Рабочая программа 9г класс русский язык 2017/2018
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип ФГОС.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
По стандарту ФГОС в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
- Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
- Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка IX класса.
Ученик должен знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
- основные признаки стилей языка;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
ученик должен научиться:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 класс (68 часов)
Учебник под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и др.
№ | Общая тема/ тема урока | Количество часов | Дата | Стандарт/ содержание | Оснащение | Тип урока | Тип и форма контроля | |||
Подготовка ГИА | Домашнее задание | |||||||||
1 | Вводный урок о русском языке. Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы | 1 | Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте. | ММП | Урок лекция | |||||
Повторение изученного в 8 классе (6 часов) | ||||||||||
2, 3 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Цель: повторить опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова | 2 | Словосочетание, строение словосочетаний, предложение, средства синтаксической связи, главные и второстепенные предложения, однородные члены предложения, обращения и вводные слова. | Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи | Повторительно-обобщающий урок | Строение словосочетаний, простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, обращения, вводные слова. | №5 | |||
4-5 | Развитие речи: сочинение на лингвистическую тему | 2 | Написать сочинение на лингвистическую тему «Приставка и суффикс», «В чем сходство и различие между прилагательным и причастием?», «В чем сходство и различие между наречием и деепричастием?» (на выбор) | Уметь определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого; различать односоставные и двусоставные предложения; использовать синонимические односоставные предложения, сопоставляя личные и безличные предложения; включать безличные предложения в текст, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения | ММП | Урок развития речи | Сочинение на лингвистическую тему | Сочинение на лингвистическую тему | ||
6 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в 8 классе» | 1 | Соблюдение орфографических и пунктуационных норм, умение делать синтаксический разбор предложений и словосочетаний. | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки. | Урок контроль | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||
7 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Цель: научить отличать сложное предложение от простого, различать основные виды сложных предложений, закрепить умение ставить знаки препинания в сложном предложении | 1 | Сложные предложения. Основные виды сложных предложений, постановка знаков препинания в них. | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. | Урок усвоения новых знаний | Простые предложения, строение простых предложений, знаки препинания в предложениях | №8 | |||
Сложносочиненные предложения (СПП) (8 часов) | ||||||||||
8 | Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Цель: расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях) | 1 | Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). предложения. | Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор. | Урок усвоения новых знаний | Словарный диктант | Сложносочиненные предложения | №10 | ||
9 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Цель: расширить знания о сложносочиненном предложении, совершенствовать пунктуационные навыки, навык синтаксического разбора ССП | 1 | Сложносочиненные предложения е союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи. | Урок усвоения новых знаний | Синтаксический контроль | Сложносочиненные предложения, роль союза и в сложносочиненном предложении. | №13 | ||
10 | Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Цель: сформировать понятия об особенностях структуры ССП с общим второстепенным членом | 1 | Сложносочиненные предложения е союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | Уметь находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор. | Урок усвоения новых знаний | Сложносочиненные предложения, роль союза и в сложносочиненном предложении | №11 | |||
11 | Знаки препинания в ССП. Цель: обобщить и систематизировать материал о ССП, совершенствовать навыки лингвистического анализа и пунктуационные навыки | 1 | Сложносочиненные предложения е союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП. | Урок усвоения новых знаний | №15 | ||||
12 | Развитие речи: контрольное сочинение на лингвистическую тему. | 1 | Написать сочинение на лингвистическую тему. | Знать признаки текста и его функционально смысловых типов Уметь строить микротекст в соответствии с заданной темой; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, совершенствовать и редактировать собственный текст. | ММП | Урок развития речи | Сочинение | Выделение микротем | ||
13 | Обобщающий урок по теме: «Сложносочиненные предложения» | 1 | Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения е союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. | Знать основные группы ССП по значению и союзам, находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор. | Повторительно-обобщающий урок | тестовый контроль | №21 | |||
