Сценарный план урока Дефисное написание наречий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Сценарный план урока русского языка в 7 классе в соответствиями с требованиями ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО | 101.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дефисное написание наречий
Урок русского языка в 7 классе
Подготовили учителя
русского языка и литературы
Ланина Лидия Сергеевна,
Шилина Надежда Николаевна.
Адрес: Курская обл.,
г.Железногорск,
ул.Воинов-интернационалистов, д.1
тел., факс (847148) 3-40-51
г. Железногорск
2012 г.
Тема: «Дефисное написание наречий»
Цели урока:
1.Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Дефисное написание наречий».
2.Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.
3.Воспитательные: воспитывать чувство самосознания, культуры.
4.Развивающие: обогащать словарный запас учащихся, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД:
определение целей, функций участников,способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и отработке информации, владение монологической и диалогической формой
речи.
Сценарный план урока
1.Организационный момент. Этап мотивации к учебной деятельности.
- Здравствуйте ребята! У нас сегодня гости! Посмотрим на них, улыбнемся!
Расскажите, как ваши дела, как вы учитесь?
( Хорошо и отлично)
-Охотно? Прилежно? Увлеченно?
Какая часть речи помогла нам об этом рассказать?
(Наречие)
Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения и познания нового.
2.Этап актуализации знаний обучающихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- А знаете ли вы игру «Что? Где? Когда?»
Я предлагаю сыграть в игру «Что? Где? Почему?»
Обучающиеся 7Б класса нашей школы специально для вас составили вопросы по теме «Наречие».
В поисках правильного ответа будем работать по группам.
Итак, приступим.
С вами играет Сосиков Владислав.
Внимание – вопрос!
-Скажите, какая часть речи не изменяется и обозначает признак действия или признак признака?
(Наречие)
С вами играет Рудской Иван.
Внимание – вопрос!
-В семье слов родилось Наречие, определим, что общего у него с предками:
1)Существительным 2) Прилагательным 3) Глаголом
(1)Общее – основы многих слов;
2)Общее - значение признаков;
3) Общее – желание объяснить более подробно смысл действия)
С нами играет Сошников Владислав
-Объясните написание этих наречий:
Написан (не)брежно
Спросил (не)вежливо
Выглядел отнюдь (не)красиво
(небрежно- не употребляется без не; невежливо – синоним грубо; не красиво - частица «отнюдь не»)
С нами играет Симин Олег.
-Расскажите правило и приведите примеры «Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий».
(НЕ- пишется под ударением, а в безударной позиции НИ-)
С вами играет Иванова Соня.
-Объясните написание наречий: свежо, пахуче.
(на конце наречий после шипящих под ударением пишем о, без ударения е).
С вами играет Обухова Ангелина.
-Найдите наречия в предложении, объясните их правописание:
Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи.
Правильный ответ:
(Слева, справа; в наречиях с приставками –из, -до, -с, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, пишется суффикс А. Можно проверить «правилом «окна»)
Как много вы уже знаете о правописании наречий! В таком случае выполните это упражнение. Задание: запишите слова, раскрывая скобки, вставляя пропущенные орфограммы.
(Не)давно; (не)лепо; совсем (не)громко, (не)быстро, а медленно; отнюдь (не) красиво; ничуть (не)трудно; (н..)куда, (н..)когда, горяч.., певуч.., снов.., занов.., (по)иному, (по)зимнему, (по)птичьи, (по)братски, (по)немецки, (во)первых, (в)третьих, (чуть)чуть, (еле)еле, (давным)давно, (кое)как, где(нибудь), когда(то), где (либо).
3.Этап выявления места и причины затруднения.
Вы справились с заданием?
(Не совсем).
Давайте проверим то, что удалось написать.
(Проверка)
Что не смогли написать? Почему? (Не знаем, как писать)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Какие есть предположения? Может, вы сталкивались с подобными написаниями при изучении другой части речи?
(Да. Мы знаем, что местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.
Может быть, это относится и к наречиям?
Как убедиться, так это или нет?
(Можно посмотреть в словаре или позвать на помощь компьютер).
Какой словарь вам понадобится?
(Орфографический).
5.Этап реализации проекта.
1 группа ищет информацию в компьютере, 2 –в словаре.
Подтвердилось ли наше предположение?
(Да)
Сделайте вывод.
(Наречия с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис).
Так как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
(О дефисном написании наречий).
Какой цели мы должны достичь?
(Научиться писать наречия через дефис).
Безусловно, это так. Но, кроме этого, мы продолжим учиться работать с источниками информации, планировать свои действия и, конечно же, общаться друг с другом.
Вернёмся к записи на слайде. Часть слов мы уже выяснили, как правильно писать, а как быть с другими словами? Какие ваши предположения об их написании?
(Очевидно, они тоже пишутся через дефис).
И что же, написание каждого слова нам придётся проверять по словарю или искать его в компьютере?
(Нет, я думаю, что есть какие-то правила ещё.)
Давайте попробуем эти правила сами найти.
Посмотрите на оставшиеся слова. Есть ли у них что-то общее?
(По)иному, (по)зимнему, (по)птичьи, (по)братски, (по)немецки, (во)первых, (в)третьих, (чуть)чуть, (еле)еле, (давным)давно.
(Да, в некоторых словах есть приставка по-, в других – приставка в-, а в трёх последних словах повторяется один и тот же корень).
Так давайте распределим слова на группы. Сколько будет таких групп?
(Три).
