Нормы синтаксиса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Сорокина Наталья Юрьевна

Нормы синтаксиса: 1. согласование сказуемого с подлежащим; 2. нормы управления; 3. употребление однородных членов; 4. употребление деепричастных обротов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_sintaksisa.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

НОРМЫ СИНТАКСИСА

Нормы синтаксиса требуют соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре предложения, правил построения сложного предложения.

1. Согласование сказуемого с подлежащим

 Согласование сказуемого с подлежащим в простом предложении:

• Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: *Детвора благодарны шефам за  подарок.

Детвора – существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети – благодарны.

• При подлежащем, выраженным сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова  помогла составить директору отчет. Доцент Сергеева прочла лекцию.

• При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть, свыше, пара и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Большинство учеников хорошо сдали выпускные  экзамены. Ряд новых домов стоял в конце деревни.

Если нет управляемого слова: Большинство проголосовало

Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста:

а) при числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три книги лежат на столе. Четыре ученика вошли в  класс. Позади щелкнули два выстрела, просвистели две  пули. Тридцать два человека дышали одним духом;

б) при составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик;

в) при словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка;

г) при существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое ставится в единственном числе: Прошло две  недели. Пробило девять часов. Пятнадцать лет  прошло;

д) если при счетном подлежащем имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча;

е) наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое;

ж) если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моей тележкою четверка быков тащила другую; Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту;

з) при словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, пело в ветвях. Сколько разных чувств прошло во мне, сколько мыслей туманом пронеслось.

• Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: Вуз объявил набор студентов.

При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет).

  • Если однородные подлежащие, сказуемое во мн. числе: Промышленность и с.х. развиваются.

• При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) (брат с сестрой, отец с сыном) сказуемое ставится во множественном числе, если оба названия предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащим); и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались. Мать с ребенком пошла в поликлинику.

При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню.

2. Нормы управления

• Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным (не Р.п.) падежом: согласно расписаниЮ, вопреки предсказаниЮ (ош: согласно расписаниЯ, вопреки предсказаниЯ)

•        Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления:

беспокоиться о ком-нибудь – тревожиться за кого-нибудь;

похожий на кого-н. – сходный с кем-н.

предостеречь от чего-н. – предупредить о чем-н.

упрекать в чем-нибудь – порицать, осуждать за что-нибудь;

 отчитываться  в чем-нибудь – сделать отчет о чем-нибудь;

обращать внимание на что-нибудь – уделять внимание чему-нибудь;

 удивляюсь чему-нибудь – удивлен чем-нибудь;

превосходство над чем-нибудь – преимущество перед чем-нибудь;

 уверенность  в  чем-н. – вера во  что-н. 

•  При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты и т. п.

Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: любить и увлекаться поэзией (Любить что? Увлекаться чем?) .

Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить поэзию и увлекаться ею.

  • Запомните!

По приездЕ, по отъездЕ, по приходЕ (не У)

По выполнениИ, по окончаниИ, по заключениИ (не Ю)

Скучаю по вас. Стреляли по нас (доп. скучаю по вам, стреляли по нам)

  • Вследствие чего
  • Благодаря чему
  • Ввиду чего
  • Из-за чего

3. Употребление однородных членов

Не могут сочетаться:

- инфинитив и существительное: Я люблю футбол и плавать. (пр: Я люблю футбол и плавание)

- полная и краткая формы прилагательных, причастий: его выводы простые и понятны. (пр. Его выводы просты и понятны)

• Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов:

"не только – а также" (вместо не только – но и);

"как а также" (вместо как так и);

«поскольку – поэтому» (вместо поскольку - постольку)

4. Употребление деепричастных оборотов

• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: "Возвращаясь домой, меня застиг дождь".

• Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее: "Подходя к лесу, мне стало холодно".

• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.

Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....

Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Тест "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"

Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку  "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления" ....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

В презентации представлен теоретический и практический материал по самому "дорогому" заданию в тестовой части....