КИМы по русскому языку для обучающихся 5 класса по теме "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по русскому языку по УМК под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для проверки знаний учащихся, обучающихся по параллельным учебным комплексам. В данной подборке представлены контрольно-измерительные материалы для проверки ЗУН учащихся 5 класса в первом полугодии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку по теме «Лексика»
для 5 класса.
Автор: Конюшихина Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большекуликовской СОШ
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.
5 класс.
Объяснительная записка.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса
ориентированы на учащихся, которые занимаются по русскому языку по УМК под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для проверки знаний учащихся, обучающихся по параллельным учебным комплексам.
В данной подборке представлены контрольно-измерительные материалы для проверки ЗУН учащихся 5 класса в первом полугодии.
Тестовые задания по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».
1 вариант.
1. Определите лексическое значение слова изморось:
А) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;
Б) морозные узоры на стекле;
В) очень мелкий дождь.
2. Укажите, какие из слов являются однозначными:
А) ряска; Б) айсберг; В) брошюра; Г) квартал; Д) земля; Е) арена.
3. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
А) строить дом; Б) убить время; В) тяжёлый характер; Г) часы бегут; Д) мягкое кресло; Е) острый нож.
4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:
А) однозначными; Б)многозначными; В) синонимами;
Г) омонимами; Д) антонимами.
5. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут различаться оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются…
А) однозначными; Б) многозначными; В) синонимами; Г) омонимами; Д) антонимами.
6. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…
А) синонимами; Б) антонимами; В) омонимами; Г) однозначными; Д) многозначными.
7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:
А) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;
Б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;
В) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;
Г) отвага, храбрость, бесстрашие, мужество, гордость.
8. Выберите пары антонимов:
А) смелый – грубый;
Б) мудрость – глупый;
В) щедрый – скупой;
Г) рассеянность – сосредоточенность;
Д) благородный – подлый;
Е) отзывчивый – вспыльчивый.
9. В состав каких фразеологизмов входят синонимы:
А) с больной головы на здоровую;
Б) переливать из пустого в порожнее;
В) ум за разум заходит;
Г) и стар и млад;
Д) из огня да в полымя.
10. Найдите иноязычные слова:
А) поэт;
Б) гравюра;
В) войско;
Г) мюсли;
Д) перерыв
11. Укажите группу слов, в которую входят только однокоренные слова к слову гореть:
А) загар, горький, горевать, горю;
Б) загар, горю, горюю, горка;
В) загар, горю, горелый, загорать;
Г) горю, горелый, горький, горевать, горка.
12. Выберите правильный ответ: найдите столбик: А), Б), В) или Г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Сл…жение о а о а
Прил…гать о о а а
Пол…жить а о о а
Предл…жение о а о а
13. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 12.
А) Б) В) Г)
Зар…сли о а а о
Рост…к о а а о
Рост…в о а а о
Р…стительность о а о а
14. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.
А) Б) В) Г)
Тяж…лый ё о ё о
Приш…л ё ё о о
Ш…рох о ё о ё
Капюш…н о ё ё о
15. найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.
А) Б) В) Г)
Ц…ганский и и ы ы
Синиц… ы и ы и
Ц…ркач ы и и ы
Традиц…я и ы и ы
2 вариант.
1. Определите лексическое значение слова озимь:
А) всходы, посевы зимних культур;
Б) первые дни зимы;
В) вьюга, во время которой дует низовой ветер
2. Укажите слова, которые являются многозначными:
А) жюри;
Б) квартал;
В) гнездо;
Г) серебряный;
Д) сизый;
Е) кроссворд.
3. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:
А) твёрдая воля;
Б) бегут ручьи;
В) горят костры;
Г) зерно пшеницы;
Д) золотое кольцо;
Е) ледяной взгляд.
4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…
А) однозначными;
Б) многозначными;
В) синонимами;
Г) омонимами;
Д) антонимами.
5. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях: Тушить свет. Тушить мясо.
А. однозначными;
Б. многозначными;
В. синонимами;
Г. омонимами;
Д. антонимами.
6. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи называются…
А. однозначными;
Б. многозначными;
В. синонимами;
Г. омонимами;
Д. антонимами.
7. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий:
А. беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;
Б. беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;
В. слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;
Г. бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;
Д. Бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.
8. Укажите пары антонимов:
А. угрюмый – веселиться;
Б. гигант – карлик;
В. робкий – смелый;
Г. холодный – вспыльчивый;
Д. благородный – подлость;
Е. скромный – хитрый.
9. Определите лексическое значение фразеологического оборота: бить баклуши:
А. быть невнимательным;
Б. бездельничать;
В. говорить неправду;
Г. допустить ошибку.
10. Найдите исконно русские слова:
А. столетник;
Б. кювет;
В. рифма;
Г. войско;
Д. бюст;
Е. победитель.
11. Укажите группу слов, в которую входят только однокоренные слова к слову пить:
А. пила, пилить, напиток, кипит;
Б. напиток, пою, сопит, пила;
В. напиток, пою, пила, пилит;
Г. пила, пью, напиток, выпью.
12. Выберите правильный ответ: найдите столбик: А), Б), В) или Г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
А) Б) В) Г)
Сл…гаемое а о о а
Изл…жение а а о о
Предпол…гать о а о а
Пол…жение о а а о
13. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 12.
А) Б) В) Г)
Р…стовщик о а о а
Выр…стить а а о о
Подр…сли о а а о
Отр…сль а о а о
14. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.
А) Б) В) Г)
Пош…л е о е о
Ш…фёр о е о е
Ш…в е о о о
Ж…лудь о е е о
15. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.
А) Б) В) Г)
Ц…плёнок и и ы ы
Конституц…я и ы и ы
Рукавиц… и ы ы и
Мотоц…кл и ы и ы
Ответы.
1 ВАРИАНТ: 1- в; 2- а б в; 3- б в г; 4- г; 5- в; 6- б; 7- в; 8- в г д; 9- б в д; 10- а б г; 11-в; 12- в; 13-г; 14-а; 15- в. За 25 правильных ответов оценка 5 «отлично»; за 19-24 – 4 «хорошо»; за 14-18 – 3 «удовлетворительно».
2 ВАРИАНТ: 1-а; 2-б в г; 3- в г д; 4- д; 5- г; 6- в; 7- д; 8- б в г; 9- б; 10- а г е; 11-г; 12-г; 13- а; 14- в; 15- в.
За 23 правильных ответа оценка 5 «отлично»; за 18-22 – 4 «хорошо»; за 14-17 – 3 «удовлетворительно».
Проверочная работа по русскому языку
Тема: «Лексика».
Цель работы: проверить уровень учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений; выяснить уровень понимания учащимися системных отношений между лексическими и фразеологическими явлениями и зависимости их использования от сферы применения языка.
Повышенный уровень.
1 вариант.
1. По аналогии с толковым словарём учебника напишите словарные статьи к словам: азбука, жонглёр, янтарь.
2. Объясните посредством синонимов лексическое значение слов: картина, колдовство, жилище.
3. Подберите синонимы к словам: доброта, темнота, красота.
4. Подберите антонимы к словам: взлёт, въезд, шёпот, рассвет, истина.
5. Подберите антонимы к прилагательным в словосочетаниях: мягкий хлеб, мягкая глина, мягкий ответ.
6. Выпишите слова с переносным значением.
Вьюга.
Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
Потрудись, кузнец-мороз,
Скуй ты нам сегодня
Ожерелье для берёз
К ночи новогодней.
Попробуйте определить, какие средства художественной выразительности использованы в данном тексте.
7. Напишите небольшой рассказ о каком-либо заинтересовавшем вас слове или фразеологическом обороте.
2 вариант.
1. По аналогии с толковым словарём учебника напишите словарные статьи к словам: кольчуга, парашют, акробат.
2. Объясните посредством синонимов лексическое значение слов: задержка, нападение, приключение.
3. Подберите синонимы к словам: волшебник, бездельник, невежество.
