ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Цели:
· повторение и обобщение знаний
· формирование навыков грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций
· выяснение стилистических функций вводных слов и вставных конструкций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_russk_yaz_10-11kl.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.
Цели:
- повторение и обобщение знаний
- формирование навыков грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций
- выяснение стилистических функций вводных слов и вставных конструкций.
Оборудование.
Учебник «Русский язык. 10-11 класс» Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин. Москва, «Русское слово», 2005 год.
1.Организационный момент.
2.Орфографическая разминка.
Задание: записать под диктовку, обозначив орфограммы.
Во что бы то ни стало, он здесь ни при чем, по тому делу, выполняя как будто, что бы вы сделали, чтобы ответить, говорить насчет встречи, сказать в заключение, иметь в виду, положить на счет, на встречу с друзьями, узнать впоследствии, несмотря ни на что.
Проверьте себя. Слайд № 2.
Вопрос учителя: На какие орфографические правила данные слова?
(Правописание союзов, производных предлогов, частиц).
3. Актуализация.
Учитель: Дать определение вводных слов.
-Перечислите их разряды по значению, приведите примеры употребления.
( Степень достоверности, источники сообщения, отношения между частями высказывания, эмоциональная оценка, привлечение внимания слушателе).
К вводным словам нельзя задать вопрос от другого члена предложения, значит, вводное слово не является членом предложения. Этим объясняется необходимость как интонационного, так и пунктуационного выделения вводных слов.
4.Объяснение нового материала.
Учитель. Есть слова, который могут выступать и в роли членов предложения, и в роли вводных слов.
Запись предложений и их анализ.
Он, однако, был угрюм и молчалив. ( однако = напротив)
Однако он был угрюм и молчалив. ( однако = но_)
Наконец он ответил мне. ( наконец = после всего )
Летом можно поехать на море или к друзьям, наконец, можно отдохнуть на даче. ( наконец = и еще)
Учитель.В сомнительных случаях можно пользоваться приемом подстановки: замените «подозреваемое» слово синонимом и определите, является ли это слово-заменитель членом предложения или служебным словом. Если нет, то мы имеем дело с вводным словом, которое требует обособления.
Продемонстрируем этот прием на примере слова «ЗНАЧИТ».Слайд № 3
Надо быть особенно внимательными со следующими словами- хамелеонами, которые могут быть и вводными словами, и членами предложения – в зависимости от контекста). Слайд № 4
. Их следует запомнить: это типичные «ловушки» на поле вводных конструкций.
Вводное слово может образовывать с союзом а (реже но) единое целое.
Слайд № 5
В первом случае мы не можем безболезненно изъять вводное слово из предложения, следовательно, первый знак обособления не ставится. Во втором случае подобная процедура возможна и обособление осуществляется по правилу.
Слайд № 6.
5.Работа с учебником.
Параграф92 стр. 315.
Учитель. Просмотрите теоретический материал, скажите, не выпустили ли мы из внимания какое-нибудь теоретическое положение.
Вводные слова имеют разнообразные значения, поэтому могут употребляться во всех стилях речи. Выполните упражнение 450, с двумя из них составьте предложения.
С.теоретический материалом параграфа 93 «Знаки препинания при вставных конструкциях» учащиеся знакомятся самостоятельно.
6.Закрепление.
Выполнение упражнения 455 (устно).
Задание: найти вставные конструкции, объяснить, какими знаками препинания они отделены от основной ткани предложения.
Образец устного ответа.
Слайд № 7.
Выполните задание.
Вставьте в текст подходящие по смыслу вводные конструкции.
Прочитайте полученный текст, сделайте вывод о роли вставных слов и предложений.
Борьба за литературную речь, которую пришлось вести Белинскому, была сложна и разнообразна.
________________________ критик-демократ в своих статьях выступал против высокопарной речи «романтиков»,___________________________ против шаблонных речевых приемов старой литературы,_____________________________ боролся за ясный и правдивый язык реалистической художественной литературы.
Белинский вел борьбу за живую национальную речь и_______________
за широкую демократизацию литературного языка.
Создавая публицистический стиль, Белинский ______________________ пошел по пути освоения существующих в языке богатств________________________ по пути смелого и широкого внедрения в язык публицистики того нового, что было необходимо для выражения новых понятий.
____________________ своими критическими статьями он способствовал проникновению общественно-политической, философской терминологии в русский язык.
Слова для справок: наконец, итак, далее, с одной стороны, с другой стороны, например, кроме того, во-первых, во-вторых, в-третьих, несомненно.
- Вставные конструкции, имеющие смысловую емкость ( вносят добавочные сведения, дополнительные пояснения, уточнения, поправки, замечания) используются в различных речевых стилях.
В художественных произведениях часто используются вводные слова, словосочетания, которые позволяют выразить отношение говорящего к сообщаемому, привлечь внимание к сообщаемому, сделать речь выразительной и образной, а также внести в предложение замечание, пояснение.
7.Контроль усвоения. Тест.
1. В каком предложении употреблены вводные конструкции?
1) Большинство дураков обыкновенно читают мало.
2) Но есть, однако, особая разновидность дураков, которая всю жизнь учится.
3) Это, так сказать, дураки набитые.
4) Их душа словно облизана коровьим языком: кругло, гладко, нигде не зацепит.
2. Пунктуационная ошибка допущена в предложении.
1) У городка этого, по существу, не было истории, как не было своих летописцев.
2) За рекой конечно должны быть луга.
3) Это место , казалось, ему наилучшим выражением русской природы.
4) Вообще говоря, красота – это обещание великой человечности отношения мужчинв и женщины.
3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на мести которых в предложении должны стоять запятые?
Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив(2) очень устал. В купе сидел (3) напротив (4) пожилого пассажира.
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
8.Вывод. Итог урока.
На уроке вы узнали:
- что называется вводными словами
- на какие основные группы делятся вводные слова
- какими знаками препинания выделяются вводные слова
- как отличить вводное слово от омонимичного члена предложения
- что называется вставными конструкциями.
ДОМА: п. 92 Упр.457 , подобрать из художественных произведений 5 предложений с вставными конструкциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Обращение, вводные слова и вставные конструкции»
Тип урока: обобщение изученного.Вид урока: урок-семинар.Технология: на диалоговой основе.Оборудование: индивидуальные карточки....
вводные слова и вставние конструкции
вводные слова и вставние конструкции...
Тестовая работа «Проверяем себя». Обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Зачётная работа по теме"Вводные слова и вставные конструкции" (8 класс).
Данная работа предназначена для обучающихся, находящихся на дистанционном обучении....
Контрольная по русскому 8 класс "Обращения, вводные слова и вставные конструкции"
контрольная работа по русскому 8 класс...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА "ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ"
контрольная по русскому 8 класс...
"Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях". (Памятка)
Таблица с правилами постановки знаков препинания при вводных словах и вставных конструкциях....