Эффективность подготовки учащихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути решения.
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Ежегодно повышаются требования к уровню грамотности выпускников. Это мы наблюдаем на примере усложнения экзаменационных материалов. Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, учащиеся на письме допускают ошибки, а заучивание формулировок правил не дают ученику действенных знаний. Поиск новых методов, позволяющих добиваться устойчивых навыков правописания – одна из важных и актуальных проблем учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedsoveta.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность подготовки учащихся к итоговой аттестации (ГИА-2014).
Проблемы и пути решения.
Материал подготовила
учитель русского языка и литературы
Власова Д. Н.
Ежегодно повышаются требования к уровню грамотности выпускников. Это мы наблюдаем на примере усложнения экзаменационных материалов. Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, учащиеся на письме допускают ошибки, а заучивание формулировок правил не дают ученику действенных знаний. Поиск новых методов, позволяющих добиваться устойчивых навыков правописания – одна из важных и актуальных проблем учебного процесса.
Грамотная письменная и устная речь является показателем культурного уровня субъекта речевой деятельности, степени его социальной адекватности и востребована в деловых и культурных сферах общения.
Однако орфографические, пунктуационные, речевые умения подвержены угасанию. Также влияет на это и процесс интерференции знаний: в ходе обучения накапливается большой объем теоретического материала, и учащимся в процессе письма труднее выбирать из множества правил нужное. Наша задача – не только учить детей предмету, сколько помогать им учиться самим и уметь добиваться успеха.
Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- Внедрять на уроках русского языка формы и методы работы по орфографии, пунктуации, развитию речевой компетенции, обеспечивающих формирование устойчивых навыков правописания и повышение качества знаний.
- Производить отбор и систематизацию орфографического и пунктуационного материала и востребованных для их изучения теоретических тем.
- Отобирать дидактический материал, обеспечивающий системность повторения в процессе изучения новых тем, способствующих закреплению умений на материале упражнений.
Готовить учащихся к итоговой аттестации можно начинать уже с 5 класса:
- подбор контрольных и проверочных работ в форме ГИА
- презентации, позволяющие изучать или закреплять материал ненавязчиво и интересно
- интересные формы проведения словарной работы
4) комплексный анализа текста
5) опорные схемы и конспекты
6) система орфографических и лингвистических пятиминуток
7) мини-тесты в форме ГИА
8) диктанты с тестовым заданием
9) инновационные компьютерные технологии в обучении русскому языку
Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе.
Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему. Так, нулевой срез в 9 «А» классе был проведён в формате ГИА (тестовые задания частей А и Б) – 17.09.2013 г.
Целесообразно также знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. На уроках русского языка я познакомила учащихся с нормативными документами по ГИА, с содержанием и структурой ГИА по русскому языку, а также в течение 1 четверти уделяла много внимания подготовке к написанию сжатого изложения.
Программа по русскому языку в 9 классе не позволяет уделять много времени для подготовки к ГИА, поэтому я на каждом уроке подаю экзаменационный материал порционно, обращая внимание девятиклассников на то, что им может встретиться при выполнении экзаменационной работы (делаются пометки на полях рабочих тетрадей: подготовка к ГИА).
В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году. Обращаю внимание на типичные ошибки, допущенные учащимися. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание.
Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста. Со способами сокращения текста мы также познакомились в 1 четверти. Отработка навыков проводилась на небольших текстах.
Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы я использую такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов, отзывов и рецензий.
Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.
Наряду с подготовкой к написанию сжатого изложения на каждом уроке я работаю над орфографией и пунктуацией. Для этого использую тестовые задания (части А и Б), карточки, упражнения учебника, дополнительный материал из справочной литературы. Ещё один из вариантов – работа в парах (проверка правильности выполнения теста своего соседа по парте, анализ допущенных ошибок).
Я регулярно провожу проверочные работы; даю учащимся небольшие тесты, которые проверяем сразу же на уроке, анализируем допущенные ошибки. Одна из проверочных работа в формате ГИА была проведена 03.10.2013 г. В качестве дополнительного домашнего задания даю учащимся задание самим составить тест по аналогии с выполненным, тест другого варианта.
Использую на уроках комплексную работу с текстами разных стилей и типов речи.
Формат урока не позволяет заниматься только подготовкой к ГИА, поэтому качественнее подготовиться к экзамену помогают курсы «Интерком». На занятиях учащиеся выполняют тестовые задания, учатся писать сжатое изложение и сочинение на лингвистическую тему. Попутно повторяются все изученные орфограммы и пунктограммы.
Учащимся также была предложена литература для подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность работы учителей математики и физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, проведение внеклассной работы.
Варианты подготовки учащихся к ЕГЭ...
Методика решения задач с параметрами при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике в 9-х классах
Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. В данной работе приведены методы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений с параметрами, уравнений с пара...
Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий
Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий...
"Создание условий для наиболее эффективной подготовки выпускников к итоговой аттестации, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ" (из опыта работы)
Кто же он - современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист может смело браться за новое дело, каковым стал экзамен несколько лет назад. В настоящее время пе...
Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»
Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...
Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС
Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....
Эффективные методы и формы подготовки учащихся к итоговой аттестации
Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться....