Этимологический анализ "трудных" слов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Одним из эффективных приёмов обучения написанию "трудных" слов является использование сведений об их происхождении.На помощь приходит этимология - один из наиболее интересных разделов о языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
этимология | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Этимологический анализ «трудных» слов на уроках русского языка в 5 классе как средство повышения интереса учащихся к русскому языку и уровня орфографической грамотности.
Стриженко Е.Н., учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №24, г. Уссурийск
Проведение словарных диктантов необходимо не только для повышения грамотности учащихся, но и для обогащения их словаря, развития речи.
Одним из эффективных приёмов обучения написанию «трудных» слов является использование сведений об их происхождении. Этимология – один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке, благодаря которому возникает возможность наглядно показать русский язык как один из мировых языков.
Современные школьники получают огромное количество информации, необходимой для запоминания. Кто-то легко запоминает, а кто-то испытывает трудности, поэтому преподавателю необходимо помочь ребёнку: дать опору для запоминания написания «трудных» слов. Такой опорой и может стать этимология.
В учебнике «Русский язык.5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львова раздел «Лексика» открывают слова Л. Успенского: «Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Эти слова помогают ребятам осознать следующее: слово – инструмент познания мира. Именно поэтому необходимо с особой тщательностью отнестись к организации словарной работы на уроке русского языка.
Учебник М.М. Разумовской содержит упражнения, раскрывающие значение, строение, правописание слов (З С П), которые учащиеся выполняют по инструкции:
- Проанализируйте слово;
- Перепишите слово без ошибок, воспроизведя, где это указано, обозначение морфем и ударений;
- Запишите обозначенное проверочное слово, которое «вывело» на верное написание;
- Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание;
- Запомните правописание каждого слова.
Работа над словом на первом этапе складывается из следующих моментов.
Напечатанное в учебнике слово должно прозвучать. Дети знакомятся с его орфоэпическим обликом, запоминают, как оно произносится. Слово проговаривается по слогам хором, вполголоса, запоминается его звуковой образ.
Учитель записывает слово на доске, а дети – в тетради, мысленно его себе диктуя. Ставим ударение, подчёркиваем орфограмму, обозначаем морфемы. Усваивается графический образ слова.
Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому используем сведения о происхождении изучаемого слова. Этимологическую справку даёт учитель, но можно давать задание нескольким ребятам накануне урока, что формирует у детей интерес к слову, к языку, к его истории.
Дети находят слово, например, утверждать в этимологическом словаре и выясняют, что оно произошло от древнерусского твердь. При этом ученик осознанно запоминает написание слова. После этого придумываются словосочетания или предложения с этим словом, самое удачное записывается на доске.
На следующем уроке проводится словарный диктант, справиться с которым не составит труда.
Этимологию слова можно использовать и в ходе тренировочных упражнений.
Тщательно спланированная и организованная словарная работа помогает вырабатывать орфографическую грамотность, обогащать словарный запас учащихся, формирует у ребёнка внимание, уважение к родному языку.
Этимологический словарик к учебнику М.М. Разумовской «Русский язык. 5класс»
ЗСП-1
Сахар. Др.-русск., заимств. из греч. яз., в котором sakcharon восходит к палийскому слову sakkhara – «песок, сахарный песок».
Лингвист. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где является производным от лат. lingua – «язык».
Удивительный (дивный, диво). Диво (чудо) – Общеслав. Образовано с помощью суф. –во от индоевр. по характеру основы ди- (ср. лат. deus – «бог»).
Человечество. Человек. Общеслав. Происхождение неясно. Возможно, является сложным словом, состоящим из чело и век. Первая часть – чело – имела значение «верх, возвышенность» откуда далее – «высшее качество»; вторая – век – значение «сила» (ср. увечить). В этом случае первоначальное значение человек может быть определено как «обладающий полной силой, взрослый мужчина».
ЗСП-2
Вооружиться. Оружие. Общеслав. Др. – русск. оружь - «палка».
Глотать. Общеслав. Образовано с помощью суф. –ати от глътъ – «горло».
Знаменитый. Заимств. из ст.-сл. яз. Суффиксальное производное от знамя (от знати в значении «отличить, заметить»). Буквально – «ознаменованный, отмеченный», затем – «известный».
Разъединять (единый). Единый. Заимств. из ст. –сл. яз. В последнем единъ является результатом сложения едъ и инъ: едъ выступает здесь в качестве усилительной частицы со значением «именно, только», а инъ означает «один».
ЗСП-3
Взволноваться. Волнение. Общеслав. Производное от *vьlniti, в форме волнить – «колыхать воду».
Затормозить. Тормоз. В словарях фиксируется с конца XVIII в. Заимств. из греч. яз., в котором tormos – «отверстие для вставки гвоздя, задерживающего движение колеса, втулка».
Поколение. Общеслав. Образовано от колено –«род, племя, колено».
