Слитные, раздельные и дефисные написания
план-конспект урока по русскому языку по теме
Цели урока:
· отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи;
· выработка орфографической зоркости;
· развитие речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slitnye_razdelnye_i_defisnye_napisaniya.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 42
Тема : Слитные, раздельные и дефисные написания
Цели урока:
- отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи;
- выработка орфографической зоркости;
- развитие речи учащихся.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но не связанные общим значением. Это омонимы.
Кроме омонимов в языке выделяют слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию. Это омографы.
Есть слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию. Это омофоны. С этими словами мы будем сегодня работать. Мы продолжим отрабатывать навыки слитного и раздельного написания омонимичных частей речи.
2. Проверка домашнего задания
Придумать предложения с омофонами:
По-новому - по новому. | Решил задачу по-новому. Учимся по новому учебнику. |
По-зимнему - по зимнему. | Дети одеты по-зимнему. Мы гуляли по зимнему лесу. |
Оттого - от того. | Замерз, оттого и простудился. Лодка отплыла от того берега. |
Поэтому - по этому. | Мне понравился фильм, поэтому и пошел снова. Мы шли по этому берегу. |
Затем - за тем. | Сначала мы прошли поле, а затем лес. За тем озером виден лес. |
Наверх - на верх. | Мы поднимались наверх. Туристы взошли на верх высокой горы. |
Вдали - в дали. | Вдали потух огонек. В дали моря виднеется белый парус. |
Сначала - с начала. | Сначала накорми. С начала года прошел месяц. |
Вовремя - во время. | Прийти нужно вовремя. Во время урока будьте внимательны. |
Вкрутую - в крутую. | Сварить яйца вкрутую. Подняться в крутую гору. |
3. Работа по теме.
1. Рассмотреть таблицу, вспомнить основные правила слитного, раздельного и дефисного написания различных частей речи. На основе данной таблицы выполнить задания.
| Слитно | Раздельно | Через дефис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Под диктовку учеником на доске записываются словосочетания с кратким устным пояснением на основе таблицы:
Еле-еле (наречие, повтор корня) справился, в продолжение (производный предлог) недели, выскочил из-за (предлог) угла, явился нежданно-негаданно (наречие, синонимичный повтор), объездил полгорода (существительное, второй корень начинается с согласной), историко-литературный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) процесс, золотисто-оранжевые (прилагательное, сложный цвет) тона, научно-популярный (прилагательное, из сочинительного словосочетания) журнал, плавать по-собачьи (наречие, приставка по- и суффикс –и).
- Костюм сшит впору, в пору тяжких испытаний, готовить подарок втайне, в тайне необходимо разобраться, подниматься ввысь, в высь поднебесную, разговоры насчет земли, положить деньги на счет, в течение шести лет, в течении реки, в продолжение месяца, в продолжении повести, вследствие холодов, в следствии по делу, идти навстречу ветру, идти на встречу с писателем.
- Диктант- миниатюра с самопроверкой
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы. Загляни в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного. Во время чтения выписывайте интересные мысли. Полезно также понравившиеся стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.
- Творческая пауза.
Рассмотрите рисунки. Догадайтесь, какое наречие «зашифровано» в каждом из них. Почему стало возможным юмористическое осмысление слов?
Сначала отгадайте слова, затем к каждому из них подберите однокоренные наречия с дефисным написанием.
Ответы:
1.По очереди (проходить), (стоять) на часах, из-под мышек.
2.Европа( по-европейски), работа (по- рабочему), спартанец ( по-спартански), утка (по-утиному).
- Практические задания
Задание 1.
I. Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте пропущенные запятые.
1. Конечно мне уже теперь двадцатый год пошел: (в) течени... семи лет я сделал значительные успехи (Т.). 2. (В)следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Арс.). 3. Я хотел поговорить с вами (на) счет квартиры (Гонч.). 4. Обыкнове…ые смертные, если работают на общую пользу, то имеют (в) виду своего ближнего (Ч.). 5. Впрочем (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции (Ч.). 6. Выезжаю пахать - моя полоса лежит (в) виду озера (Пришв.).