14 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Сложносочиненное предложение”. Цель: выявить уровень усвоения темы, сформированности навыков в постановке знаков препинания, пунктуационного и синтаксического разбора | 1 | Соблюдение орфографических и пунктуационных норм, умение делать синтаксический разбор сложносочиненных предложений. | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Урок контроль | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||
15 | Развитие речи: Сжатое изложение. | 1 | Знать основные элементы компрессии текста. Уметь создавать текст публицистического стиля. | Урок развития речи | Сжатое изложение | Методы компрессии текста | ||||
Сложноподчиненное предложение (СПП) (28 часов) | ||||||||||
16 | Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Цель: углубить понятие о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, упражняться в расстановке знаков препинания, в составлении схем СПП, употреблении в речи | 1 | Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. | Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП. | Урок усвоения новых знаний | Словарный диктант | Сложноподчиненные предложения | №26 | ||
17 | Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Цель: упражняться в различении союзов и союзных слов, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора СПП | 1 | Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. | Урок усвоения новых знаний | Синтаксический контроль | Сложноподчиненные предложения | №28 | ||
18, 19 | Развитие речи: контрольное изложение Цель: совершенствовать навыки сжатого изложения текста. | 2 | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать. | Урок развития речи | Сжатое изложение | Методы компрессии текста | ||||
20 | Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Цель: учить находить в предложении указательные слова, определять, ко всему предложению или к слову относятся придаточные предложения | 1 | Указательные слова в главном предложении. | Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос. | Урок усвоения новых знаний | Синтаксический контроль | №32, 33 | |||
21, 22 | Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными Цель: дать понятие о видах придаточных предложений и отличительных особенностях придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки, умение использовать в речи СПП с придаточными определительными | 2 | Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений | Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи | Урок усвоения новых знаний | Сложноподчиненные предложения | №39 | |||
23, 24 | Сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно-определительными Цель: дать понятие о видах придаточных предложений и отличительных особенностях придаточных местоименно-определительных; совершенствовать пунктуационные навыки, умение использовать в речи СПП | 2 | Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений | Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными мест.-определительными. Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными местоименно-определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи | Урок усвоения новых знаний | Сложноподчиненные предложения | ||||
25-26 | Придаточные дополнительные (изъяснительные). Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки разбора по членам предложения, умение использовать их в речи | 1 | Виды придаточных предложений, структура придаточных дополнительных. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. | Знать особенности структуры СПП с придаточными дополнительными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Урок усвоения новых знаний | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | №57 | |||
27 | Контрольный диктант Цель: выявить уровень усвоения темы, сформи рованность навыков постановки знаков препинания и навыков синтаксического разбора | 1 | Соблюдение орфографических и пунктуационных норм, умение делать синтаксический разбор сложноподчиненных предложений | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС | Урок контроль | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||
28 | Развитие речи: стили речи. Разговорный стиль. Цель: познакомить с отличительными особенностями разговорного стиля, его жанрами и использованием в речи | 1 | Способы построения текста, типы речи, стили речи. | Знать отличительные особенности разговорного стиля речи, его основные жанры (рассказ, беседа, спор). Уметь создавать диалоги и монологи с использованием разговорного стиля речи. | Урок развития речи | Комплексный анализ текста | Стили и типы речи. | №64,62 | ||
29 | Придаточные обстоятельственные образа действия и степени Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора | 1 | Виды придаточных обстоятельственных образа действия и степени, знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными образа действия и степени. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Урок усвоения новых знаний | Словарный диктант | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | №71,72 | ||
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места. Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора | 1 | Виды придаточных обстоятельственных места, знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными места. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Урок усвоения новых знаний | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | №78,79 | |||
