Нормы синтаксиса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Нормы синтаксиса: 1. согласование сказуемого с подлежащим; 2. нормы управления; 3. употребление однородных членов; 4. употребление деепричастных обротов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normy_sintaksisa.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
НОРМЫ СИНТАКСИСА
Нормы синтаксиса требуют соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре предложения, правил построения сложного предложения.
1. Согласование сказуемого с подлежащим
Согласование сказуемого с подлежащим в простом предложении:
• Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: *Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора – существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети – благодарны.
• При подлежащем, выраженным сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогла составить директору отчет. Доцент Сергеева прочла лекцию.
• При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть, свыше, пара и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стоял в конце деревни.
Если нет управляемого слова: Большинство проголосовало
Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста:
а) при числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три книги лежат на столе. Четыре ученика вошли в класс. Позади щелкнули два выстрела, просвистели две пули. Тридцать два человека дышали одним духом;
б) при составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик;
в) при словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка;
г) при существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое ставится в единственном числе: Прошло две недели. Пробило девять часов. Пятнадцать лет прошло;
д) если при счетном подлежащем имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча;
е) наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое;
ж) если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моей тележкою четверка быков тащила другую; Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту;
з) при словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, пело в ветвях. Сколько разных чувств прошло во мне, сколько мыслей туманом пронеслось.
• Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: Вуз объявил набор студентов.
При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет).
- Если однородные подлежащие, сказуемое во мн. числе: Промышленность и с.х. развиваются.
• При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) (брат с сестрой, отец с сыном) сказуемое ставится во множественном числе, если оба названия предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащим); и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались. Мать с ребенком пошла в поликлинику.
При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню.
2. Нормы управления
• Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным (не Р.п.) падежом: согласно расписаниЮ, вопреки предсказаниЮ (ош: согласно расписаниЯ, вопреки предсказаниЯ)
• Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления:
беспокоиться о ком-нибудь – тревожиться за кого-нибудь;
похожий на кого-н. – сходный с кем-н.
предостеречь от чего-н. – предупредить о чем-н.
упрекать в чем-нибудь – порицать, осуждать за что-нибудь;
отчитываться в чем-нибудь – сделать отчет о чем-нибудь;
обращать внимание на что-нибудь – уделять внимание чему-нибудь;
удивляюсь чему-нибудь – удивлен чем-нибудь;
превосходство над чем-нибудь – преимущество перед чем-нибудь;
уверенность в чем-н. – вера во что-н.
• При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты и т. п.
Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: любить и увлекаться поэзией (Любить что? Увлекаться чем?) .
Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить поэзию и увлекаться ею.
- Запомните!
По приездЕ, по отъездЕ, по приходЕ (не У)
По выполнениИ, по окончаниИ, по заключениИ (не Ю)
Скучаю по вас. Стреляли по нас (доп. скучаю по вам, стреляли по нам)
- Вследствие чего
- Благодаря чему
- Ввиду чего
- Из-за чего
3. Употребление однородных членов
Не могут сочетаться:
- инфинитив и существительное: Я люблю футбол и плавать. (пр: Я люблю футбол и плавание)
- полная и краткая формы прилагательных, причастий: его выводы простые и понятны. (пр. Его выводы просты и понятны)
• Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов:
"не только – а также" (вместо не только – но и);
"как – а также" (вместо как – так и);
«поскольку – поэтому» (вместо поскольку - постольку)
4. Употребление деепричастных оборотов
• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: "Возвращаясь домой, меня застиг дождь".
• Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее: "Подходя к лесу, мне стало холодно".
• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.
Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....
Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.
Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...
урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...
Тест "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"
Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления" ....
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Синтаксические нормы, нормы согласования, нормы управления
Презентация для подготовки к экзамену...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
В презентации представлен теоретический и практический материал по самому "дорогому" заданию в тестовой части....