Укротитель. Кроткий. Общеслав. Образовано от той же основы, что и кротити – «успокаивать».
ЗСП-4
Побеждать. Победа. Замств. из ст. –сл. яз. от «убеждать», производного от беда. Беда. Общеслав., индоевр. характера (ср. лит. – «нужда», латышск. – «забота, беспокойство; горе»).
Отпраздновать. Праздник. Заимств. из ст.-сл. яз. Образовано с помощью суф. –икъ от праздьнъ – «праздничный». Буквально – «не занятый делами, свободный от работы».
Омоложение. Молодой. Общеслав., имеющее соответствия в других индоевр. языках (др.-прусск. maldai – «юноши», др.-инд. –«нежный, мягкий, ласковый».
ЗСП-5
Облегчить. Лёгкий. Общеслав. Образовано с помощью суф. –ък- от льга –«лёгкость, свобода». (Ср. польза, нельзя, льгота).
Сверкать. Др-русск. суффиксальное производное от той же основы, что и сверчок (общеслав. Образовано от звукоподражания свьр). Значение «сверкать», т.е. искриться, вспыхивать» возникло на базе значения «сверчать» (см. сверчок): раскалённые предметы и сверчат и сверкают.
Чувствовать. Чувство. В ст.-сл. яз. чувьство образовано от чути- «слышать, ощущать»
Аллея. Заимств. в XVIII в. из польск. яз. Польск. aleja – «аллея» заимствовано из франц. яз. Франц. allee – «проход, дорога» - причастие от глагола aller – «идти».
Артиллерия. Заимств. в XVII в. из польск. яз. Польск. artyleria – «артиллерия» заимств. из франц. яз. Франц. artillerie – «артиллерия» образовано от глагола – «снабжать орудиями». Ст.-франц. глагол artillier восходит к лат. artillum – «снаряд, машина».
ЗСП-6
Вообразить. Образ. Общеслав. Образовано от образити – «изобразить, нарисовать».
Профессия. Заимств. в XIX в. из франц. яз. Франц. profession буквально профессия – «официальное объявление о своей специальности».
Штангист. Штанга. Заимств. в XVIII в. из нем. яз. Нем. Stange – «шест, стержень» - того же корня, что и Stake – «кол, шест, столб», Stecken – «палка», stechen – «колоть», stecken – «втыкать». (См. штык)
ЗСП-7
Ромашка. Собств.-русск. Обазовано с помощью суф. –ка от роман –«ромашка» (ср. укр. роман, бел. рамон, польск. roman), восходящего к лат. названию этого растения romana – романская – «римская». Название ромашка – собственно-русское образование, не без влияния уменьшительной формы от имени Роман (Роман – Ромашка, Иван – Ивашка).
Гладиолус. От лат. gladius – «меч, шпага» (отсюда – гладиатор).
Обогащать. Богатый. Общеслав. Образовано от сущ. богъ – «достояние, счастье, доля, участь»; религиозное значение является вторичным и развилось в слав. яз. позднее.
ЗСП-8
Запах (пахнуть). Общеслав. Возникло на основе пахнуть. Суффиксальное образование от пахъ - «дуновение».
Разгадать. Гадать. Общеслав. Образовано с помощью суф. –ти от той же основы, что и сохранившееся в диалектах сущ. гадъ -«знахарь, прорицатель». Гадъ является общеслав. словом индоевр. характера (ср. др.-исл.geta –«предположение», готск. bigitan – «находить»).
ЗСП-9
Расшифровать. Шифр. Заимств. из франц. яз. Франц. chiffre в свою очередь заимствованно от лат. cifra – «цифра».
Инженер. Заимств. из нем. яз. в XVIII в. Нем. Ingenieur – «инженер» в свою очередь является заимствованием из франц. яз., где ingenieur – образовано с помощью суф. -eur на базе лат. ingenium - -«природные склонности, ум».
ЗСП-10
Паук. Общеслав. Образовано от лат. ancus – «имеющий кривые руки». Паук назван по своим изогнутым лапкам.
Муравей. Переоформление под влиянием слова мурава др.-русск. моровии – «муравей».
Систематическое использование на уроке этимологического анализа трудных слов повышает эмоциональный уровень работы учащихся, снижает напряжённость, способствует успеху обучения.
Литература
1 Шанский Н.М., Иванов В.В, Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., «Просвещение», 1971. 542 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарно-этимологический комментарий к сказке С. Щедрина "Богатырь"
Материал интересен на уроке литературы при изучении творчества С. Щедрина....
Этимологический словарь М.Фасмера
Презентация...
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...
Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"
Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...
Презентация. Этимологический анализ. Приложение к статье "Защита собственного инновационного опыта"
В презентации представлен этимологический анализ группы исконно русских и иноязычных слов. Работа создана как иллюстративный материал к разделам "Лексика" и "Орфография"....
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...