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора | 1 | Виды придаточных обстоятельственных времени, знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными времени Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Урок усвоения новых знаний | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | №86,92 | |||
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины, цели Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора | 1 | Виды придаточных обстоятельственных условия, причины, цели, знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными условия, причины, цели. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Урок усвоения новых знаний | Словарный диктант | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | №98,101 | ||
33-34 | Развитие речи: контрольное сочинение-рассуждение на предложенную тему. Цель: дать понятие о сочинении-рассуждении. | 2 | Знать отличительные особенности сочинения - рассуждения Уметь отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре сочинения-рассуждения | ММП | Урок развития речи | Сочинение - рассуждение | Сочинение-рассуждение | |||
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, уступительными, следствия. Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора | 1 | Виды придаточных обстоятельственных сравнительных, уступительных, следствия, знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными сравнительными, уступительными, следствия. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Урок усвоения новых знаний | Синтаксический контроль | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | №107,112, 122 | ||
36 | Обобщение по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» | 1 | Сложноподчиненное предложение и его особенности. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Разделительные знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения. | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | Повторительно-обобщающий урок | Тестовый контроль | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | |||
37-38 | СПП с несколькими придаточными. Цель: дать понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении, упражняться в составлении схем, синтаксическом разборе, формировать умение использовать в речи данных СПП | 2 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, последовательное, однородное и параллельное подчинение, умение строить схемы предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. | Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. | Урок усвоения новых знаний | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | №133 №135 | |||
39-40 | Обобщение изученного по теме “Сложноподчиненное предложение” Цель: обобщить изученное, совершенствовать навыки пунктуационного и синтаксического разбора, употребления в речи СПП | 2 | Сложноподчиненное предложение и его особенности. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, определительными, дополнительными. Разделительные знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения | Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. | Повторительно-обобщающий урок | Тестовый контроль | №136, вопросы 1-7 | |||
41 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Сложноподчиненное предложение”. Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания в СПП, синтаксического разбора СПП | 1 | Соблюдение орфографических и пунктуационных норм, умение делать синтаксический разбор сложноподчиненных предложений | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Урок контроль | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||
42-43 | Развитие речи: контрольное сжатое изложение Цель: совершенствовать навык сжатого изложения текста и рассуждения на тему | 2 | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать. | Урок развития речи | Сжатое изложение | Методы компрессии текста | ||||
Бессоюзное сложное предложение (7 часов) | ||||||||||
44 | Бессоюзное сложное предложение Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Цель: повторить основные признаки БСП, отработать прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП; отработать пунктуационные навыки, навыки синтаксического разбора | 1 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в БСП. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Урок усвоения новых знаний | Бессоюзное сложное предложение | №140 | |||
45 | Двоеточие в БСП. Цель: изучить правила постановки двоеточия в БСП и сформировать соответствующий пунктуационный навык | 1 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в БСП. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. | Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Урок усвоения новых знаний | Синтаксический контроль | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | №148,149 | ||
46 | Тире в БСП. Цель: изучить правила постановки тире в БСП, сформировать соответствующий пунктуационный навык, навык синтаксического разбора | 1 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в БСП. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. | Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Урок усвоения новых знаний | Синтаксический контроль | Тире в бессоюзном сложном предложении | №155,158 Вопросы 1-3 | ||
