Конспект урока (ЕГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Каримуллина Эндже Мансуровна

Конспект урока для подготовки к ЕГЭ в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ege.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» Рыбно-Слободского МР РТ Каримуллина Эндже Мансуровна

Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока русского языка в 11 классе

Тема: « Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками в пробном тесте»

Цель урока: систематизация и анализ допущенных ошибок в пробном тесте; закрепление знаний, развитие умений, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (А1, А11, А14, А19)

Образовательные задачи:

  • Закреплять и расширять знания орфоэпических, орфографических и морфологических норм.
  • Повторить и закрепить орфограммы, на которые были допущены ошибки в пробном тесте;
  • Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

Развивающие задачи:

  • Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
  • развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени;
  • развивать умение работать с заданиями ЕГЭ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.

Воспитательные задачи:

  • Совершенствовать навыки этичного межличностного общения,
  • воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры,
  • формировать навыки контроля и самоконтроля,
  • активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач,
  • воспитывать у учащихся морально- ценностные качества.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник, карточки с заданиями, тесты, эпиграф к уроку, тренажеры по темам, раздаточный материал, сводная таблица пробного тестирования.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная 

Ход урока

Эпиграф к уроку: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

I.Организационный момент.

II.Мотивация познавательной деятельности.

1.Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

-Ребята, как вы понимаете слова известного русского писателя? (язык является самым ярким показателем культуры народа) Сегодня у нас в школе присутствуют гости. Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).

-Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?

- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте.

Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

- Не оказаться бестактным

III. Определение типа урока, формулирование цели учащимися.

Слово учителя: Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее. Вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. К сожалению, результаты пробного экзамена по русскому языку нельзя назвать хорошими, и у нас осталось совсем мало времени до нашего судного дня. Поэтому сегодня мы продолжим работу над заданиями ЕГЭ, в которых вы допустили большее количество ошибок. И пусть девизом нашего урока, да и предстоящего экзамена станут слова:

«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»

IV.Актуализация опорных знаний:

1.Мозговой штурм (вопросы по разным темам )

- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

- Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

- Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

- Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

- Имеет два спряжения? (глагол)

- Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)

- Их ровно шесть? (падежи)

- Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

- Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)

- Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)

- Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)

- Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)

- В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

- Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)

- Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)

- Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)

- Как изменяются наречия? (не изменяются)

- Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

- Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

- Оно имеет три лица? (местоимение)

V.Повторение орфоэпических норм.

1.Орфоэпическая разминка.

Учитель: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов пробного экзамена. Ваша задача в течение 2-3 минут расставить ударение в словах.

А) гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин. (гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин.)

Б) Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота (молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота)

В) начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать (начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать)

Г) средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый (средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый)

Д) квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный (квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный).

(При проверке данного задания спрашиваю учащихся, допустивших большее количество ошибок в задании А1)

2.Слово учителя: Еще в начале года на дополнительном занятии я давала вам список слов с правильным произношением. Пожалуйста, дома еще раз обратите внимание на этот материал.

VI.Повторение орфографических норм.

1.Слово учителя: А сейчас давайте повторим орфографию – задание А14.В центре внимания - правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. И хотя в этом задании допущено меньше ошибок, давайте еще раз закрепим наши знания, потому как, как известно, повторение - мать учения. Ребята, что необходимо помнить при выполнении этого задания? (важно отличать подобные слова от слов, где гласная в корне не проверяется или дается слово с чередованием в корне)

2.Комментарий учителя: Особо следует обратить внимание на слова с чередующимися сочетаниями в корне. Во-первых, это слова с явлениями полногласия-неполногласия, которые в корне имеют сочетания оро-ра, оло-ла: горожанин-гражданин, порох-прах, холодильник- прохлада, молодость-младенец. Во-вторых, это слова с чередованием О-А в корне: копать-подкоп-откапывать, ломать-лом-отламывать, поклонение-поклон-кланяться, сплотить-плот-сплачивать, колоть - укол- укалывать, стонать- стон- постанывать.

Существуют и другие корни с чередованием, а значит, непроверяемые ударением. Интересным представляется пример предложения, состоящего из однокоренных слов с чередованием гласной:

Творец сотворил тварей.

Обратите внимание на омофоничные слова. Правописание их можно узнать только исходя из контекста. В ваших тестах это были слова развевающийся (флаг) и посветить (фонарем). Проверочные слова: веять, свет. В другом контексте омофоничные слова: развивающийся (ребенок) и посвятить (жизнь)

Ошибки при написании слов с омофоничными корнями встречаются очень часто. Например, в слове чистоплотный – корень чист, в слове честолюбивый – чест, в слове частокол – част. В безударной позиции гласные звуки этих корней уподобляются и звучат одинаково. Если семантика корня не учитывается, это приводит к ошибкам.

Еще одно трудное слово подобного рода - благословить, которое происходит от словосочетания благое слово, к славе оно не имеет никакого отношения. Два эти сходных корня встречаются вместе в слове славословить

3.Практическая часть

А) Работа с тренажером (презентационный материал)

Б) Ребята, откройте, пожалуйста, типовые варианты заданий (задание А14, вар.1 – 10 по цепочке) (сборники по подготовке к ЕГЭ И.П.Цыбулько)

4.Вывод: какие советы по ходу выполнения этого задания вы могли бы предложить одноклассникам? (нужно уметь правильно подбирать однокоренные слова и учитывать семантику корня.)

VII.Повторение морфологических норм.

1.Слово учителя:Пожалуй, самое большое количество ошибок вами было допущено при выполнении задания А19 – слитно-дефисно-раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов и слов других частей речи.

2.Комментарий учителя: При выполнении этого задания следует иметь в виду, что слитно-дефисно-раздельное написание слов зависит от контекста, от состава предложения. В русском языке много омонимичных форм. Не следует путать союз тоже и местоимение то и частицу же. Также (союз) и наречие так и частицу же. Чтобы не ошибиться, определите, в каком значении употребляется слово в предложении, можно ли без искажения смысла предложения «убрать» же, бы и т.д.

3.Практическая часть.

А) Работа с тренажером (презентационный материал)

Б) Работа с типовыми вариантами заданий ЕГЭ (задание А19, варианты 1-10)

4.Вывод: От чего зависит слитно-дефисно-раздельное написание слов? (От контекста, от состава предложения)

4.Слово учителя: Следующим коварным вопросом для вас, к сожалению, стало задание с определением частей речи (задание А11)

Это задание проверяет умение опознавать слова как части речи в контексте. Для того чтобы справиться с этим заданием, необходимо помнить, что части речи определяют по грамматическому значению, вопросу, грамматическим признакам, типичным суффиксам, синтаксической роли. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были повторить части речи. Это поможет вам в работе над следующей частью урока.

5.Практическая часть.

А) Работа с тренажером (презентационный материал)

Б) Работа с типовыми вариантами заданий ЕГЭ (задание А11, варианты 1-10) (сборники по подготовке к ЕГЭ И.П.Цыбулько)

IX.Рефлексия. Закончите предложения:

  • Я справился (не справился)....
  • Я смог (не смог)....
  • У меня получилось (не получилось)...
  • Я доволен (не доволен) собой ...
  • Мне было трудно...
  • Мне было легко...
  • Мне необходимо поработать над...

X.Итог урока. 

Слово учителя. Итак, цель нашего урока была такова – выполнить работу над ошибками, повторить, обобщить и систематизировать имеющиеся у нас знания. В течение урока на каждом этапе вы видели результат своей работы и, думаю, сделали для себя определенные выводы – над чем еще нужно поработать. Мне лишь остается поблагодарить вас за проделанную работу (называет наиболее активных учащихся, выставляет оценки).

XI. Домашнее задание

  1. К следующему уроку повторите темы «Простое осложненное предложение», «Предложения с обособленными членами предложения»;
  2. Упр.416.

А закончить урок я хочу такими словами: Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания - храбрость, преумножать их – мудрость, а умело применять – высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства и, конечно же, успехов на предстоящих экзаменах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...