II. Подчеркните сочетания существительных с предлогами одной чертой, а предлоги – двумя чертами.
1. (В) виду недостатка в продовольстви... сокращение пути теперь было особенно важно (Арс.). 2. Отсутствовать на занятиях (в)течени… недели. 3. Наблюдать изменения (в)течени… реки. 4. Болеть (в)продолжени… месяца. 5. Читать о судьбе героя (в)продолжени… романа. 6. Не пойти на прогулку (в)следстви… дождя. 7. Уехать, но (в)последстви… вернуться в родной город. 8. Кого же он имел (в)виду? 9. Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распростились. 10. У многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой.
Задание 2.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.
1. Будущие космонавты готовятся к полётам (в)течени… долгого времени.
2. (Не)смотря на трудности эта профе…ия пр…лекает смелых мужестве(н,нн)ых людей стремящихся познать непозна(н,нн)ое.
3. (В)течени... сибирских рек встречаются пороги.
4. (В)продолжени… книги «Белеет парус одинокий» мы встречаемся со знакомыми героями Петей Гавриком Мотей.
5. В гололёд опасно идти по улице (не)смотря себе под ноги.
6. Поступления (на)счёт в банке.
7. Что(то) (в)роде дерева или кустарника высилось в(дали).
8. Иметь (в)виду совет друга.
9. (Не)смотря (на)лево и (на)право.
10. Договорились (на)счёт экскурсии.
11. Идти (в)течени… суток.
12. Ушёл (не)смотря на предупреждение.
13. Поступил в институт (по)окончани… школы.
14. (В)продолжени… романа встретились старые герои.
15. (В)следстви… засухи река обмелела.
16. (В)следстви… по делу о хищении обнаружена ошибка.
17. Декабристы находились в заключени… в Петропавловской крепости.
18. В заключени… обсуждения статьи были подведены итоги.
19. Соорудили что-то вроде (на)подобие плота.
20. Согласовать (в)роде, числе и падеже.
Задание 3.
Найдите ошибки в согласовании существительных с предлогом. Запишите предложения в исправленном виде.
Благодаря удачи я попал в театральное училище.
Это было сделано вопреки приказа командира.
По прибытию на место я сразу отправился в лес.
Поезд прибыл согласно расписания.
Задание 4.
Спишите, раскройте скобки.
1. Эти подробности вообще должны казаться приторными; (и) так, я пропущу их. (П.)
2. Что же матушка? (За) чем же стало? В Москву, на ярмарку невест!
3. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и (то) же. (Г.)
4. Правду говоря, та Щука ни (при) чем! Она сюда не заплывала, (Мих.)
5. Вдруг говорят государю императору по прямому проводу, что, мол, так (и) так, народ в Петербурге бунтует. (А. Н. Т.)
6. Что это за дорога, можно судить хотя бы (по) тому, что ездили по ней только в морозную пору. (Мел.)
7. Все вокруг осталось по-прежнему, все (так) же шумели во время ветра леса и ручей крутил в маленьких водоворотах темную листву. (Пауст.)
8. Через неделю умерла Галя. Без мамы она не могла прожить даже несколько дней. (От) чего она умерла, никто не знал. (Пауст.)
9. Как (будто) все говорит (за) то, что Якушев убежденный монархист, (при) том превосходный организатор, мастер конспирации. (Никул.)
10. Организаторы взрыва сделали все от них зависящее, (что) бы придать взрыву максимальную разрушительную силу. (Никул.)
11. Софья Николаевна не имела еще ни одного жениха, (то) есть не получила ни одного формального предложения. (Акс.)
12. Смерть Сени не была трагической, не могла быть такой, по (тому) что трагической была его жизнь. (Залыг.)
13. Пришествие было нарисовано в одном из притворов прямо на деревянной стене. А от (того) что с влажного дерева капало, страшный суд представлялся еще страшнее: на нем плакали и праведники и грешники. (Стельм.)
14. Селькин шел, (как) будто никого в коридоре не было. (Од.)
15. В деревне весну ждут не по (тому) только, что она приносит тепло и солнце. (Проск.)
16. Я стараюсь делать всё быстро и в срок, при(чем) делать это хорошо.
17. При (том) заявлении приложены и (не)обходимые документы.
18. Я это знаю так(же), как и вы.
19. Я упал и(так) ушиб ногу!
