Зачет в 10 классе.
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему

Мельникова Наталья Игоревна

Для подведения итога по работе над частью С ЕГЭ по русскому языку в течение учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Дорогой десятиклассник!

 Завершается учебный год. Пора подвести итоги: насколько продуктивным он стал для подготовки к экзамену по русскому языку, который ждет тебя ровно через год (как мало времени осталось!).

Выполни следующие задания:

  1. Раскрой «Готовые сочинения к текстам». Познакомься с текстом Л.Е.Улицкой и работой выпускника по данному тексту. Что  изменил бы, какие примеры (критерий К4) привел (-а)  бы ты?
  2. Проверь остальные 12 сочинений (к ним текстов нет) по критериям: К1 (определение проблемы), К2 (комментарий проблемы), К3 (позиция автора), К4 (литературный и жизненный пример).  Твоя задача – отследить только наличие этих главных четырех критериев в данных работах!
  3. Работа «Милосердие и сострадание» должна быть проверена  (строго!) по критериям К7 и К8.

               От всей души желаю успеха!

                                                            Наталья Игоревна.

                                                               1963Natalja@mail.ru   

         Отчет о проделанной работе ________________________________(ФИО)   ______________(класс)

№1. Мои изменения:

Проблема: __________________________________________________________________________________________________________________________

Комментарий проблемы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Позиция автора: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример (-ы) из литературы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример (-ы) из жизни: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другое: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2 Работа эксперта.

тексты

К1

К2

К3

К4

ощущения человека, оказавшегося на войне

истинность подлинного искусства

Чувства ученого, совершившего открытие.

Об отношении к животным

Искажение родного языка

Роль книги

Роль музыки в жизни человека

Проблема поколений

Роль матери в жизни человека

Настоящего счастья

Нравственный долг

Роль образования в жизни

Что полезного для себя извлек (-ла):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№3.  «Милосердие и сострадание».

Критерий

Найденные ошибки

Баллы

      К7

      К8

Рефлексия:

Понял(-а) ли структуру написания части С  по русскому языку?_______________________________________________________

В течение года на сколько баллов из 23 писал (-а)?_________________

Что «западает»: _______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как будешь справляться с обозначенными сложностями: ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                               Дата_____________________

Как может сказаться на ребенке чрезмерная родительская опека?

 

                           Текст

1)И вот наступает утро после похорон, когда поминки уже справлены, вся посуда вымыта соседками-помощницами, одолженные стулья разнесены по соседским квартирам, и остался чисто вымытый дом, до краев переполненный присутствием человека, которого уже нет.

2) Воздух комнаты весь во вмятинах от её тела. 3) Здесь она сидела. 4)Тут, на ручке кресла, лежал её локоть. 5) Отёкшие ноги в старых туфлях на каблуках протёрли на красном ковре давнишнюю проплешину: полвека она постукивала ногой, обучая учеников правильному произношению. 

6) Ужасная догадка посещает Веру: она всегда была дочерью, только дочерью.7) Мама отгораживала её от всех жизненных невзгод, руководила, управляла, растила её сына. 8)Так получилось, что даже её собственный сын звал её не мамой, а Верочкой.9) Ей пятьдесят четыре года. 10) А сколько на самом деле? 11)Девочка. 12)Не знающая взрослой жизни девочка… 13)Сколько денег нужно на проживание в месяц?14) Как платить за квартиру? 15)Где записан телефон зубного врача, с которым всегда договаривалась мама? 16)И главное, самое главное: что же теперь с Шуриком, с его поступлением в институт? 17)Мама, после скандального провала, собиралась устраивать его к себе, в педагогический…

18)Вера машинально крутила в руках материнские очки.19) Горка телеграмм лежала перед ней. 20)От учеников, от сослуживцев. 21)Куда их девать? 22)Выбросить невозможно, хранить глупо.23) Надо спросить у мамы – мелькнула привычная мысль.24) И ещё глубоко-глубоко таилась обида: ну почему именно сейчас, когда её присутствие так важно… 25)Экзамены начнутся совсем скоро.26) Надо звонить кому-то на кафедру …27) И Шурик какой-то странный, деревянный – сидит в своей комнате, запустил оскорбительно-громкую музыку…

28)А Шурик никакой громкой музыкой не мог заглушить огромного чувства вины, которое перевешивало в нем саму потерю. 29)Моральные реакции в нем происходили на каком-то биохимическим уровне – что-то менялось внутри, то ли состав крови, то ли обмен веществ. 30)Он просидел так до вечера, прокручивая Пресли снова и снова, и к вечеру «Love me, baby» так прочно и глубоко записалось в сознании, что выплывало всю жизнь вместе с памятью о бабушке и о счастливом детстве, освещенном её присутствием.

