«Чтение – важнейшее умение».
статья по русскому языку на тему
Статья -выступление на конференции "Нечтение в подростковой среде. Что делать?", посвященная обучению чтению различных видов текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_chtenii._lenskaya_t.e.docx | 246.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для районной конференции «Нечтение в подростковой среде. Что делать?»
Ленская Т.Э., учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия №107 Выборгского района Санкт-Петербурга
«Чтение – важнейшее умение»
(Обучение чтению различных видов текста)
Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Но главное – самим представлять ожидаемый результат!
Задание
Карточка
- Какой из синонимичных фразеологизмов вы чаще всего используете?
Говорит как пишет
Говорит как по писаному
Язык хорошо подвешен
Говорит как книга
За словом в карман не лезет
- Синонимичные фразеологизмы – это сплошной или несплошной текст?
Если задумались, не знаете, тогда размышляем дальше, вместе как на уроке.
Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим умениям и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения. Основная проблема наших детей – неумение извлечь из любого текста нужную информацию, для того чтобы ответить на вопросы, пересказать содержание текста, решить математическую задачу. Поэтому основная задача педагогического коллектива – учить детей работать с любыми текстами.
В условиях ослабления интереса к чтению учитель может и должен способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на понимание и интерпретацию информации, на понимание и преобразование информации, на оценку информации и рефлексию.
Исходя из этого, можно выделить три группы читательских умений:
ориентация в содержании текста,
преобразование и интерпретация текста,
оценка информации.
Если нам удастся сформировать эти умения, мы получим «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
Как респондент=информант поставляю вам для знакомства чтение этой полезной информации:
Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Толкование
«Смысловой анализ текста»
1. Изучение ключевых лексических средств и словесно-художественное структурирование текста в целом.
2. Изучение языковой доминанты текста (стилистической или эстетической).
3. Поуровневое изучение текста, при котором лексический уровень является приоритетным.
4. Изучение динамики микротем и формирующихся на их основе смысловых оппозиций [Н.А. Купина, 1983].
5. Анализ смысла текста на основе "универсальных смыслов" произведения (пространство, время, человек, событие) [И.Я. Черпухина, 1987: 7].
6. Анализ смыслового развертывания текста на основе лексической макроструктуры и выделения лексических микроструктур "по вертикали" (текстовых парадигм) и "по горизонтали" (на уровне текстовой синтагматики).
Рассмотрение смысловых отношений дополнения, усиления и контраста, манифестируемых лексическими микроструктурами: словами, оборотами, высказываниями, блоками высказываний.
Выделение ассоциативно-смысловых полей ключевых лексических единиц.
Смысловое чтение – вид чтения, нацеленный на понимание смыслового содержания текстов, которые делятся на два вида:
I. Сплошные | II. Несплошные. |
- Сплошные – это тексты-повествования, описания или рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе.
.
Научиться структурировать информацию и восстанавливать её недостающие элементы во всех предметных областях помогают нам несплошные тексты.
II. К несплошным текстам относят формулы, графики, таблицы, диаграммы, схемы, кластеры – то есть весь материал, с которым учащиеся работают практически на всех предметах. К несплошным текстам также относят географические карты и планы помещений, местности, входные билеты и расписание движения транспорта, карты сайтов и т.п. К несплошным текстам относятся даже наши технологические карты, составляемые к каждому уроку или циклу уроков.
При работе с несплошными текстами необходимо, чтобы ребѐнок научился извлекать и анализировать информацию из графиков, таблиц, схем, диаграмм; составлять несплошные тексты в виде всё тех же графиков, таблиц, схем, диаграмм. Учащиеся получают возможность обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с текстами в разных предметных областях. Нельзя умалять значимость умения работать с несплошной текстовой информацией на уроках и в жизни. Работа с несплошными текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни. Поэтому можно утверждать, что работа с несплошными текстами на уроках русского языка реализует коммуникативно-деятельностный подход.
С введением ФГОС учитель должен не столько дать информацию ученику, сколько научить его пользоваться полученной или добытой информацией. Работа с несплошными текстами на уроках русского языка – перспективное направление в деятельности учителя-словесника, позволяющее развивать языковую личность учащегося.
Очень часто мы сталкиваемся с необходимостью переработать текст, чтобы максимально упростить работу с ним и одновременно повысить уровень его практического применения.
Ученики смогут лучше структурировать и запоминать информацию и, хочется надеяться, смогут легко адаптироваться в окружающем их читательском пространстве, используя как сплошной, так и несплошной виды текстов.
Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах).
Задание
- Прочитайте текст, сопоставьте информацию с данными в таблице и дополните недостающими данными пустые клеточки таблицы.
Карточка
Исаакиевский собор
Архитектурной доминантой Исаакиевской площади является Исаакиевский собор, высота которого около 102 метров.
Исаакиевский собор мы ценим не только как выдающееся произведение зодчества XIX в., но и как своеобразный памятник труду 440 тысяч строителей этого храма. Храм создавался так долго, как ни один другой храм в Петербурге: строился, разбирался и возводился заново с 1768 года по 1858. Не случайно в народе ходила шутка: «Сей храм – трёх царств изображенье: гранит, кирпич и разрушенье». В основание фундамента было забито 10762 свай, каждая колонна храма весит 114 тонн. Поразительно, что такую колонну высотой 17 метров поднимали и ставили на место всего за 45 минут.
Главный храм Петербурга заложен в честь Петра I и назван по имени Святого Исаакия Далматского, день которого (30 мая по ст. стилю) совпадает с датой рождения Петра.
Примечание: незаполненная последняя ячейка – дата и год рождения Петра Первого – на поиск скрытой информации, знание истории и сообразительность.
Литература
- Городская конференция «Приёмы работы с текстом в соответствии с междисциплинарной программой «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» в основной школе в условиях введения ФГОС» на базе ГБОУ гимназия №74 от 25 ноября 2014 года для учителей русского языка и литературы
2. Бунеева Е.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс. До и После. – 2004. – № 11. – С. 3 – 10.
Интернет-ресурсы
- http://www.mindmeister.com/
- http://school-collection.edu.ru/
- https://1september.ru/
- http://www.ict.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с книгой. Чтение "Важная профессия"
Цель:развитие техники чтения, коррекция речи.Ход занятия. Ребята, наше занятие мы начнем замечательным стихотворением о труде, которое прочитает Наташа.(чтение стих.)Да, ребята, что вокруг нас, что од...
Выразительность чтения - важный канал обучения
Выразительность чтения - важный канал обучения...
Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...
Орыт работы по теме: «Формирование жизненно-важных умений и навыков по средствам физических упражнений».
Основная идея опыта: развивающее обучение, реализуемое через двигательные действия в базовых видах спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, гимнастика). Цель: попытка решить проблемы акти...
Энергосбережение - важное умение
Внеклассное мероприятие в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче...
Энергосбережение - важное умение
Внеклассное мероприятие в рамках Всероссийкого фестиваля #ВместеЯрче...
Статья "Значение спортивного туризма для формирования жизненно важных умений и навыков у школьников".
Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-волевого, патриотического воспитания подрастающего поколения.Основ...