Осваиваем виды чтения. Задача "Вертушинка".
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена для учащихся 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vertushinka_11.pptx | 2.02 МБ |
vertushinka_22.pptx | 2.36 МБ |
vertushinka_33.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К. Паустовский.
1. У нас в России так много чудесных названий рек, озер, сел и городов, что можно прийти в восхищение. 2. Одно из самых точных и поэтических названий принадлежит крошечной реке Вертушинке , вьющейся по дну лесистых оврагов в Московской области невдалеке от города Рузы.
3. Вертушинка все время вертится, как егоза, шныряет, журчит, бормочет, звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола березы, тихонько напевает, разговаривает сама с собой, пришепетывает и несет по хрящеватому дну очень прозрачную воду. Вода эта вытекает из древних и темных, как их возраст, земных пластов, из каких-нибудь юрских глин и девонских песчаников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
5. Это , конечно, валуны, оставшиеся от ледникового периода. Летом они лежат в теплой струистой воде и будто жмурятся от дремоты. Они заросли лишаями. Вода, обтекая валуны, напевает свою немудрую песенку. 6. Трудно поверить, что эти добродушные валуны были свидетелями катастрофы нашей Земли, что ледник свирепо проволок кх через всю Россию, от самых Скандинавских гор, и бросил здесь, в уютной Вертушинке , мирно доживать бесконечный и спокойный каменный век.
Задание 1. Классифицируйте средства художественной и языковой выразительности речи, которые автор использует для описания «нрава» Вертушинки . Приведите примеры. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу. Смысловые части текста ( микротемы ), № предложений. Сжатое (краткое) описание микротемы .
Задание 3. Какие типы речи использованы автором в этом тексте? Укажите номера предложений и определите тип речи. ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Заполните таблицу. Роль имён прилагательных в тексте . Слово (имя прилагательное). Или слова, если характеристика общая. Роль в тексте. Классификация (логическое определение или эпитет).
Задание 5. Запишите основную тему текста. С какой целью автор создавал текст? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Маленькая речка Вертушинка очень похожа на большую полноводную реку. В ней есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты. Весною она широко разливается. Тогда в Вертушинку заходит из большой многоводной реки крупная рыба метать икру. Ранней весной здесь попадаются щуки, а под нависшими берегами, под корнями кустарников и деревьев прячутся скользкие налимы.
Летом множество цветов растет на берегах Вертушинки . Цветут незабудки. В глубоких затончиках плавают белые лилии и желтые кувшинки. Порхают над цветами бабочки, резвятся стрекозы. Над заросшим подводной травою затоном жужжат, перелетая с цветка на цветок розоватой кашки, пчелы, садятся на кашку тяжелые шмели.
Выводки маленьких диких уток - чирков прячутся в густой зеленой осоке. В начале лета можно увидеть проворных, покрытых пухом молодых утят, ловко ныряющих у зарослей высокого камыша и рогоза. К Вертушинке подходят огромные живущие в лесу рогатые лоси. Здесь же резвятся по ночам зайцы, прыгают легкие белки. Зимой на снегу можно видеть много беличьих, лисьих и заячьих следов.
Когда-то я водил моего маленького внука Сашу на Вертушинку . Мы спускали на воду легкие бумажные и берестяные кораблики, и они уплывали от нас, как настоящие пароходы на большой многоводной реке.
Я очень люблю Вертушинку . Спрятавшись в густых кустах, долго сижу на ее берегу, слушаю пение птиц, тихое журчанье воды, наблюдаю скрытую жизнь. Маленькие речки и лесные ручьи мне милее широких и многоводных рек. Здесь раскрывается передо мною жизнь, которую трудно наблюдать и видеть на широкой многоводной реке.
Ах , речка, Вертушинка – Крутые берега, По заводям – кувшинки, А на лугах – стога. Кругом всё зеленеет. Прозрачны небеса, Прохладой в поле веет, Задумчивы леса. Забуду ль этот вечер И лодки лёгкий бег? Я кличу издалеча: "Не забывай вовек. Пускай тебе приснятся Поля, луга, стога И речка Вертушинка – Крутые берега". П. Куприяновский.
Задание 1. Найдите утверждение, в котором указана характеристика Вертушинки , не встречающаяся ни в одном из трёх текстов о ней. Вертушинка – широкая многоводная река в любое время года. По берегам Вертушинки растут осины. В Вертушинке есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты. В глубоких затончиках Вертушинки плавают белые лилии и жёлтые кувшинки.
Задание 2. Приведите доказательства того, что у Вертушинки – крутые берега. Используйте цитирование.
Задание 3. Заполните таблицу. Река Вертушинка . Животный и растительный мир. Растения (в том числе и по берегу). Рыба. Насекомые.
Задание 4. Выпишите из текстов фрагменты, в которых видно авторское отношение к Вертушинке .
Задание 5. Приведите доказательства того, что Вертушинка – речка быстрая.
Источники. О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку.7 класс. Москва. Издательство «Экзамен», 2014 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение. Виды чтения
Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1. Понимание осн...
Итоговая аттестационная работа: «Методика обучения чтению.Виды чтения».
Значение чтения в обучении иностранному языку. Виды чтения....
Типология видов чтения. Отбор текстов для различных видов чтения.
В работе говорится о различных видах чтения, требованиях к отбору текстов, этапах работы над текстом и обучении чтению в УМК В. Эванс, Дж. Дули "Английский в фокусе....
Осваиваем виды чтения. Задача "Всякая всячина".
Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена...
Осваиваем виды чтения. Задача "Игрушка".
Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена...
Осваиваем виды чтения. Задача "Голубая стрекоза".
Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена...
Осваиваем виды чтения. Задача "Друг".
Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена...