Урок Орфоэпия в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока на тему "Орфоэпия" позволяет максимально легко провести данный урок. В нём использованы различные технологии, что делает урок интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orfoepiya.docx | 63.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Орфоэпия»
Цель урока: знакомство с термином “орфоэпия”, формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления; воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание многогранности и ценности русского языка;
- стремление к речевому эталону;
- бережное отношение к родному языку;
- владение разными видами решения поставленных задач;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному.
Метапредметные:
Регулятивные:
- осуществление саморегуляции и самоконтроля;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
- составление совместно с учителем и одноклассниками оценки деятельности на уроке;
- выделение и осознание то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- свободное восприятие текста.
Коммуникативные:
- слушание и понимание речь учителя и одноклассников;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами русского языка;
- владение монологической речью.
Предметные:
Образовательные:
- развитие умения формулировать определение понятий;
- формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);
- развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- совершенствование орфографических умений.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Средства обучения: ПК, выставка словарей, рисунки.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута) | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация и пробное учебное действие (4 минуты) | Учитель: На доске написано стихотворение. Жил на свете человек Золотые руки. Много видел он в свой век И муки, и муки. Вот однажды на поляне Замок встретил он большой, Но беда одна – селяне Унесли замок с собой. Чем закрыть дворец, не знает, Может, гвоздики забить, Только вот цветы мешают: Как гвоздики не сгубить? К нему прикреплены 6 рисунков. Почему? Ведь слова одинаково пишутся? Ученик: Каждое слово имеет своё лексическое значение. Хотя и пишутся они одинаково, но произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: мука (сыпучий продукт), мука (страдания), замок (здание), замок (приспособление для запирания двери), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы). | Рассматривают рисунки, подбирают к ним слова, отвечают на вопросы. | Формулирование собственных ожиданий, активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему. УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала). |
3. Выявление места и причины затруднения в проблемном учебном действии (1минута) | Учитель: Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения? Ученик: Правильную постановку ударения изучает орфоэпия. Именно это будет темой нашего сегодняшнего урока. Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? Подготовленный ученик: «Орфо» - правильный, «эпос» - речь. Правильная речь. Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Ученик: Научиться правильно ставить ударение. | Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. Формулируют цель урока. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения (4 минуты) | Учитель: Откройте учебник. Прочитайте материал на с. 143-144. Что нового вы узнали? Приведите примеры. Ученик: Мы узнали, что, помимо орфографических и пунктуационных правил, есть ещё специальные нормы, которые называются орфоэпическими. Они учат нас, как правильно произносить слова. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь. Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Ученик: Слова в словаре расположены по алфавиту. Каждое слово имеет словарную статью, в которой содержится информация о слове. | Осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов; развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
|
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 минут)
| Задание 1.Я загадаю вам загадки, отгадать которые поможет вам правильная постановка ударения: 1) Я травянистое растение 2) Я сборник карт: от ударения Буквы – значки, 2) Из меня посуду тонкую, 3) Чтоб скорей в библиотеке - Молодцы, все справились с заданием. Но орфоэпия изучает не только постановку ударения, но и правильное произношение слов. Задание 2 (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда). Вечный – скучно Сердечный - пустячный Почта – чтобы Фанера – кашне Тема – теннис Мечта – яичница Что - свитер | Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение. Работают со словами, записывают в тетрадь. (Задание выполняется в парах) | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. УДД: личностные, коммуникативные. |
6. Физминутка (2 минуты) | Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать | Физкультминутка | Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий. Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 минут) | Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Задание 3 Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах) Дорогой, замок, кружки, ирис, гвоздики, полки, хлопок (Дорогой друг – лесной дорогой Воздушный замок – большой замок Синие кружки – желтые кружки Красивый ирис – вкусный ирис Маленькие гвоздики - красные гвоздики Деревянные полки – военные полки Белый хлопок – громкий хлопок) - В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение) А сейчас мы проведем орфоэпический диктант. Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах. Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин. Молодцы! | Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала; самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. УДД: личностные, регулятивные, познавательные. |
8. Включение в систему знаний и повторение (10 минут) |
Задание 4 Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы. 1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.) 2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.) 3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].) 4. Знак препинания. (Ти[рэ].) 5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.) 6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.) 7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.) 8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].) 9. Название научного понятия. (Термин[т`э].) 10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].) 11. Гостиница. (О[тэ]ль.) Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения? Записать в тетрадь слова. Метаграммы (Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово).
Щука – мука.
2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число). Столяр сделал книжные полки. 3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков. На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь персональный компьютер. Детектив исследовал место происшествия. Проверка заданий. (Свёкла- Фёкла) (ЦемЕнт- инструмент) (КвартАл - устал) Слышен в классе диалог: Детей не нужно баловАть, ДремОта и зевОта уходят за ворота. СЦЕНКА. Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по столовой ложке. После приёма пищи». Начинает пищать. Вбегает мама. - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? - А я лекарство принял. А здесь написано…(читает) - Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ. - Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл… У: - Что же случилось от перестановки ударения? Д: - Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история. | Работают в рабочих листах. Проверяют. Делают вывод. Пишут под диктовку, проверяют на слайдах. | Применение на практике полученных знаний и последующее повторение. УДД: личностные, регулятивные, познавательные. |
9. Рефлексия (3 минуты) | - Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы мы составили, чтобы правильно ставить ударение? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса. - А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники. - На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. | Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся. | Формирование умений точно и полно выражать свои мысли. УДД: коммуникативные |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минут) | Составить сказку со словами, которые прозвучали сегодня на нашем уроке. | Запись учащимися задания в дневники. выражают свои эмоции по поводу урока. | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно–познавательной деятельности, применение методов информационного поиска. УДД: познавательные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Урок в 10 классе по теме "Фонетика. Орфоэпия"
Урок рассчитан на 2 часа, содержит много разнообразных заданий для повторения и обобщения изученного по данной теме, поможет подготовить учащихся к ЕГЭ....
Урок "Орфоэпия". 5 класс
Компетентностно - ориентированный урок....
Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс
Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Орфоэпия"
Данный урок проводится по программе Ладыженской в 5 классе. Это рядовой урок, которые позволяет легко понять объясняемый материал, так как здесь используются различные формы работы....
Открытый урок в 5 классе по теме «Орфоэпия»
Разработка урока и презентация по теме "Орфоэпия"...
Открытый урок в 5 классе по теме «Орфоэпия»
Разработка урока и презентация по теме "Орфоэпия"...