Преподавание Литературы народов Дагестана как способ сохранения национальной культуры
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Боровикова Наталья Антоновна

Преподавание Литературы народов Дагестана как способ сохранения национальной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_statya_3.docx91.25 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание Литературы народов Дагестана как способ сохранения национальной культуры

Боровикова Наталья Антоновна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Кизлярская гимназия №1 им. М.В. Ломоносова» (г. Кизляр, республика Дагестан)

«Национальная культура народов Дагестана» ориентирована для расширения углубления и систематизации знаний базового курса КТНД, истории Дагестана и Дагестанской литературы.

Знания, полученные в ходе изучения предлагаемого курса, помогут учащимся глубже понять культуру дагестанских народов. Данный курс рассчитан на 5 лет (5-9 кл) из расчета 1 ч. в неделю (всего 170ч.).

Курс состоит из 6 разделов: « Материальная культура народов Дагестана», « Духовная культура древних народов Дагестана», « Дагестанский фольклор», « Дагестанская литература», « Современная Дагестанская культура и искусство», « Русская национальная культура».

Основная цель курса – осмыслить все богатство культуры дагестанских народов, их вклад в российскую культуру.

Задачи курса:

1) приобщение учащихся к материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Дагестана, к их традициям и обычаям, нравственно-этическим ценностям, т. е общее развитие, расширение кругозора школьников;

2) формирование интереса к отдельным жанрам национальной культуры, к известным исполнителям, создателям материальных и духовных ценностей народа;

3) воспитание подлинного чувства интернационализма, основано на знании, понимании и уважении к труду и таланту народа, независимо от его численности.

В наше тревожное время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы учителя, ищем пути возрождения человека и обращаем свои взоры на вековой опыт нации, традиции народной педагогики.

Национальная культура народов Дагестана – это уходящий в седую древность богатый фольклор, «безбрежный как океан» язык, золотой фонд письменной литературы, представляющий интерес на мировом уровне.

Уроки национальной культуры должны по возможности носить практический характер, иметь нестандартную форму. Например, это могут быть посещение музеев, выставок, библиотек, театров, концертов, встречи с талантливыми представителями культуры и искусства. Прослушивание фонозаписей, рассматривание картин, чтение вслух произведений в переводе, исценирование, выполнение иллюстраций, подготовка рефератов, разучивание песен, танцев, игр, стихов. В качестве примера урока по данному курсу прилагаем разработку урока дагестанской литературы для учащихся 10 класса.

Цель:

Сопоставительный анализ стихотворений великих дагестанских  поэтов

Гамзата Цадасы и Расула Гамзатова по темам  ВОВ, дружба , Родина.

Задачи:
1. Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к дагестанской литературе, любви к малой Родине;
-создание благоприятной атмосферы поддержки, уважения и сотрудничества;
-развитие коммуникативных УУД;
-воспитание ценностного отношения к слову.
2.Развивающие:
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
-формирование УУД:
(умение формулировать и доказывать свою точку зрения);
(умение анализировать, сравнивать, обобщать);
(умение применять новые навыки); умение работать в группах)
3.Образовательные:
-развить умение выражать свои мысли;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

Оборудование:

Мультимедийный проектор;

Презентация в Power Point;

Видеоклипы;

Лист «Уборка в классе»;

Лист «Две звезды - одно желание»;

 Портреты писателей;

Книжная выставка;

Импровизированный уголок горской сакли.

Ход урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Психологический настрой.

- Добрый день, ребята. Рада вас приветствовать в стенах этого уютного класса. Прежде, чем мы приступим к работе, я предлагаю посмотреть небольшой видеоклип.(летящий орёл). Ребята, я предлагаю вам взять за девиз для сегодняшнего урока слова великого советского писателя – Максима Горького. Все вы достойны неба!

- А что такое небо?(ответы учащихся)

- Расправьте свои крылья, а крыльями вам сегодня на уроке послужат ваши знания и умения.

Стремитесь достигнуть высоты, и ничего не бойтесь: у вас всё получится!

-У нас сегодня урок-исследование. Предварительно класс был поделён на группы. Каждая группа получила опережающее задание. Вы сегодня -исследователи. А какие качества необходимы исследователям?( внимание, наблюдательность, воображение). Вам самим предстоит определить круг задач, которые предстоит выполнить на уроке.

2.        Словарная работа .

- Ребята, вы дома должны были узнать значение слова ПЕХЛЕВАНЫ.

Что вы узнали о этом слове ( ответы учащихся, правильный ответ на слайде)

3.        Инсценировка отрывка из книги Р.Гамзатова «Исповедь».