4. Подберите антонимы к словам: день, богатство, любовь, знание, большинство.
5. Используя антонимы, превратите «золотую» осень в «позднюю».
Наступила золотая осень. Стоят тёплые, погожие дни. По высокому ясному небу плывут лёгкие белые облака. Золотые и багряные деревья спокойно качают своими нарядными ветвями. Ласковый ветер осторожно срывает с них первые сухие листья.
6. Как можно назвать такой ряд фразеологизмов?
Бить баклуши, гонять лодыря, сидеть сложа руки, толочь воду в ступе.
7. Напишите небольшой рассказ о каком-либо заинтересовавшем вас слове или фразео2логическом обороте.
Критерии оценки.
За каждый правильный ответ в 1-4 задании даётся 1 балл. Максимальное количество баллов: 1 задание – 3; 2 – 3; 3 – 3; 4 – 5.
5 задание в 1 варианте максимальное количество баллов – 3; во 2-ом – 8; 6 задание – 8 баллов в 1-ом варианте и 3 балла – во 2-ом.
Максимальное количество баллов в 1 и во 2 вариантах за первые шесть заданий – 25. Оценка 5 «отлично» выставляется за 23-25 баллов; 4 «хорошо» – 18-22 баллов; 3 «удовлетворительно» – 13-17 баллов.
7 задание оценивается как мини-сочинение и выставляется дополнительная оценка.
Средний уровень.
1 вариант.
1. Определите, однозначным или многозначным является слово заяц, назовите его значения.
2. Подберите синонимы к словам: искристый, порхает, тепло.
3. Подберите антонимы к словам: рано, рыхлый.
4. Озаглавьте текст. Исправьте речевые недочёты, используя синонимы.
На льдине отдыхала стая моржей. Моржи мычали, ревели, хрюкали и даже ржали.
Вдруг на льдине появился белый медведь. Медведь решил напасть на молодого моржа.
В эту же минуту моржи-сторожа громко заревели. С разных сторон к медведю попрыгали клыкастые моржи.
Медведь еле ноги унёс.
Выпишите фразеологический оборот и подберите к нему синонимы.
- Замените одним словом – глаголом:
Говорить тихо, неразборчиво…
Пронзительно, резко кричать…
Перевёртываться через голову…
2 вариант.
1. Определите, однозначным или многозначным является слово шуба, назовите его значения.
2. Подберите синонимы к словам: весело, говорливая, полетят.
3. Подберите антонимы к словам: тепло, искристый.
24. Выпишите фразеологические обороты из двух стихотворений. Что они обозначают?
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой засучив рукава.
Жил-был гусак –
Большой чудак:
Он задирался просто так.
Но вдруг гусак
Попал впросак –
Гусак нарвался
На собак.
- Вставьте нужные по смыслу глаголы.
Был тёплый майский день. Чуть … тонкие листочки на деревьях. Над цветами …стрекозы, … на солнышке крылышки. Внизу всё куда-то … муравьи. Каждый … за собой соломинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса. УДАЧИ!
Варианты КИМов по русскому языку для 9 класса...
кимы по русскому языку 5-7 классы к учебнику Львова
диктанты, самостоятельные работы...
кимы по русскому языку 5-7 классы к учебнику Львова
диктанты, самостоятельные работы...
КИМы по русскому языку для 7 класса.
Кимы предназначены для входного тестирования по русскому языку для 7 класса, позволяют выявить и закрепить ЗУН, полученные в предыдущих классах. Они включают в себя два теста (по учебникам Т.А. ...
КИМы по русскому языку 8 - 9 класс
КИМы по русскому языку 8 - 9 класс...
КИМы по русскому языку в 8 классе для проведения контрольных и проверочных работ.
Пояснительная записка к КИМам по русскому языку в 8 классе. КИМы по русскому языку разработаны в помощь учителю, работающему в 8 классе. С их помощью можно провести прове...
КИМы по русскому языку для обучающихся 7-8 классов
Предложенные тестовые материалы помогают подготовить обучающихся 7-8 классов к ОГЭ...