47 | Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП. Цель: упражняться в постановке знаков препинания в БСП | 1 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в БСП. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. | Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП. | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксический контроль | Индивидуальные задания по карточкам | |||
48 | Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП. Цель: выявить уровень усвоения темы с точки зрения знания теории, приобретения пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора, употребления в речи | 1 | Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в БСП. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. | Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. | Повторительно-обобщающий урок | Тестовый контроль | Индивидуальные задания по карточкам | |||
49 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “БСП”. Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания, синтаксического разбора | 1 | Соблюдение орфографических и пунктуационных норм, умение делать синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения предложений | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Урок контроль | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||
50 | Развитие речи: научный и официально-деловой стили речи. Цель: познакомить с отличительными особенностями стилей; упражняться в написании деловых бумаг | 1 | Стили и типы речи, научный стиль и его отличительные особенности, средства выразительности в научном стиле; сфера применения научного стиля. Официально-деловой стиль, отличительные особенности, средства выразительности в официально-деловом стиле, сфера применения официально-делового стиля. | Знать отличительные особенности научного и официально-делового стилей речи, их основные жанры (отзыв, реферат, выступление; расписка, заявление). Уметь создавать тексты этих стилей и жанров | Урок развития речи | Комплексный анализ текста | Стили текста, типы речи | Индивидуальное задание по карточкам | ||
Сложные предложения (СП) с разными видами связи. (7 часов) | ||||||||||
51 | Сложные предложения (СП) с разными видами связи. Цель: дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи; начать отработку пунктуационных навыков | 1 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Правильное употребление в речи сложные предложения с различными видами связи. | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | Урок усвоения новых знаний | Сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения, бессоюзные предложения. | №161 | |||
52-53 | Сложные предложения с разными видами связи. Цель: познакомить учащегося с особенностями пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение; закрепить правила постановки знаков препинания, синтаксического разбора, употребления в речи Повторение: безударные личные окончания глаголов | 2 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Правильное употребление в речи сложные предложения с различными видами связи. | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи. | Урок закрепления изученного | Синтаксический контроль | Безударные личные окончания глаголов | №166 № 165 | ||
54 | Повторительно-обобщающий урок по теме “Сложное предложение”. Цель: выявить уровень усвоения темы “Сложное предложение” с точки зрения знания теории, приобретения пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора, лингвистического анализа текста, правильного употребления в речи | 1 | Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Правильное употребление в речи сложные предложения с различными видами связи. | Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор. | Повторительно-обобщающий урок | Тестовый контроль | №171 | |||
55-56 | Развитие речи: Контрольное сжатое изложение Цель: совершенствовать навык сжатого изложения | 2 | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать. | Урок развития речи | Сжатое изложение | Методы компрессии текста | ||||
57 | Развитие речи: публицистический и художественный стили речи. Цель: познакомиться с отличительными особенностями стилей; с жанрами публицистики, с изобразительно-выразительными средствами художественного стиля | 1 | Стили и типы речи, публицистический стиль, средства выразительности в публицистическом стиле, сфера применения публицистического стиля. Художественный стиль, средства выразительности в художественном стиле, сфера употребления художественного стиля. | Знать отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи, основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк). Уметь создавать тексты этих стилей и жанров, используя ИВС, осуществлять речевой самоконтроль, участвовать в речевом общении. | ММП | Урок развития речи | Комплексный анализ текста | Стили и типы речи | Индивидуальное задание по карточкам | |
Повторение изученного в 9 классе (11 часов) | ||||||||||
58 | Морфемика. Словообразование. Орфография. Цель: систематизировать знания по морфемике и словообразованию, повторить орфограммы этих разделов Повторение: правописание приставок ПРЕ-ПРИ, правописание З/С в зависимости от глухости/звонкости | 1 | Части слова, способы образования слов, правописание гласных в приставках, правописание З/С в зависимости от глухости/звонкости последующего согласного. | Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. | Повторительно-обобщающий урок | Орфографический контроль | Правописание приставок ПРЕ-ПРИ | №222 (составить рассказ по плану ло существительном, прилагательном, числительном) | ||