20. Надо было дождаться мулов (во) (что)(бы)(то) (ни) (стало).
21. Не для того(же) пахал он и сеял, что(бы) нас ветер весенний развеял.
22. Что сходит с рук ворам, за(то) воришек бьют.
23. У этого зверя отличный нюх, за(то) зрение слабовато.
24. Берись за(то), чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец.
25. Закончилась эта ссора тем, что обе стороны обратились к третейскому суду, при(том) старались перекричать друг друга.
26. От(того), на(сколько) точно даны координаты, будет зависеть и конечный результат.
27. Небо было затянуто бледными тучами, (от) того и вода казалась серой. (Коптел.)
Задание 5.
Спишите, обозначьте слитное или раздельное написание слов.
1. В _ дали виден лес.
2. В _ дали голубой скрылся пароход.
3. В _ высь небесную взлетел голубь.
4. В _ высь поднимается дым.
5. В _ конец разобиделся.
6. Убежать в _ конец переулка.
7. Подняться на _ верх.
8. Взобраться на _ верх горы.
9. В _ пору тяжких испытаний.
10. Костюм тебе в _ пору.
11. В _ тайне готовить подарок.
12. В_тайне необходимо разобраться.
13. Перенести совещание на _ завтра.
14. На _ завтра будет веселье.
15. Одеться в _ накидку из парчи.
16. Носить пальто в _ накидку.
17. Прийти во _ время.
18. Во _ время летнего отпуска.
19. В _ начале путешествия Остап веселился от души.
20. И радостно было с крыльца глядеть, как трепещут листвою, как тянутся в _ высь деревца.
21. Тропинка, ведущая на Большое седло, в _ начале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула в _ верх.
22. Война на _ век связала нас.
23. Маленькая рыбка пошла в _ глубь реки.
24. Дым выходит в отверстие, сделанное в _верху кибитки.
25. Мальков так много в воде, что от удара вёсел впереди часто выскакивает на _верх целая стайка.
26. Ночью развели огромный костёр на _верху горы, и все ходили по берегу с огнём.
27. Крепко не полюбилось Герасиму с _начала его новое житьё.
28. Раз, в _начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле.
29. Купить материал на _двое брюк.
30. Увеличить в _трое.
31. Идти по _двое.
32. Сдача объекта задерживается на _трое суток.
33. Листы бумаги сложили в _шестеро.
34. Любить, во _первых, фрукты, во _вторых, мороженое и, в _третьих, шоколад.
35. Мы сели в кибитку в _троём: Марья Ивановна с Палашкой и я.
36. Отец схватил сына в_охапку.
37. В_охапку ромашек добавились теперь и лютики.
38. Провели время в_пустую.
39. Войти в_пустую комнату.
40. Во_истину так: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.
41. Говорить в_полголоса.
42. Я сегодня много работала и в_конец устала.
43. Поместите этот абзац в_конец текста.
44. Не_смотря на уговоры, он не остался.
45. Надув губы и не_смотря на мать, он вышел из комнаты.
46. Детвора бросилась в_рассыпную от собак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока. Слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных.
Цели урока:1. Познакомиться с орфограммой «Слитное, раздельное и дефисное написание существительных и прилагательных»;2. Учиться применять полученные знания на практике....
Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
русский язык8 класс(программа под ред. В.В.Бабайцевой) Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.(урок 2-ой) Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Ново...
"Слитное, раздельное и дефисное написания слов"
Цельэтой работы: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм слитного, раздельного и дефисного написания слов, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических зада...
Урок русского языка в 7 классе на тему: "Слитное, раздельное и дефисное написание наречий".
Урок получения новых знаний с последующим закреплением умений и навыков по данной теме....
Конспект урока по теме: "Слитное, раздельное и дефисное написание слов".
Урок предназначен для формирования знаний у учащихся о правильном написании слов...
Конспект урока "Слитные, раздельные и дефисные написания слов"
Урок применения знаний, умений и навыков на практике.При подготовке к уроку учтены требования основных нормативных документов: ФГОС, рабочей программы по дисциплине, календарно-тематического плана, ме...
Слитное, раздельное и дефисное написание слов
Опорный конспект и задания для закрепления знаний...