31) Он был любимым внуком и любимым учеником Елизаветы Ивановны, но также и жертвой её прямолинейной педагогики: с ранних лет он был приучен в мысли, что он, Шурик, очень хороший мальчик, совершает хорошие поступки и не совершает дурных, но уж если дурной поступок вдруг случится с ним, то следует его немедленно осознать, попросить прощения и снова стать хорошим мальчиком… 32)Но не у кого, не у кого было просить прощения… 

(По Л.Е.Улицкой)

Сочинение (часть С по русскому языку).

Как может сказаться на  ребенке чрезмерная родительская опека? Вот вопрос, над которым задумывается Л. Е. Улицкая.

 Рассуждая над этой проблемой, автор повествует о  судьбе Веры, пятидесятичетырехлетней женщины, которая недавно похоронила свою мать. С сочувствием он описывает состояние скорбящей дочери, с ужасом осознающей, что не стало больше человека, который отгораживал ее «от всех жизненных невзгод». Однако Л. Е. Улицкая не скрывает и своего осуждения, и своей иронии, называя вовсе не молодую героиню «девочкой», не знающей взрослой жизни. Не знающей ее потому, что судьбой Веры всегда управляла мать, чрезмерно опекавшая своего ребенка.

Определить позицию автора довольно просто: безмерная родительская забота не позволяет детям повзрослеть, делает их жалкими, несамостоятельными.

Я полностью разделяю точку зрения Л. Е. Улицкой. Действительно, излишняя опека ребенка способствует появлению таких качеств, как бесхарактерность, несостоятельность, инфантильность. Об этом не раз размышляли русские писатели.

Вспоминаю Обломова, героя одноименного романа И. А. Гончарова, который с самого детства был окружен заботой и вниманием со стороны родителей и няни. Маленькому Илюше не позволяли поднять уроненную вещь, выбрать наряд или самому себе налить воды. Вот почему он стал несамостоятельным, бесхарактерным, совершенно не приспособленным к жизни  барином. Совсем по-другому был воспитан Андрей Штольц, друг Обломова. Его отец обучил всем практическим наукам, рано заставил работать, закончившего университет сына не стал держать около себя, а отправил в самостоятельную жизнь, потому этот герой и стал человеком деятельным, упорным, предприимчивым.

Тихон Кабанов, герой пьесы А. Н. Островского «Гроза», был кротким, послушным сыном. Властная, деспотичная мать решала за него все: чем заниматься и как, когда  жениться и на ком, как  следует обращаться не только с чужими людьми, но и с любимой супругой. Неудивительно, что Кабанов стал бесхарактерным, безвольным, слабым человеком, мужем, не способным защитить свою жену. Вот они, плоды чрезмерной родительской опеки!

Таким образом, могу сделать вывод, что безмерная родительская забота пагубно сказывается на характере ребенка: она делает его несостоятельным, бесхарактерным, инфантильным.

Вика

Может ли художник изобразить реальные ощущения человека, оказавшегося на войне? Над этой проблемой размышляет В.Некрасов.

 

Стараясь привлечь читателя к раздумьям над этим вопросом, автор текста вспоминает своё детское ощущение от просмотра картинок, на которых была изображена война, и сравнивает эти ощущения с реальными ощущениями, испытанными на войне. Трудно было оторваться от просмотра картинок в английском журнале, но еще труднее видеть в реальном воплощении горящий Сталинград.

В. Некрасов делает вывод, что невозможно передать реальные ощущения от увиденного даже самому талантливому художнику, потому что «искусство бессильно, беспомощно».