59 | Морфология. Существительное. Прилагательное. Числительное. Цель: систематизировать знания об этих частях речи, повторить орфографию. Повторение: правописание Н-НН в прилагательных, причастиях, наречиях. | 1 | Части речи, морфологические признаки частей речи | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного, прилагательного, числительного, основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Повторительно-обобщающий урок | Орфографический контроль | Правописание Н-НН в прилагательных, причастиях, наречиях. | №244, 249, 261 (устно) (составить рассказ о местоимении по плану) | ||
60, 61 | Развитие речи: сжатое изложение на тему о милосердии с элементами сочинения Цель: совершенствовать навыки сжатого изложения и рассуждения на тему о милосердии | 2 | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания | ММП | Урок развития речи | Сжатое изложение с элементами сочинения | Методы компрессии текста, написание сочинения-рассуждения | |||
62 | Морфология. Местоимение. Цель: систематизировать знания о местоимении, повторить орфографию Повторение: НЕ с разными частями речи. | 1 | Части речи, морфологические признаки местоимения, правописание местоимений, разряды местоимений, морфологический разбор местоимений. | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимения, основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Повторительно-обобщающий урок | Орфографический контроль | НЕ с разными частями речи | №243(составить рассказ о наречии по плану) | ||
63 | Морфология. Наречие. Цель: систематизировать знания о наречии, повторить орфографию Повторение: написание на конце наречий суффиксов А, О; употребление дефиса в наречиях. | 1 | Части речи, морфологические признаки наречия, правописание наречий, морфологический разбор наречий. | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия, основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Повторительно-обобщающий урок | Орфографический контроль | Повторение: написание на конце наречий суффиксов А, О; употребление дефиса в | №255 (составить рассказ о глаголе по плану) | ||
64 | Морфология. Глагол. Цель: систематизировать знания о глаголе, повторить орфографию Повторение: написание безударных личных окончаний глагола, написание ТСЯ, ТЬСЯ. Причастие, общие признаки причастия и глаголов, правописание Н и НН в отглагольных прилагательных. | 1 | Части речи, морфологические признаки глагола, правописание глаголов, морфологические признаки глагола. | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Повторительно-обобщающий урок | Орфографический контроль | Повторение: написание безударных личных окончаний глагола, написание ТСЯ, ТЬСЯ. Причастие, общие признаки причастия и глаголов, правописание Н и НН в отглагольных прилагательных | №250 (составить рассказ о деепричастии по плану) | ||
65 | Морфология. Причастие. Деепричастие. Цель: систематизировать знания о причастии, деепричастии; повторить орфографию Повторение: образование причастий, общие признаки глаголов и причастий, общие признаки глаголов и деепричастий. Обособленные обстоятельства, обособленные определения. | 1 | Части речи, морфологические признаки причастия и деепричастия, правописание причастий и деепричастий, морфологические признаки причастий и деепричастий. | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия, основные морфологические нормы русского литературного языка. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Повторительно-обобщающий урок | Орфографический контроль | Повторение: образование причастий, общие признаки глаголов и причастий, общие признаки глаголов и деепричастий. Обособленные обстоятельства, обособленные | №251 (составить рассказ по плану о предлоге, союзе, частице, междометии) | ||
66 | Морфология. Предлог. Союз. Частица. Междометие. Цель: систематизировать знания о служебных частях речи, междометии; повторить орфографию Повторение: НЕ с разными частями речи | 1 | Части речи, морфологические признаки предлога, союза, частицы, междометия, правописание, морфологические признаки союза, предлога, частицы, междометия. | Знать морфологические признаки служебных частей речи и междометия. Уметь применять знания по морфологии в практике правописания. | Повторительно-обобщающий урок | Орфографический контроль | Повторение: НЕ с разными частями речи | № 260, 261(устно) | ||
67 | Синтаксис простого предложения. Пунктуация. Цель: систематизировать знания о простом предложении, повторить пунктуацию Повторение: вводные слова, цитаты, прямая речь | 1 | Простое предложение, строение простого предложения, пунктуация в простом предложении, осложненные и неосложненные простые предложения, односоставные предложения, однородные обособленные члены предложения | Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. | Повторительно-обобщающий урок | Тестовый контроль | Повторение: вводные слов, цитаты, прямая речь | №271 (устно),№277(2) | ||
68 | Итоговый диктант по темам: “Обобщение изученного”, “Сложное предложение”. Цель: выявить уровень орфографической и пунктуационной грамотности | 1 | Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. | Урок контроль | Итоговый диктант с грамматическим заданием | Сложные предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 6 класс русский язык
рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.Ладыженской 6 класс...
Рабочая программа 7б класс русский язык 2017/2018
Рабочая программа 7б класс русский язык...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...