КИМы по русскому языку для обучающихся 5 класса по теме "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Конюшихина Елена Петровна

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по русскому языку по УМК под ред.  М.М.Разумовской, но могут быть использованы для проверки знаний учащихся, обучающихся по параллельным учебным комплексам. В данной подборке представлены контрольно-измерительные материалы для проверки ЗУН учащихся 5 класса в первом полугодии. 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку по теме «Лексика»  

для  5  класса.

Автор: Конюшихина Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы  

МБОУ Большекуликовской СОШ


Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.

5 класс.

Объяснительная записка.

    Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса

ориентированы на учащихся, которые занимаются по русскому языку по УМК под ред.  М.М.Разумовской, но могут быть использованы для проверки знаний учащихся, обучающихся по параллельным учебным комплексам.

   В данной подборке представлены контрольно-измерительные материалы для проверки ЗУН учащихся 5 класса в первом полугодии.

Тестовые  задания по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».

1 вариант.

1. Определите лексическое значение слова изморось:

    А) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;

    Б) морозные узоры на стекле;

    В) очень мелкий дождь.

2. Укажите, какие из слов являются однозначными:

    А) ряска;  Б) айсберг;  В) брошюра;  Г) квартал; Д) земля;  Е) арена.

3. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

    А) строить дом;  Б) убить время; В) тяжёлый характер; Г) часы бегут; Д) мягкое кресло; Е) острый нож.

4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

     А) однозначными;  Б)многозначными;  В) синонимами;

        Г) омонимами;                Д) антонимами.

5. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут различаться оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются…

     А) однозначными;  Б) многозначными;  В) синонимами; Г) омонимами; Д) антонимами.

6. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…

      А) синонимами;  Б) антонимами;  В) омонимами;  Г) однозначными;  Д) многозначными.

7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены  синонимы к слову смелость:

   А) отвага,  храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

   Б)  отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

    В)  отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

    Г)  отвага, храбрость, бесстрашие, мужество, гордость.

8.  Выберите пары антонимов:

    А) смелый – грубый;

    Б)  мудрость – глупый;

    В)  щедрый – скупой;

    Г)  рассеянность – сосредоточенность;

    Д)  благородный – подлый;

    Е) отзывчивый – вспыльчивый.

9.  В состав  каких фразеологизмов входят синонимы:

    А) с больной головы на здоровую;

     Б) переливать из пустого в порожнее;

     В) ум за разум заходит;

     Г) и стар и млад;

    Д) из огня да в полымя.

10. Найдите иноязычные слова:

    А) поэт;

    Б) гравюра;

    В) войско;

    Г) мюсли;

    Д) перерыв

11. Укажите группу слов, в которую входят только однокоренные слова к слову гореть:

      А) загар, горький, горевать, горю;

      Б) загар, горю, горюю, горка;

      В) загар, горю, горелый, загорать;

      Г) горю, горелый,  горький, горевать, горка.

12. Выберите правильный ответ: найдите столбик: А), Б), В) или Г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                              А)       Б)       В)       Г)

Сл…жение                           о         а         о         а

Прил…гать                          о         о         а         а

Пол…жить                           а         о         о         а

Предл…жение                     о         а         о         а

13. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 12.

                                                А)       Б)       В)       Г)

Зар…сли                                о          а         а         о

Рост…к                                  о          а         а         о

Рост…в                                  о          а         а         о

Р…стительность                   о          а         о         а

14. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.

                                                А)       Б)       В)       Г)

Тяж…лый                               ё         о         ё         о

Приш…л                                 ё         ё         о         о

Ш…рох                                   о         ё         о         ё

Капюш…н                              о         ё          ё         о

15. найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.

                                                 А)       Б)       В)       Г)

Ц…ганский                             и         и         ы        ы

Синиц…                                   ы        и         ы        и

Ц…ркач                                    ы        и         и        ы

Традиц…я                                и         ы        и        ы  

2 вариант.

1. Определите лексическое значение слова озимь:

   А) всходы, посевы зимних культур;

   Б) первые дни зимы;

   В) вьюга, во время которой дует низовой ветер

2. Укажите слова, которые являются многозначными:

   А) жюри;

   Б) квартал;

   В) гнездо;

   Г) серебряный;

   Д) сизый;

   Е) кроссворд.

3. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:

   А) твёрдая воля;

   Б) бегут ручьи;

   В) горят костры;

   Г) зерно пшеницы;

   Д) золотое кольцо;

   Е) ледяной взгляд.