Я согласна с позицией автора этого текста, так как живопись статична и передаёт только единственное ощущение, которое испытал художник или его герой, а жизнь разнообразна.

Примером из жизни является мой поход в картинную галерею. Экспозиция была посвящена Великой отечественной войне. Художники постарались передать главную идею задуманного, раскрыть характер и действия героев войны, донести до нас ужас и страх, которыми были наполнены души участников событий. Но очевидно: всех ощущений и эмоций все же передать было невозможно.

Примером из литературы является роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Для художника слова непреодолимых задач не существует, так как для любого ощущения и действия всегда найдется в языке выразительное, образное слово. И Л.Н. Толстой очень ярко и талантливо описывает события войны в романе, ощущения героев, испытавших ужас от смерти близких. Так Петя Ростов, участвуя в переправе через реку, от чувства восторга переходит к пониманию, что война – это страшное дело, кровь, пот, смерть. Но и великому писателю всех реальных ощущений невозможно было передать, потому что книга – это всего лишь искусство.

Таким образом, реальные ощущения человека на войне нельзя точно отобразить ни на картине, ни в искусстве вообще.

Настя М.

 Великая русская поэтесса М. И. Цветаева размышляет о проблеме истинности современного искусства.

 

В чем истинность подлинного искусства?

  Актуальность данной проблемы связана с тем, что истинные ценители поэзии не будут говорить, что современная проза лучше, чем старая и наоборот. Иными словами, истинно любящий читатель, не станет делить искусство на современное и не современное. Также Цветаева, в доказательство этого приводит в пример строчки из стихотворения М. Ю. Лермонтова "И скучно и грустно…".

  Мысль текста сводиться к следующему: у искусства не должно быть границ времени, то есть: "... в переводе на другой язык и на другой век - в переводе на язык другого века - ничего не утрачивается".

  Я полностью согласен с автором в том, что настоящее искусство принадлежит всем временам и народам.

  В доказательство моих слов приведу пример из литературы. Так, например, роман-эпопея "Война и Мир" Л. Н. Толстого знает не только Россия, но и весь мир. Его до сих пор экранизируют, исследуют и обсуждают. Для этой книги нет временных рамок.

  Еще одним аргументом может послужить стихотворение Б. А. Пастернака "Ночь". В начале стихотворения нам рассказывают о летчике, который находиться в небе и рассматривает Землю, непосредственно он общается с небом - это его работа. Во второй половине стихотворения говориться о художнике, который не может заснуть и смотрит в небо. Художнику велено работать, но он находится в своем мире и творит искусство, и если это искусство окажется настоящим, оно будет вечно.

  Из вышесказанного следуют, что всегда современно такое искусство, над которым не властно время.

Антипов Андрей

Чувства ученого, совершившего открытие.

В предложенном для анализа тексте А. Леонтьев размышляет над вопросом радости открытия, которую испытывает ученый.

 

Раскрывая данную проблему, автор убежденно говорит,  что «учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия». А.Леонтьев считает, что радость открытия испытывает каждый ученый. И при этом неважно, сколько человек разделит с ним эту радость: весь мир или только несколько коллег, которые являются специалистами в этой области.

Позиция автора выражена предельно ясно: человек, сделавший открытие, счастлив уже потому, что узнает что-то новое о мире.

Я полностью согласна с А.Леонтьевым. Думаю, что каждому из нас знакома радость познания и открытия, конечно, не научного, а личного. Узнал что-то новое и очень интересное, пусть и хорошо знакомое другим,  сделал открытие для себя. Человек, чья профессия предполагает узнавать что-то новое, что еще никто не знает, должно быть, испытывает особую радость открытия. В истории науки есть немало тому подтверждений.

Вспомним Марию Склодовскую-Кюри. Выдающийся ученый, единственная женщина-физик, дважды лауреат Нобелевской премии, всю жизнь посвятила науке. Из воспоминаний ее дочери нам известно, что ни отсутствие средств, ни тяжелые условия работы не могли омрачить супругам Кюри радость открытий. Об этом Мария Кюри писала в автобиографии, где выразила свою радость по поводу того, что открытие радия стало "благодеянием для человечества". 

