Урок Орфоэпия в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Камбулова Марина Александровна

Технологическая карта урока на тему "Орфоэпия" позволяет максимально легко провести данный урок. В нём использованы различные технологии, что делает урок интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orfoepiya.docx63.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Орфоэпия»

Цель урока: знакомство с термином “орфоэпия”, формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления; воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание многогранности и ценности русского языка;
  • стремление к речевому эталону;
  • бережное отношение к родному языку;
  • владение разными видами решения поставленных задач;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

              форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,

           связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к    

           фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,

           услышанному, увиденному.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • осуществление саморегуляции и самоконтроля;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
  • составление совместно с учителем и одноклассниками оценки деятельности на уроке;
  • выделение и осознание то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  •  свободное  восприятие текста.

 Коммуникативные:

  • слушание и понимание речь учителя и одноклассников;
  •  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с   задачами и условиями коммуникации;
  •  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  •  владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

             синтаксическими нормами русского языка;

  •  владение монологической речью.

Предметные:

Образовательные:

  • развитие умения формулировать определение понятий;
  •  формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);
  • развитие умения  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • совершенствование орфографических  умений.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и

           сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Средства обучения: ПК,  выставка словарей, рисунки.

     Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.  Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь  громко скажем друг другу: «Добрый день!» Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация  и пробное учебное действие

(4 минуты)

Учитель: На доске написано стихотворение.

Жил на свете человек

Золотые руки.

Много видел он в свой век

И муки, и муки.

Вот однажды на поляне

Замок встретил он большой,

Но беда одна – селяне

Унесли замок с собой.

Чем закрыть дворец, не знает,

Может, гвоздики забить,

Только вот цветы мешают:

Как гвоздики не сгубить?

К нему прикреплены 6 рисунков. Почему?  Ведь слова одинаково пишутся?

Ученик: Каждое слово имеет своё лексическое значение. Хотя и пишутся они одинаково, но произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: мука (сыпучий продукт), мука (страдания), замок (здание), замок (приспособление для запирания двери), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=2608875-15-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=151587551-47-72&n=21

Рассматривают рисунки, подбирают к ним слова, отвечают на вопросы.

Формулирование  собственных  ожиданий,  активизация  имевшихся  ранее  знаний,  активное  погружение  в  тему.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Выявление  места  и  причины  затруднения в проблемном учебном действии

(1минута)

Учитель:  Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

 Откройте тетради, запишите число. Классная работа.                                

Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?

Ученик:  Правильную постановку ударения изучает орфоэпия.

Именно это будет темой нашего сегодняшнего урока.  

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?                                             

Подготовленный ученик: «Орфо» - правильный, «эпос» - речь.  Правильная речь.

Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Ученик: Научиться правильно ставить ударение. 

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

Формулируют цель урока.

    Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Построение проекта выхода из затруднения Цель  этапа:

Зафиксировать  причину  затруднения  у  учащихся,   организовать  подводящий  диалог  по  проблемному  объяснению  нового  материала;  организовать  фиксацию  преодоления  затруднения 

(4 минуты)

Учитель: Откройте учебник. Прочитайте материал на с. 143-144. Что нового вы узнали? Приведите примеры.

Ученик: Мы узнали, что, помимо орфографических и пунктуационных правил,  есть ещё специальные нормы, которые называются орфоэпическими. Они учат нас, как правильно произносить слова.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.

 Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

Ученик: Слова в словаре расположены по алфавиту. Каждое слово имеет словарную статью, в которой содержится информация о слове.

Осознание  целей  и  задач  обучения,  восприятие,  осмысление,  запоминание   учебного  материала  и  основных  вопросов;  развитее  умения  получать  информацию  из  текста  и  строить  сообщение  в  устной  форме;  развитие  умения  проводить  сравнение  изученных  объектов  по  самостоятельно  выделенным основаниям.  

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

5. Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи  

(10 минут)

 

Задание 1.Я загадаю вам загадки, отгадать которые поможет вам правильная постановка ударения:

1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (
Ирис – ирис)

2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я. (
Атлас – атлас)

 Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…(Алфавит)

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…(Фарфор)

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…(Каталог)

- Молодцы, все справились с заданием. Но орфоэпия изучает не только постановку ударения, но и правильное произношение слов.

Задание 2  (Задание выполняется по рядам, у доски по одному человеку от каждого ряда).

Вечный – скучно

Сердечный - пустячный

Почта – чтобы

Фанера – кашне

Тема – теннис

Мечта – яичница

 Что - свитер

Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение.

Работают со словами, записывают в тетрадь.

(Задание выполняется в парах)

Формирование  мотивации  к  обучению  и  целенаправленной  познавательной  деятельности;  формирование  умения  строить  речевое  высказывание  в  соответствии  с  поставленными  задачами.

УДД: личностные, коммуникативные.

6. Физминутка

(2 минуты)

        Буратино потянулся,

  Раз - нагнулся,

  Два - нагнулся,

  Три - нагнулся.

  Руки в сторону развел,

  Ключик, видно, не нашел.