- чтобы лучше прочувствовать атмосферу урока, нам необходимо перенестись в середину 20 столетия.

- Конечно же вы все узнали наших героев: Гамзата Цадасу и Расула Гамзатова.

Мы отправляемся в селение Цада Хунзахского района.

-Что в переводе означает «цада»?

-Давайте зайдём в саклю. Внимание! Каждый предмет здесь имеет своё значение, свою ассоциацию.

- Очаг?

_ Исписанные листы бумаги?

- Два пера и чернильница?

( очаг- тепло, семейный уют; бумаги -  здесь кто-то много пишет; два пера – два писателя в этой сакле).

- Не стоит теперь догадаться, что мы находимся в сакле великих поэтов Дагестана. Оба они родом из Цада. Они вошли не только в историю дагестанской литературы, но и получили широкую популярность и знаменитость далеко за пределами Дагестана.

(знакомство с книжной выставкой)

4.        темы урока. Определение цели урока и задач.

- нам сегодня предстоит провести сопоставительный анализ стихотворений великих дагестанских поэтов по темам Родина, дружба и ВОВ. Работать вы будете в группах. Каждому члену группы отведена своя роль. Но помните: общий результат будет зависеть от совместной работы.

- в каждой группе есть два чтеца и два аналитика, библиограф, музыковед и иллюстратор.

5.        Основной этап урока- исследования..

- К работе приступают библиографы от каждой группы. Им необходимо было найти малоизвестные интересные факты из жизни поэтов.

(выступление библиографов)

А)   Тема ВОВ

(Панорама красивого горного пейзажа звучит песня «Священная война»

- Теме Великой Отечественной войны посвящено ни одно стихотворение знаменитых отца и сына.

- с первых дней войны Гамзат Цадаса принял активное участие в патриотической агитации земляков. Не остались глухи к зову своего сердца и старшие сыновья Гамзата Магомед и Ахильчи.

Они оба ушли на фронт

- Ни одному из них не суждено было вернуться в отчий дом. Магомед погиб под Сталинградом, а Ахильчи сложил голову в битве за Севастополь.

Чтец : « Маленькой Пати»

Аналитик стихотворения  « Маленькой Пати»

Чтец: «Нас 20 миллионов незабытых»

(под трогательную музыку)

Аналитик

(звучит песня «Журавли на аварском, английском и японском языках; видеоролик)

- Все узнали трогательную  мелодию песни «Журавли».

Музыковед:

-на слайде вы видите всех авторов этой

легендарной песни. Автором слов является Расул Гамзатов, перевод составил Наум  Гребнев. мелодию написал Ян Френкель. Первым исполнителем стал Марк Бернес.

Будучи смертельно больным Марк Наумович записал эту песню с одной попытки, т.к. второй у него уже не было. Запись песни он так и не услышал. Она прозвучала через полтора месяца на его гражданской панихиде.

 (в Хунзахском районе. Близ селения Цада был возведён самый большой памятник «Журавлям»)

Иллюстратор:

- тяжело отцу хоронить своего сына. Горем убит отец. Глаза словно присыпаны пеплом Вот с таким же тяжёлым чувством Гамзат Цадаса принял известие о гибели своего старшего сына.

- Ребята, а как вы думаете, почему наш народ одержал победу в этой кровопролитной войне? Что помогло сломить врага?

(ответы учащихся)

_ Кроме доблести, храбрости наших предков какой еще важный фактор повлиял на исход войны?

(сплочённость, дружба народов, боль за общую Родину)

Конечно, благодаря сплоченным  действиям всех народов, была одержана эта Победа. Именно об этом слова Гамзата Цадасы.

Тема Дружбы.

-Дружба между народами начинается с обычной дружбы между людьми. Об этом немало написано всеми поэтами, в том числе и Цадасой и Р.Гамзатовым.

(далее выступает Чтец с композицией четверостиший Цадасы о дружбе.

Следующий Чтец рассказывает стихотворение «Берегите друзей»

Аналитики приводят свой анализ обоих стихотворений, определяя основную мысль, используемые тропы.  

Музыковед  поведала собравшимся историю создания песни «Берегите друзей».

( видеоролик с фрагментом песен о дружбе на слова Р.Гамзатова)

Иллюстратор : стихотворение Гамзатова вдохновило меня на создание этого рисунка. Мы должны уметь прощать ошибки наших друзей, при этом не испытывать тени сомнения на душе.