Ректор МГУ. В. А. Садовничий в одном из своих обращений к студентам сказал, что наука- это и увлекательный процесс познания мира и радость открытий. Кому как не ученому с мировым именем знать об этом!

Таким образом, ученые испытывают чувство радости открытия «всю жизнь, каждый день».

Майя

Об отношении к животным

Как нужно относиться к животным – вот вопрос, над которым рассуждает А. И. Приставкин.

 

Автор с горечью вспоминает историю из жизни, когда вовремя экспедиции геолог поднял руку на лошадь, испуганную быстрым течением реки и утомленную долгим путешествием. Он долго стучал кулаками по глазеющей звериной морде, по горячим ноздрям и губам… В итоге лошак сделал шаг и переплыл реку, но чувство вины перед конем и постыдную ноющую боль в пальцах путешественник ощущает каждый раз, вспоминая об этом.

Писатель уверен, что такое отношение к животным недопустимо.

Безусловно, я согласна с мнением А.И. Приставкина. Нужно быть добрее к тем, кого мы приручили! Но, к сожалению, не все придерживаются такой позиции. Об этом не раз писали классики и публицисты.

В рассказе В. Ф. Тендрякова « Хлеб для собаки» повествуется о встрече  в голодные годы мальчика и тощей собаки с пустыми глазами. Сколько злобы и ненависти  могло увидеть в своей жизни это животное, навсегда утратившее доверие, но не озлобившееся на людей за их грубое отношение.  Что бы ни делал герой произведения, собака, отвыкшая от людской доброты, не верила ему. Она быстро хватала протянутый ей хлеб и, все время оборачиваясь, убегала. 

Недавно, в Интернете, на сайте защитников животных, я познакомилась с петицией под названием « Пусть каждый приручивший животное несет за него ответственность до конца!», которая была отправлена Президенту Российской Федерации. Меня очень обрадовал тот факт, что многие люди оставили свои подписи под этим документом. Это говорит о том, что большинству из нас не безразлична судьба «братьев наших меньших».

Могу сделать вывод, что мы должны быть милосердными ко всем животным.

Таня

Искажение родного языка

Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям - вот проблема, над которой размышляет автор.

 

 С. Казначеев считает, что некоторые люди  в погоне за популярностью     искажают  родной  язык. Афиши и пресса пестрят заголовками: “Ку$cвалют”, “Аllигатор,”“Бiблiотека”, “Zемфира”, таким оригинальным способом “раскручивая образ”  заказчика. Автор статьи убежден, что использование  иностранных слов и чужих букв приводит к тому, что «портится природная речь».

Позицию публициста понять довольно просто. Он считает, что иностранные слова, латинские и графические символы “ломают слово изнутри” и портят веками устоявшиеся нормы письма.

Я разделяю точку зрения С.Казначеева. Действительно, искажая великий и могучий Алфавит, мы можем подвергнуть его серьезным изменениям, которые не принесут  пользы. 

В нашей стране не раз предпринимались попытки защитить русский язык. Вспомним статью  В.И Ленина “Об очистке русского языка”,  в которой он писал: “ Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно…” Большое внимание В.И.Ленин  уделил созданию  словаря современного литературного языка, а также ликвидации неграмотности населения и повышению образованности общества.

Недавно на Интернет-портале “Википедия” прочитала статью о языковеде Норе Галь, которая также борется против искажения русского языка. Писательница, тревожась за судьбу родной речи, в своей книге “Слово живое и мертвое” призывает   всех желающим овладеть богатством русского языка и оценить его величие.

 Могу сделать вывод, что в современном обществе, несомненно, искажается родной язык, но отрадно и то, что предпринимаются попытки защитить русский алфавит и русскую речь.

Ян

Роль книги

Может ли книга оказывать влияние на читателя? Вот вопрос, над которым рассуждает Ф. Искандер.

 Автор повествует нам историю из его жизни, когда он, будучи ребенком, впервые прочитал книгу Толстого «Анна Каренина». Роман не только не оставил в нем равнодушного следа, а напротив, вызвал у героя «эмоциональный всплеск». Мальчик очень переживал за героиню Толстого: «…мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?!» Он был потрясен толстовским романом так, как «никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги».