  Чтобы ключик нам достать,

  Нужно на носочки встать

Физкультминутка

Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий.

Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(8 минут)

Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. 

Задание 3                                                                                      Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах) 

Дорогой,  замок,  кружки,  ирис,  гвоздики, полки, хлопок

(Дорогой друг – лесной дорогой

Воздушный замок – большой замок

Синие  кружки – желтые кружки

Красивый ирис – вкусный ирис

Маленькие гвоздики  - красные гвоздики

Деревянные полки – военные полки

Белый хлопок – громкий хлопок)

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.                                               

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Молодцы!

Проявление  эмоционального  отношения  и  волевых  усилий  в  учебно-познавательной  деятельности,  запоминание  материала; самоконтроль  выполнения заданий,  взаимоконтроль  и  внесение  корректив  в  учебно-познавательную  деятельность.

Планирование  своего   действия  в  соответствии  с  поставленной  задачей  и  условиями  её  реализации.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

8. Включение в систему знаний и повторение

(10 минут)

  1. А теперь весёлый урок Радионяни.
  2. Закрепление изученного материала.

Задание 4

Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?

Записать в тетрадь слова. Метаграммы

(Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены

одной буквы другой, получается новое слово).

  • Когда меня ты открываешь,
    Обычно воду наливаешь.
    Но н на б смени скорей -
    И обитатель я морей.

    Кран – Краб.
  • С буквой щ - на самом деле
    Я на службе у Емели.
    м поставь на это место:
    Без меня не будет теста.

Щука – мука.

  • Не найдёшь ли ты такого
    Удивительного слова:
    Если буква в нём меняется,
    Птица в рыбу превращается.

    Фазан – сазан.
  • С з - нужна в бильярде я,
    С
    ж я - след после дождя,
    С
    п - я видеть помогаю,
    С
    н - путь ночью освещаю.
    Луза - лужа - лупа – луна

2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).

Столяр сделал книжные полки. 
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.

3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.

На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь персональный компьютерДетектив исследовал место происшествия.

Проверка заданий.

(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент) 
Я беру свой инструмент, 
Быстро развожу цемЕнт.

(КвартАл - устал) 
Брёл я долго и устал, 
Перешёл седьмой квартАл. 

Что за странный носорог 
Ел и твОрог , и творОГ.

Слышен в классе диалог: 
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть, 
Чтоб зубки не пломбировАть.

ДремОта и зевОта уходят за ворота. 
(потягивание) 
Если прикоснёшься к иве, 
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны) 
У меня в ушах звенит, 
Телефон опять звонИт. 

СЦЕНКА.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по столовой ложке.  После приёма пищи».

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)                                                          

- Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

У: - Что же случилось от перестановки ударения?

Д: - Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.

Работают в рабочих листах.

Проверяют.

Делают вывод.

Пишут под

диктовку, проверяют на слайдах.

Применение  на   практике  полученных  знаний  и  последующее  повторение.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

9.  Рефлексия  

(3 минуты)

- Ребята,  какова  была   цель  нашего  сегодняшнего урока? Достигли  мы  этой  цели?  Какой  алгоритм  работы  мы   составили,  чтобы  правильно ставить ударение?  Научились  мы  работать  по  этому  алгоритму?  В  тетради  на  полях  напротив  классной  работы   поставьте  себе  оценку  за  работу  на  уроке.  Если  остались  вопросы  или  есть  трудности  по  данной  теме,  то  на  полях  поставьте  знак  вопроса.

- А  сейчас  выставим  оценки  в  журнал  и  в дневники.

-  На  следующем  уроке  мы  продолжим  работу  по  данной  теме.  

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Оценка  и  самооценка  учебной  деятельности,  обобщение  и  систематизация  знаний,  учащиеся.  

Формирование  умений  точно  и  полно  выражать  свои  мысли.

УДД: коммуникативные

10.  Информация о домашнем задании, инструктаж  по его выполнению  

(2 минут)

Составить сказку со словами, которые прозвучали сегодня на нашем уроке.

Запись учащимися задания в дневники. выражают  свои  эмоции  по  поводу  урока.

Развитие  и  углубление  потребностей  и  мотивов  учебно–познавательной  деятельности,  применение  методов  информационного  поиска.

УДД: познавательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Урок в 10 классе по теме "Фонетика. Орфоэпия"

Урок рассчитан на 2 часа, содержит много разнообразных заданий для  повторения и обобщения изученного по данной теме, поможет подготовить учащихся к ЕГЭ....

Урок "Орфоэпия". 5 класс

Компетентностно - ориентированный урок....

Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс

Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Орфоэпия"

Данный урок проводится по программе Ладыженской в 5 классе. Это рядовой урок, которые позволяет легко понять объясняемый материал, так как здесь используются различные формы работы....

Открытый урок в 5 классе по теме «Орфоэпия»

Разработка урока  и презентация по теме "Орфоэпия"...

Открытый урок в 5 классе по теме «Орфоэпия»

Разработка урока  и презентация по теме "Орфоэпия"...