4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…

   А) однозначными;

   Б) многозначными;

   В) синонимами;

   Г) омонимами;

    Д) антонимами.

5. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях: Тушить свет. Тушить мясо.

   А. однозначными;

   Б. многозначными;

   В. синонимами;

   Г. омонимами;

   Д. антонимами.

6. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи называются

    А. однозначными;

    Б.  многозначными;

    В. синонимами;

    Г. омонимами;

    Д. антонимами.

7. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий:

   А. беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

    Б. беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;

    В. слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

    Г. бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;

    Д. Бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

8. Укажите пары антонимов:

    А. угрюмый – веселиться;

    Б.  гигант – карлик;

    В. робкий – смелый;

    Г. холодный – вспыльчивый;

    Д. благородный – подлость;

    Е. скромный – хитрый.

9. Определите лексическое значение фразеологического оборота: бить баклуши:

     А. быть невнимательным;

     Б. бездельничать;

     В. говорить неправду;

     Г. допустить ошибку.

10. Найдите исконно русские слова:

     А. столетник;

     Б. кювет;

     В. рифма;

     Г. войско;

     Д. бюст;

     Е. победитель.

11. Укажите группу слов, в которую входят только однокоренные слова к слову пить:

     А. пила, пилить, напиток, кипит;

     Б.  напиток, пою, сопит, пила;

      В. напиток, пою, пила, пилит;

     Г. пила, пью, напиток, выпью.

12. Выберите правильный ответ: найдите столбик: А), Б), В) или Г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                                  А)         Б)        В)       Г)

Сл…гаемое                              а            о         о          а

Изл…жение                             а            а          о          о

Предпол…гать                         о           а          о          а

Пол…жение                             о           а           а          о

13. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 12.

                                                   А)         Б)         В)         Г)

Р…стовщик                              о            а           о           а

Выр…стить                               а            а           о           о

Подр…сли                                 о            а          а            о

Отр…сль                                   а             о          а            о

14. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.

                                                    А)          Б)         В)         Г)

Пош…л                                       е            о           е           о

Ш…фёр                                       о            е           о           е

Ш…в                                            е            о           о           о

Ж…лудь                                      о             е           е           о

15. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.

                                                     А)           Б)           В)          Г)

Ц…плёнок                                  и              и             ы          ы

Конституц…я                             и              ы             и          ы

Рукавиц…                                   и              ы             ы          и

Мотоц…кл                                  и              ы             и           ы

Ответы.

     1 ВАРИАНТ: 1- в; 2- а б в; 3- б в г; 4- г; 5- в; 6- б; 7- в; 8- в г д; 9- б в д; 10- а б г; 11-в; 12- в; 13-г; 14-а; 15- в. За 25 правильных ответов оценка 5 «отлично»; за 19-24 – 4 «хорошо»; за 14-18 – 3 «удовлетворительно».

     2 ВАРИАНТ: 1-а; 2-б в г; 3- в г д; 4- д; 5- г; 6- в; 7- д; 8- б в г; 9- б; 10- а г е; 11-г; 12-г; 13- а; 14- в; 15- в.

      За 23 правильных ответа оценка 5 «отлично»; за 18-22 – 4 «хорошо»; за 14-17 – 3 «удовлетворительно».

Проверочная  работа по русскому языку

Тема: «Лексика».

Цель работы: проверить уровень учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений; выяснить уровень понимания учащимися системных отношений между лексическими и фразеологическими явлениями  и зависимости их использования от сферы применения языка.

     Повышенный уровень.

        1 вариант.        

1. По аналогии с толковым словарём учебника напишите словарные статьи к словам: азбука, жонглёр, янтарь.

2. Объясните посредством синонимов лексическое значение слов: картина, колдовство,  жилище.

3. Подберите синонимы к словам: доброта,  темнота, красота.

4. Подберите антонимы к словам: взлёт, въезд, шёпот, рассвет, истина.

5. Подберите антонимы к прилагательным в словосочетаниях: мягкий хлеб, мягкая глина, мягкий ответ.

6. Выпишите слова с переносным значением.

Вьюга.

Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

 словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Потрудись, кузнец-мороз,

Скуй ты нам сегодня

Ожерелье для берёз

К ночи новогодней.

   Попробуйте определить, какие средства художественной выразительности использованы в данном тексте.