Писатель уверен, что книга способна повлиять на человека: взволновать и изумить, удивить и потрясти…  

Безусловно, я согласна с мнением Ф. Искандера. Книги классиков: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н. Толстого - заставляют мыслить, рассуждать, говорить и при этом воспитывают в читателях нравственные качества, без которых нам не обойтись! 

Когда я прочитала роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» мое впечатление было схоже с тем, что испытал мальчик из рассказа Ф. Искандера. Я не ожидала, что предсказание «шпиона» о том, что Берлиоз погибнет от руки женщины, окажется правдивым. Но, увы,  пророчество «сумасшедшего» сбылось! Но не это оставило след в душе после прочтения книги, а судьба Маргариты, положившей жизнь на алтарь Любви!

В Интернете, на форуме « Книга, которая меня изменила», я прочитала удивительную историю девушки, которая была больна и не поправлялась только потому, что не было желания жить. Но, прочитав рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», девушка сделала в своем дневнике такую запись: «…мою жизнь изменил Джек Лондон». Могу добавить от себя: «Его книги…» 

Таким образом, книга может оказать огромное влияние на читателя.

(255 слов)

Яна

Роль музыки в жизни человека

Какую роль играет музыка в жизни человека? Вот проблема, над которой размышляет В.Астафьев.

      В данном тексте рассказчик, слушая прекрасную музыку в Домском соборе, говорит нам о роли звуков, которые способны умиротворить, заставить любого забыть обо всем  и плакать от душевного счастья. В. Астафьев с радостью обращает наше внимание на то, что музыка  у человека воскрешает веру в жизнь.

      Позицию писателя определить не сложно: Домский собор для прихожан становится храмом, в котором не существует ничего, кроме счастья, радости, восторга и музыки, заставляющей поверить в себя, поверить в жизнь.

     Я разделяю точку зрения В.Астафьева: во все времена музыка играла важную роль в жизни людей. Об этом не раз писали ученые, писатели, публицисты.

Так, учёные доказали,  что мелодия способна различно влиять на нервную систему и настроение человека:  музыка Баха развивает интеллект, произведения Бетховена пробуждают в каждом сострадание, мелодии Шумана приближают нас к пониманию мыслей ребёнка. Вот она, роль музыки в жизни человека!

А вспомним, как музыка повлияла на Николая Ростова по возвращении домой после проигрыша. Очень расстроенный, Николай не знал, как он назовет отцу сумму карточного долга…Все вокруг казалось ему тусклым и серым, но звуки рояля и первые ноты романса, который исполняла Наташа, вернули его к жизни. Николай ни о чем уже не мог думать: только бы сестра сумела взять верхнюю ноту. Это ли не влияние музыки на человека?!

   Делая вывод, хочу сказать, что с давних времён человечество создавало музыку, как что-то большее, чем развлечение, и до сих пор мы открываем новое в мире музыкальных произведений.

Вика

Проблема поколений

Проблема поколений - одна из самых важных тем, которые затрагивают писатели разных эпох в отечественной или мировой литературе. За весь период существования человечества, наверное, не было таких людей, которых бы не коснулась проблема «отцов» и «детей». Ведь каждый человек имеет свои моральные устои, принципы, заданные им его поколением, которые зачастую очень сложно бывает пошатнуть.

 Конфликт между взглядами может возникать как на уровне общества, так и на уровне семьи. Начало отдельной ячейки одной большой семьи кладется в основном представителями одного поколения, строится фундамент, состоящий из нравственных устоев, каких-либо правил, которые впоследствии будут передаваться детям и внукам. Но когда чадо подрастает и входит в тот самый возраст, когда начинают формироваться его собственные взгляды на мир, очень часто оно отходит от устоев, которые навязали ему родители, и начинает искать зачатки для своего мировоззрения в окружающем его мире, черпать от туда различные мнения и принимать чью-то позицию. И не факт, что правила, которые поддерживались его семьей в течение огромного времени, совпадут с устоями общества, в котором ребенку приходится развиваться и ,естественно, становится частью социума. Проблема взаимоотношения поколений раскрывалась многими писателями в произведениях русской классики. Например, А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» показывает противопоставление между старшим поколением, которое живет по законам Домостроя и требует того же от остальных, и новым поколением, мечтающем о свободе. Или же А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» дает четко рассмотреть противостояние «века нынешнего веку минувшему». Если сравнивать эти произведения можно увидеть, что Катерина из «Грозы» имеет сходство с Чацким, героем «Горе от ума», в своих взглядах на устои, в первом случае, «темного царства», а во втором – «фамусовского общества».

Таким образом, подвожу к тому, что на тему поколений рассуждают многие авторы и очень часто, сравнивая их произведения, можно увидеть сходства между героями. Ведь даже писатели разных эпох, берясь за тему «отцов и детей» напишут об одном: о различии устоев и принципов. Проблема поколений всегда будет актуальна в литературе, и каждый автор сможет раскрыть ее по-своему.

Maria Molchan 

Роль матери в жизни человека

Какова роль матери в жизни человека? Насколько важна любовь матери в формировании личности?  Этими вопросам задается автор данного текста Лариса Григорьевна Матрос поднимает проблему влияния матери на формирование личности ребенка.

 Эта проблема остается актуальной во все времена. Ведь взаимоотношения с мамой самые важные в жизни каждого. Эти станут началом развития в человеке всего доброго и человечного.

Для Анны Викторовны, героини данного текста, сын был смыслом жизни. Она прилагала все свои усилия для того, чтобы вырастить из него достойного человека, личные интересы всегда оставляла на второй план. Анна Викторовна всем сердцем любила своего сына.

Результатом усилий и любви Анны Викторовны стало то, что Виктор вырос ярким, талантливым, усердным человеком. Автор текста считает, что именно материнская любовь позволила Виктору чувствовать себя защищенным, уверенным в себе, воспитала в нем чувство собственного достоинства и дружелюбия к окружающим.

Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, любовь матери- одна из самых важных вещей в воспитании ребенка. Когда ребенок осознает поддержку мамы при радостях и неудачах, он чувствует себя нужным, счастливым человеком, у которого есть на кого положиться. Также он понимает, что ему есть ради кого расти, трудиться, стать настоящим человеком.

Убедиться в правдивости своих суждений мне помогает, хоть и небольшой, жизненный опыт. Для меня самой очень важна поддержка и любовь моей мамы. Она всегда умеет вдохновить меня на новые свершения и успехи в учебе и труде, добавляет мне уверенности, которой мне порой так не хватает. С ее помощью, ради нее я стараюсь быть лучше, чем есть на данный момент. Похвала любимой мамы для меня самая лучшая награда в любой жизненной ситуации. 

Данная проблема освещена и во многих произведениях русской литературы. Например, в знаменитой пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы наблюдаем за взаимоотношениями Кабанихи и ее сына Тихона и видим результат «воспитания» Кабанихи. Под гнетом своей матери Тихон вырос слабохарактерным, безвольным человеком, который не может постоять ни за себя, ни за жену. Тут о любви и взаимопонимании между матерью  и сыном и говорить нечего.

Таким образом, можно сделать вывод, что мама имеет огромное влияние на формирование личности ребенка. В зависимости  от матери вырастают те или иные характеры, в частности, складываются судьбы.

Динара Ахмадуллина

Настоящего счастья

В данном тексте автор, опираясь на строки из «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского, рассуждает о том, что многие люди под словом «счастье» понимают абсолютно беззаботную жизнь, наполненную  только отдыхом, но « не беспрерывным трудом…». Публицист, не соглашаясь с этим, вторит великому прозаику, что такая жизнь была бы скучна, однообразна, «и загнило бы человечество» от этого. Люди,  на его взгляд, быстро бы поняли, что «нет счастья в бездействии».

Авторскую позицию определить не сложно: «Счастье не в счастье, а лишь в его достижении».

Я полностью разделяю точку зрения М.Фырина. Действительно, человек счастлив тогда, когда стремится к достижению поставленной цели, преодолевает трудности, страдает, одним словом, когда живет! Об этом не раз писали  классики и современные писатели.