-Родина! Это самое великое, самое близкое и дорогое, что есть у человека. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Дагестан и твердили, что „Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда ” Нам с вами тоже выпала честь родиться в таком удивительном крае. Гордитесь, дорогие, Вы родились и растёте в славном и прекрасном краю – многонациональном Дагестане.  Прочтите замечательные слова Гамзатова о Дагестане (слайд№40)

Чтец : Г.Цадаса «Жизнь и Родина»

Аналитик: с помощью эпитетов «родимый» автор хочет показать, как дорог ему родной край, но «мысли все» о сыне. Последними строчками автор хочет показать читателю, что для горца важнее свобода родной земли.

Если понадобится- он готов пожертвовать даже горячо любимым сыном .

Чтец :  Р.Гамзатов « О Родине»

Аналитик

Музыковед:

 Февраля 2016 года был принят проект нового гимна Дагестана. Автор текста – Р.Гамзатов. во втором куплете  оригинала были заменены две строки.( на слайде)

-Ребята, вы обратили внимание, что  каждой группе подобрана  своя цветовая гамма? Возникли ли у вас какие-либо ассоциации?

( цвета флага Дагестана)

(звучит песня «Журавли)

-Время неумолимо… Ушёл от нас Гамзат Цадаса….Поднялся к своей журавлиной стае и его сын Расул.

Их нет с нами, но остались их бессмертные произведения…

_ Как вы понимаете эти замечательные слова Расула Гамзатова?

- Найдите ключевое слово в этой фразе.

- Что означает назидание?

  1. Подведение итогов урока:.

- Пришло время подвести итоги.

Я усложню задачу каждой группе. Вы должны подвести общий итог по каждой теме. Найти общие черты и различия в творчестве отца и сына.

Но темы группам я поменяю.

ВОВ- Дружба

Дружба-Родина

Родина- ВОВ

(ребята подводят итог, приходят к мысли, что по эмоциональному настрою, призыву и учат нас любить свою Родину, ценить настоящую дружбу, не забывать подвиг предков)

- Можем ли мы назвать Гамзата Цадасу и Расула Гамзатова нашим светлым прошлым?

-А настоящим?

_Будет ли им место в нашем будущем?

(ответы аргументируются)

  1. Рефлексия:

А) –Всё ли у нас получилось?

-Добились ли мы поставленной цели?

–Почему это у нас получилось?

Что было сделано хорошо?

Что могло получиться лучше?

–Как это можно улучшить?

(ответы учащихся)

В)- проведем «Уборку в классе». Перед вами три предмета. Напишите, пожалуйста, что вы возьмёте с собой в чемодан своих достижений, что у вас получилось лучше всего и пригодится в дальнейшей жизни; что выброситев мусорное ведро, как ненужное;и что вас заставило задуматься, и над чем вам ещё придётся поработать.

Г) этот вид работы адресован для участников соседних групп. В звезде вы должны указать то, что , по-вашему мнению, у других получилось лучше всего. В пустую фигуру вы впишите то, над чем ещё стоит группе поработать.

Д) назовите то слово, которое соответствует вашему настроению , после проведенного урока. Свой выбор аргументируйте.

Домашняя работа

Оцениваниие результатов деятельности детей.

-Вот и заканчивается наш урок.

Я надеюсь, что каждый из вас нашёл на нём что-то новое , интересное. А главное- сделал для себя правильный вывод.

Огромное спасибо всем за активное участие.

Литература

1. Расул Гамзатов. Собр. соч.: В 5 т. – М., 1980–1982.

2. Огнев В. Путешествие в поэзию. – Махачкала, 1960.

3. Султанов К.К. Расул Гамзатов. – Махачкала, 1973.

 4. Антокольский Л. У очага поэзии. – М., 1975.

5. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. – Махачкала, 1983.

 6. Дементьев В.В. Расул Гамзатов. – М., 1984.

7. Абуков К. Расул Гамзатов. – Махачкала, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...

Язык как средство и фактор сохранения национальной культуры

Статья предназначена филологам. О важности сохранения родного языка в современном мире...

Доклад «Язык – как способ сохранения национального духа»

Каждый язык, как известно, это отдельное окно, через которое мы видим мир. Желание сохранить и развить язык, как у носителей, должно быть у каждого. Только на первый взгляд кажется, что язык – это лиш...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям народа является сегодня одной из важнейших задач школы. При этом основным средством трансляции культуры выступает русский язык, который является...

Открытый урок по литературе в республиканском уровне на тему: «День Единства народов Дагестана»

laquo;День Единства народов Дагестана» Цель: формировать чувство гражданственности и патриотизма; формировать ответственность за судьбу малой Родины, республики Дагестан; ра...