные
воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4-5_klass.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 – 5 малокомплектном специальном (коррекционном) классе школы VIII вида
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цель: познакомить с понятием одушевлённые и неодушевлённые существительные
Задачи:
Образовательные
- выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;
Коррекционные
Развитие и корригирование речи через обогащение словарного запаса, через отгадывание загадок, составление предложений, полные ответы на вопросы;
- корригирование операции мышления: анализ, сравнение, обобщение
Воспитательные
воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, работать в паре и самостоятельно.
Время: 40 мин.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Словарная работа.
- Постановка учебной задачи, поиск решения.
- Физминутка.
- Работа с учебником.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята не удивляйтесь, вы попали в научную лабораторию.
- А, вы знаете, что такое лаборатория?
- Это учреждение, где проводятся различные исследования, наблюдения, опыты, эксперименты. Второе значение у слова – помещение, где располагается это учреждение.
Сегодня наш класс превращается в научную лабораторию слова, и вы сегодня не ученики, а научные работники лаборатории слова. Записывать результаты наблюдений и исследований будем в рабочих тетрадях. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям (Шагаем по ступенькам по щелчку мыши)
НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД
- Откройте тетради и запишите дату(повторение правила посадки).
И вот вам первое задание
II. Словарная работа
- Отгадайте загадки
1. Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (Шофёр)
- На земле он всех сильней,
Потому что всех умней. (Человек)
- Хищный нрав у этой птицы,
С ней вам лучше не водиться.
Клюв раскрыл в порыве страсти
Кровожадный хищник ... ( Ястреб ) - Под землею с давних пор
Понарыто много нор,
И по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда. (Метро)
5. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят.
А как пашет –
Семь плугов тащит. ( трактор)
Это
6. Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет... (корабль)
- Кто сейчас сможет назвать все слова, которые отгадали? Запишите эти слова
- Кто записал все шесть слов?
Давайте проверим ( открываем разворот доски, учащиеся проверяют записанные слова, исправляют ошибки)
Самооценка
- Оцените себя. Кто не допустил, ни одной ошибки поставьте себе «5», две ошибки «4», три – четыре ошибки «3», более ничего не ставьте, ведь мы только учимся и у вас ещё всё впереди.
III. Постановка учебной задачи, поиск решения.
( каждой группе выдаются карточки с данными словами)
- Разделите слова на 2 группы
- По какому принципу вы их разделили? ( живые и неживые предметы). В русском языке такие слова называются одушевлёнными и неодушевлёнными.
-Как вы думаете, что вы будете сегодня исследовать?
Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»
- А, что вы уже знаете об этих словах?
-А, что хотели бы узнать, научиться?
Заполнение таблицы
Знаю. Слова делятся на живые и неживые | Хочу узнать Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные | Узнал |
- Сегодня вы должны исследовать и найти различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными
- Почему к одним существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим – что?
- По какому признаку определили, что предмет живой (одушевлённый)?
Обсудите этот вопрос в парах.
По ходу исследования заполняется кластер
Предмет (существительное)
Кто? Что ?
Одушевлённые Неодушевлённые
Люди животные насекомые остальные предметы (явления природы, профессии….)
Показываем картинку ели
- Ребята, что изображено на картинке? (ель)
- В какую колонку вы бы записали это слово? Почему? (предположения детей)
( На уроках окружающего мира мы говорим, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе, поэтому запишем существительное ель в 1 столбик.
Нет, запишем во второй столбик, так как растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому существительное елочка обозначает неживой предмет, запишем во второй столбик).
- Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии).
- В какой столбик запишем это слово?
- Какие существительные относятся к одушевлённым ? (Люди, животные, насекомые) Неодушевлённым? (все остальные) (заполняем кластер)
- Итак, мы провели исследование, теперь нам надо подвести итог. Попробуйте сформулировать правило, как отличить одушевлённое существительное от неодушевлённого. Вставьте пропущенные слова (учащиеся самостоятельно выводят правило)
Имена существительные бывают ………………………. и …………………………….
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос………………?
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ………..?
Например:
Кто?........................................... ; что?................................................
- Прочитайте, что у вас получилось.
IV. Физминутка
V. Работа с учебником
- Пользуясь правилом, выполним упражнение 4 класс - 2 на странице 114. Первая пара запишет слова отвечающие на вопрос кто? Вторая группа – на вопрос Что?
5 класс –стр. 95 Лена на вопрос Кто? Серёжа – на вопрос Что?
Проверяем
Составьте и запишите по одному предложению с любыми словами. Проверяем.
- Чьё предложение вам больше всего понравилось?
VI. Создание проблемной ситуации
- Легко ли отличить одушевлённые и неодушевлённые существительные?
- Давайте проверим.
Перед вами слова распределите их на одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Запишите их в тетрадь
Книга , мышка, моряк, дым, кит, гусеница, солнце.
- А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась девочка Вика.
одушевленные неодушевленные
гусеница гусеница
мышка мышка
моряк книга
кит солнце
дым
- Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)
- Давайте решать эту проблему.
Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка?
мышка гусеница
животное компьютера насекомое трактора
Теперь разберем слово – гусеница.
- От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)
- Такие слова в русском языке называются многозначными.
- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
( лисичка – гриб и животное, бабочка – насекомое и галстук)
- Попробуйте сформулировать правило.
Одно и то же слово может быть одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от значения
VII. Подведение итога урока
– Подведём итоги нашего исследования (т.е. научного изучения) темы.
Вспомните, на какой вопрос мы не смогли получить ответ в начале урока? Как вы ответите на вопрос?
VIII. Рефлексия
Цель: самооценка работы учащихся, осознание учащимися результатов своей работы
Продолжи предложения:
Сегодня я узнал …
Я понял, что …
Я учился …
Я смогу ...
Меня удивило, что …
Мне захотелось ...
Дома я расскажу, что ...
Самооценка
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
Домашнее задание: 4 класс - стр. 115 упр. 4
5 класс – стр. 96 упр. 242
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"
Конспект урока в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...
План- конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные".
тема: "Собственные и нарицательные имена существительные"....
Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок в 5 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" с использованием ИКТ....
Конспект открытого урока по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 5 класс
Цель урока: формировние представления о лексическом и грамматическом богатстве имени существительном....
Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс
Открытый урок в рамках методического дня "Ученик на планете Урок" по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные", 5 класс...
Открытый урок на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 класс)
Закрепление умения определять грамматические признаки имени существительного,расширить представление учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных...
Презентация к уроку на тему: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные".
Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....