В повести А.И. Солженицына  «Один день Ивана Денисовича» главный герой Иван Денисович Шухов, даже находясь в Гулаге, счастлив. Счастлив, казалось бы, по мелочам:  случайно получил лишнюю тарелку супа, не посадили в карцер, не разболелся. Но главное, что вливало в его душу радость – это работа! Шутов счастлив от того, как на морозе в удовольствие делал кладку стены  здания. Читаешь это и понимаешь: как мало надо человеку для счастья!

Так, в рассказе В.Дегтева «Одуванчик» повествуется о том, как молодой курсант Левка, отличник учебы, находится на грани отчисления из летного училища, потому что он, отличник учебы, боялся летать самостоятельно, на практике  совершал грубые ошибки. Когда же комэск помог курсанту победить страх и отправил в самостоятельный полет, Левка испытал истинное счастье. Сидя в жестком кресле и слушая музыку, что жила в нем в тот момент, курсант ощущал, что « способен перевернуть мир…» 

Могу сделать вывод: счастье человек может постичь, если он будет действовать: сомневаться, искать, радоваться, стремиться и преодолевать!

Вадим

Нравственный долг

Что включает в себя понятие нравственного долга - вот проблема, над которой размышляет Г.Н.Бочаров.

 В данном тексте автор, восторгаясь людьми, готовыми «преступить личное благополучие ради помощи другому человеку», рассказывает о жителях Омска, которые, услышав, что пострадавшему требуется донорская кровь,  незамедлительно отправились в больницу. По мнению писателя,  отзывчивость и гуманность этих трехсот двадцати человек, а также их стремление помочь человеку, попавшему в беду,  и есть проявление нравственного долга.

Позицию автора понять просто: нравственный долг - это естественная потребность человека заботиться о нуждах ближних.

Я полностью разделяю точку зрения публициста. Действительно, такое проявление   качеств личности ,как отзывчивость и самоотверженность, бескорыстие и гуманность, и считается нравственным долгом. Об этом писали классики и публицисты.

Вспомним библейскую притчу о добром  самаритянине, который позаботился об  избитом  разбойниками человеке. Проникшись состраданием  к раненому, лежащему на обочине дороги, самаритянин  обработал и перевязал ему раны, а также отвез в город и устроил в гостиницу.  Такое  проявление  гуманности человеческой души,  стремление бескорыстно служить людям и есть нравственный долг.

В настоящее время  в нашем  обществе набирает обороты движение альтруистов, людей, которые ставят благополучие других выше  личных интересов  и своим нравственным долгом  считают  помощь нуждающимся. Альтруисты известны    благотворительностью по отношению к  детям, страдающим ДЦП, больным онкологическими заболеваниями, сиротам, а также они посещают детские дома, хосписы, центры реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Могу сделать вывод, что понятие нравственного долга включает в себя бескорыстную и самоотверженную помощь попавшим в беду людям.

 

Роль образования в жизни

Какое значение имеет образования в жизни общества? Вот проблема, над которой размышляет А.Ф.Лосев.

     В данном тексте автор рассуждает о пользе образования  для человека. Сравнивая обучение наукам с получением урожая «на земле крестьянина», он приходит к выводу, что как хлебопашец, так и обучающийся должны достаточно потрудиться, многое узнать, прежде чем обеспечат себе за счет знаний и труда материальный достаток. А.Ф.Лосев обращает наше внимание на то, что многие люди рано или поздно осознают значимость учения, его роль в формировании личности. 

    Позицию писателя определить довольно легко: образование во все времена имело огромное значение в становлении и воспитании личности, обеспечении материального достатка.

     Я полностью разделяю точку зрения автора: только осознав истинно-верное значение образования, мы сможем извлечь из него пользу. Об этом не раз писали русские писатели и публицисты.

     Человек, который осознал значимость национального образования, был российский император Пётр Великий. Только при нём обучение и развитие науки поставили на первый план: создавались первые учебные заведения, боярских детей отправляли в институты за границу. Правитель считал, что только достойный уровень знаний в России поможет достичь поставленных им задач. Вот она, истинная   оценка образования!

    А.С. Макаренко в «Педагогической поэме» рассказывает о колонии имени М.Горького, образование в которой - это нравственный переворот в воспитании детей и подростков, происходящий не сразу, а путём длительной и самоотверженной борьбы педагогов-воспитателей по формированию личности. Это ли не пример истинного смысла получения знаний?

     Делая вывод, хочу сказать, что образование во все времена занимало особое значение в становлении личности.

Вика

    

 

Милосердие и сострадание

Осталось ли место на Земле милосердию, пониманию, состраданию? Нужно ли 

помогать другим и жалеть их? Над этими вопросами и размышляет Б.Васильев 

в данном тексте.

 

Следует отметить, что данная проблема существовала давно, но актуальна и 

сегодня. К  сожалению, я все чаще вижу в глазах людей равнодушие и 

жестокость. Они проходят мимо инвалидов, не слышат просьб бабушек, им все 

равно на все, что касается не их. И сразу назревает вопрос: А остались ли 

милосердие и сострадание или его можно увидеть только в книгах? Прочитав 

этот текст, можно с уверенностью сказать ,что нет. Люди знают и понимают 

как ужасна война, как ужасно потерять своих близких ,как пережить своих 

детей и именно это им дать толчок для помощи, для осознания того, что 

пожалеть этого человека просто необходимо.

Авторская позиция  предельно ясна и проста: в мире есть, было и будет 

место состраданию и человечности. Б.Л.Васильев считает, что нужно не 

только жалеть человека, но и давать ему все, что в твоих силах. разделить с 

ним его горе, и тогда он поймет, что не одинок, что он кому-то нужен и ему 

станет легче.

Я согласна с мнением Б.Васильевым и думаю, что  осталось в наше время 

все-таки доброта и понимание. Именно поэтому помогают беженцам, открывают 

приюты для бездомных собак, устраивают благотворительные концерты, а в 

каждом супермаркете есть маленькая коробка с надписью:"помогите больному 

ребенку".Мы- люди и именно милосердие, жалость отличают нас от 

животных, мы должны это помнить и давать другим частичку себя, давать им 

надежду, веру в будущее, понимать их и помогать им.

А подтвердить обоснованность моих убеждений могу литературным 

произведением Т.Кудрявцевой "Детский дом. Лека". Этот рассказ я выбрала 

потому, что он пропитан чувственностью и состраданием. В нем мать  отдает 

последний хлеб своей дочери, воспитательницы детского сада  помогают 

детям, а они в свою очередь помогают изголодавшимся фашистами. казалось 

бы, зачем им помогать,"откуда у них только берется сила на жалось"?На 

этот вопрос есть простой детский ответ: "Хоть фашист, а живой ведь"! В 

Военное время всегда так, стереотипы ломаются, деньги и  обиды исчезают, а 

взаимопомощь, любовь и человечность остаются. Вот и Лека, которая пережила 

в детстве войну и смерть близких, выросла добрым и жалостливым 

человеком, она стала врачем  у которого был уникальный дар:"Жалеть так, что 

было ничуть не обидно".

В журнале "Корреспондент"  я прочитала интересную статью А.С.Сергеева, в 

которой рассказывается о древнем Вавилоне, в котором больного выносили на 

площадь, и каждый прохожий мог дать совет или просто сказать 

сочувственное слово. Этот факт показал мне, что еще в древние времена 

люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания.

Подведя итог выше сказанному я хочу сказать, что в жизни каждого человека 

есть моменты, когда все валиться с рук, когда уныние просто съедает 

человека, и пройти мимо этого человека, не подав ему руку, просто 

преступление. А кто знает может на его месте будешь и ты?

Неизвестный автор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачеты. 11 класс. Русский язык.

Зачеты .11 класс. Русский язык....

Зачеты. 11 класс. Литература.

Зачеты. 11 класс. Литература....

Зачеты. 12 класс. Русский язык.

Зачеты. 12 класс. Русский язык....

Зачеты. 12 класс. Литература.

Зачеты. 12 класс. Литература....

Зачеты. 10 класс. Русский язык.

Зачеты. 10 класс. Русский язык....

Урок-зачет 8 класс

Урок - зачет по теме "  Изменение агрегатного состояния вещества"   8  класс...

Зачет. 6 класс. "Имя числительное"

Повторене и обобщение по теме "Числительное"...