по- иному во-первых чуть-чуть
по-зимнему в-третьих еле-еле
по-птичьи давным-давно
по-братски
по-немецки
Выделите те морфемы, которые объединяют слова в каждой группе.
по- иному во-первых чуть-чуть
по-зимнему в-третьих еле-еле
по-птичьи давным-давно
по-братски
по-немецки
А суффиксы в первых двух группах похожи?
Выделите суффиксы в словах первых двух групп.
по- иному во-первых чуть-чуть
по-зимнему в-третьих еле-еле
по-птичьи давным-давно
по-братски
по-немецки
Попробуйте сформулировать правило о дефисном написании наречий.
(Через дефис пишутся наречия, которые
- имеют
- приставку кое- и суффиксы –то, -либо, нибудь;
- приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -и, -ски, -ки;
- приставку во- (в) и суффиксы –ых, -их;
- образованы повторением основ, однокоренных слов.)
Обратимся к таблице учебника на стр.37. Поработайте самостоятельно. Постарайтесь найти новую информацию о дефисном написании наречий.
(Работают с учебником)
Что нового вы узнали из учебника?
(Через дефис пишутся наречия, образованные повторением слов-синонимов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову).
Нужно ли эту информацию добавить в таблицу правил?
(Да)
Какие же правила о дефисном написании наречий вы сегодня узнали?
(Через дефис пишутся наречия, которые
- имеют
- приставку кое- и суффиксы –то, -либо, нибудь;
- приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -ьи, -ски, -ки;
- приставку во- (в) и суффиксы –ых, -их;
- образованы повторением основ, однокоренных слов или синонимов.)
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Для закрепления материала выполните по группам упр.553. Для этого постройте план работы в группе.
(План.
1.Распределить роли.
2.Организовать наблюдение за материалом.
3.Сформулировать вывод.
4.Оценить работу.
Проверка выполненной работы.
Оценка.Подведение итогов работы.
1.Смогли ли вы распределить роли для работы в группе?
2.Эффективно ли было взаимодействие?
3.Удалось ли сделать вывод?
4.Какой был вклад каждого в работу группы?
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Работа по группам:
а) выразительно прочитайте текст;
б) выясните значения непонятных слов;
в) выпишите из текста наречия, раскрывая скобки.
Где живет Совесть?
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов. Им (не)когда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы (волей)неволей схватить кусок, (по)свойски обмануть ближнего, кого-нибудь (на)черно оклеветать, (во)время польстить, (на)показ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть (до)сыта. (Кое)как найдет себе хозяина: (с)начала чиновника, потом купца. Но они, не выдержав ее суда, (по)новому выбрасывали бедняжку (куда)нибудь.
«Сделай (по)моему , Господи, - (не)вольно взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем, и исчезнут (на)всегда все неправды и насилия».
/М.Е.Салтыков-Щедрин/
- Где же, по мнению автора, живет совесть?
- Какое предложение помогает понять это?
-Значения каких слов вам пришлось находить в словаре? Какой словарь вы использовали?
(Толковый словарь, призреть – дать приют)
Проверьте, правильно ли вы написали наречия.
(Некогда, волей-неволей, по-свойски, начерно, вовремя, напоказ, досыта, кое-как, сначала, по-новому, куда-нибудь, по-моему, невольно, навсегда).
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
А теперь посмотрите на предложения на слайде.
Что вы можете сказать о написании выделенных слов?
Солнце светило (по)зимнему, неярко.
(По)зимнему небу плыли снеговые облака.
(Пишутся по-разному)
-Почему мы эти слова напишем по-разному?
(Потому что здесь употребляются разные части речи, в 1 предл. – наречие, во 2 предл. – прилагательное с предлогом)
-Как это можно доказать?
(Наречие относится к глаголу, прилагательное к существительному).
Какой вывод из этого можно сделать?
(Прежде чем написать слово, нужно определить, какая это часть речи).
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-Ребята, я благодарна вам за эффективную и плодотворную работу на уроке.
А теперь выразите ваше впечатление от урока. Продолжите предложения:
Я узнал…
Мне понравилось…
Открыл для себя…
Было интересно…
В заключение нашего урока я попрошу вас написать синквейн. Работать можно в группах.
1.Запишите одно существительное, которое было на сегодняшнем уроке важным.
2.Запишите два связанных с ним прилагательных, выражающих главную мысль.
3.Запишите три связанных с ним глагола, описывающие действие.
4.Запишите крылатую фразу, отражающую суть урока.
5.Запишите слово-синоним для первой строки.
Чтение синквейнов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 7 классе "Дефисное написание наречий"
Урок в 7 классе отражает все примеры дефисного написания наречий. Тексты для работы взяты из произведений татарских писателей....
Дефисное написание наречий (конспект урока в 7 классе)
Изучение нового материала с использованием элементов технологии разноуровневого обучения, деятельностного подхода, дифференцированной работы...
Урок русского языка в 7 классе на тему: "Слитное, раздельное и дефисное написание наречий".
Урок получения новых знаний с последующим закреплением умений и навыков по данной теме....
Урок открытия нового знания: Дефисное написание наречий
Цели как деятельность учеников:- опознавать наречия, которые пишутся через дефис, выявлять закономерности дефисного написания наречий, правильно их писать, объяснять условия выбора написаний уст...
Презентация к уроку "Дефисное написание наречий"
Презентация к уроку "Дефисное написание наречий"...
Дефисное написание наречий. Тренировочные упражнения по теме «Дефисное написание наречий»
Маршрутный лист дистанционного урока...