7. Напишите небольшой рассказ о каком-либо заинтересовавшем вас слове или фразеологическом обороте.

2 вариант.

1. По аналогии с толковым словарём учебника напишите словарные статьи к словам: кольчуга, парашют, акробат.

2. Объясните посредством синонимов лексическое значение слов: задержка, нападение, приключение.

3. Подберите синонимы к словам: волшебник, бездельник, невежество.

4. Подберите антонимы к словам: день, богатство, любовь, знание, большинство.

5. Используя антонимы, превратите «золотую» осень в «позднюю».

          Наступила золотая осень. Стоят тёплые, погожие дни. По высокому ясному небу плывут лёгкие белые облака. Золотые и багряные деревья спокойно качают своими нарядными ветвями. Ласковый ветер осторожно срывает с них первые сухие листья.

6. Как можно назвать такой ряд фразеологизмов?

     Бить баклуши, гонять лодыря, сидеть сложа руки, толочь воду в ступе.

7. Напишите небольшой рассказ о каком-либо заинтересовавшем вас слове или фразео2логическом обороте.

        

        Критерии оценки.

    За каждый правильный ответ в 1-4 задании даётся 1 балл. Максимальное количество баллов: 1 задание – 3; 2 – 3; 3 – 3; 4 – 5.

 5 задание в 1 варианте максимальное количество баллов – 3; во 2-ом – 8; 6 задание – 8 баллов в 1-ом варианте и 3 балла – во 2-ом.

    Максимальное количество баллов в 1 и во 2 вариантах за первые шесть заданий – 25. Оценка 5 «отлично» выставляется за 23-25 баллов; 4 «хорошо» – 18-22 баллов; 3 «удовлетворительно» – 13-17 баллов.

     7 задание оценивается как мини-сочинение и выставляется дополнительная оценка.

Средний уровень.

1 вариант.

1. Определите, однозначным или многозначным является слово заяц, назовите его значения.

2. Подберите синонимы к словам: искристый, порхает, тепло.

3. Подберите антонимы к словам: рано, рыхлый.

4. Озаглавьте текст. Исправьте речевые недочёты, используя синонимы.

              На льдине отдыхала стая моржей. Моржи мычали, ревели, хрюкали и даже ржали.

              Вдруг на льдине появился белый медведь. Медведь решил напасть на молодого моржа.

              В эту же минуту моржи-сторожа громко заревели. С разных сторон к медведю попрыгали клыкастые моржи.

              Медведь еле ноги унёс.

    Выпишите фразеологический оборот и подберите к нему синонимы.

  1. Замените одним словом – глаголом:

Говорить тихо, неразборчиво…

Пронзительно, резко кричать…

Перевёртываться через голову…

2 вариант.

1. Определите, однозначным или многозначным является слово шуба, назовите его значения.

2. Подберите синонимы к словам: весело, говорливая, полетят.

3. Подберите антонимы к словам: тепло, искристый.

24. Выпишите фразеологические обороты из двух стихотворений. Что они обозначают?

За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

 Другой  засучив рукава.

Жил-был гусак –

Большой чудак:

Он задирался просто так.

Но вдруг гусак

Попал впросак –

Гусак нарвался

На собак.

  1. Вставьте нужные по смыслу глаголы.

              Был тёплый майский день. Чуть … тонкие листочки на деревьях. Над цветами …стрекозы, … на солнышке крылышки. Внизу всё куда-то … муравьи. Каждый … за собой соломинку.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса. УДАЧИ!

Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса...

кимы по русскому языку 5-7 классы к учебнику Львова

диктанты, самостоятельные работы...

кимы по русскому языку 5-7 классы к учебнику Львова

диктанты, самостоятельные работы...

КИМы по русскому языку для 7 класса.

Кимы предназначены для входного тестирования по русскому языку для 7 класса, позволяют выявить  и закрепить ЗУН, полученные в предыдущих классах. Они включают в себя два теста (по учебникам Т.А. ...

КИМы по русскому языку 8 - 9 класс

КИМы по русскому языку 8 - 9 класс...

КИМы по русскому языку в 8 классе для проведения контрольных и проверочных работ.

Пояснительная записка к КИМам по русскому языку в 8 классе.      КИМы по русскому языку разработаны в помощь учителю, работающему в 8 классе. С их помощью можно провести прове...

КИМы по русскому языку для обучающихся 7-8 классов

Предложенные тестовые материалы помогают подготовить обучающихся 7-8 классов к ОГЭ...