Задание 3 ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Борисова Светлана Владимировна

материал для подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_3_oge.docx76.24 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

Повторяем теорию.


Изобразительно-выразительные средства языка
 – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).

5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).

6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого(Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).

7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).

8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).

9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).

10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).

Алгоритм выполнения

Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

  1. Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц.
  2. Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом.
  3. “Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина.
  4. Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской.

Обоснование ответа

  1. В первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).
  2. Во втором предложении есть сравнение (как дождь). Это и будет ответом.
  3. В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).
  4. В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.

Вопрос № 1

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.
 Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.
 Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.
 После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.

Вопрос № 2

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.
 Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.
 Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.
 "У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.

Вопрос № 3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.
 Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.
 Я насквозь просмоленный, как птица клёст.
 Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

Вопрос № 4

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

 

 В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
 С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
 Характер у неё был вулканического происхождения.
 Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Вопрос № 5

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.
 Я понял, что судьба моя висит на волоске.
 Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.
 По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

Вопрос № 6

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.
 У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.
 Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.
 Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

Вопрос № 7

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

 

 Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.
 Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.
 Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.
 Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

Вопрос № 8

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.
 Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.
 Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.
 На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

Вопрос № 9

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.
 Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.
 Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.
 У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

Вопрос № 10

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
 По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
 Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
 Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.


Задания типовых и тренировочных работ

1. Задание 3 № 467. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».

2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

3) А Николая била в висок ужасная мысль.

4) ...В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.

2. Задание 3 № 485. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

 1) Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!

2) А вредная всё-таки, — он покрутил головой.

3) — Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.

4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

3. Задание 3 № 503. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

 1) (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.

2) (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

4) (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

4. Задание 3 № 521. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) (11) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.

2) (20) Но результат не заставил себя ждать.

3) (24) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.

4) (38) На улице тишь, только шаркает метлой дворник.

5. Задание 3 № 539. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) (13) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

2) (20) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) (6) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) (11) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

6. Задание 3 № 557. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

 1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...

2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.

4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

7. Задание 3 № 593. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) (18) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.

2) (7) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.

3) (21) — Шашки вон! — командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.

4) (22) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.

8. Задание 3 № 665. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

9. Задание 3 № 1122. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) С ловкостью обезьяны лучница слезла пониже, повисла на ветке и, отпустив руки, спрыгнула на землю.

2) Неудивительно, что она знает лес как свои пять пальцев, стреляет из лука и лазит по деревьям не хуже мальчишки.

3) Он пригляделся: в кроне деревьев просвечивало небо, вокруг волновались и трепетали зелёные листья.

4) На мгновение Косте почудилось, что в листве осины, растущей неподалёку, мелькнул неясный силуэт.

10. Задание 3 № 1140. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

 1) Ника говорила о повадках лесных зверей, а Костя, прикрыв глаза, слушал её рассказы и не заметил, как задремал.

2) Тёмно-фиолетовые брызги ягод сплошь усыпали нежную зелень листочков.

3) Просто сегодня у меня черничное настроение, значит, я — Черника.

4) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.

11. Задание 3 № 1158. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) Небо прохудилось, и потоки воды щедро полились на землю.

2) Настроение у Кости было тоскливым, под стать погоде.

3) Вскоре показался дачный посёлок, со всех сторон окружённый лесом.

4) Это открытие так поразило его, что он забыл обо всём.

12. Задание 3 № 1176. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

 1) Девочка впервые так близко и на равных общалась с ровесником.

2) Чтобы не обидеть девочку, Костя искоса глянул на акварель: из травы выглядывала нарядная ёлочка.

3) Краски не успели просохнуть, как вдруг мальчик появился — будто почувствовал!

4) Красные капли ягод алели на еловых ветках, будто на рождественской открытке.

13. Задание 3 № 5869. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.

4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

14. Задание 3 № 5870. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

 1) Ты будешь для меня единственным в целом свете…

2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.

4) И вот настал час прощания.

15. Задание 3 № 5871. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.

2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра.

3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

16. Задание 3 № 5872. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.

2) Это у него была такса — чёрная головешка на четырёх ножках.

3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.

17. Задание 3 № 5931. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) (26) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

2) (2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

3) — (27) С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

4) (37) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

18. Задание 3 № 5937. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

 1) Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.

2) Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце.

3) Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.

4) Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.

19. Задание 3 № 5940. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

 1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница.

3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.

4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё…

20. Задание 3 № 5941. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.

2) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.

3) И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.

4) Девочка звала собаку к себе: — Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...