Словосочетание
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ангарский техникум строительных технологий»
Учебное пособие
по УД «Русский язык»
Словосочетание
Ангарск, 2017
Рассмотрено и одобрено Утверждаю:
на заседании ПЦК Директор АТСТ
гуманитарного цикла _______ Леснов В.Н.
Протокол № 6 от
«07 »__02_2017 г.
Председатель ПЦК
___________ Н.В.Ефремова
Составитель: Ефремова Н.В., преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»
Рецензент: Денисевич Т.А., преподаватель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
ОГБОУ СПО «Ангарский педагогический колледж»
Содержание
1. Что означает слово «словосочетание»?
2. Для чего нужны словосочетания?
3. Какие виды словосочетаний бывают?
4. Примеры словосочетаний в русском языке
5. Определение и признаки словосочетания
6. Состав словосочетаний
7. Предложение и словосочетание
8. Виды словосочетаний
9. Упражнения
10. Практическая работа № 1
11. . Практическая работа № 2
12. Проверочный тест
13. Порядок синтаксического разбора
14. Литература
Пояснительная записка
Учебное пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными образовательными стандартами для обучающихся СПО.
В данном пособии собран и систематизирован дидактический материал для проведения проверочных работ по разделу «Словосочетание». Упражнения разнообразные, дополняющие друг друга, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту, осуществляется единая система работы по орфографии и развитию речи.
Структура пособия соответствует структуре учебника по русскому языку.
В пособии используются как традиционные виды работ, так и редко используемые в повседневной работе преподавателя.
В каждом разделе материал располагается таким образом: сначала даются менее сложные работы, затем они усложняются. К каждому тексту, включенному в пособие, предлагаются разнообразные задания по развитию речи, по орфографии, пунктуации. Они даются в определенной системе, регулярно повторяются и постепенно усложняются. В некоторых разделах пособия имеются тексты и задания повышенной трудности, которые могут быть использованы в самостоятельной работе сильных обучающихся.
Задания помещаются перед текстом, если они должны быть выполнены обучающимися до или во время письма; за текстом следуют те задания, которые выполняются после записи и анализа текстового материала упражнений.
Предлагаемая система работы по орфографии, пунктуации одновременно с закреплением основных умений по развитию речи помогает повысить грамотность и вооружает обучающихся умениями излагать свои мысли в устной и письменной форме.
В заключении дан тест по данной теме для проверки знаний обучающихся.
Что означает слово «словосочетание»?
Словосочетание – это два, три или несколько слов, соединенных общим смыслом и грамматически, но не являющихся законченным предложением.
В словосочетании обязательно есть одно главное слово и одно или несколько зависимых, объединенных с главным по смыслу, падежу, роду и т.д. Главным словом обозначается предмет, действие или признак, а зависимые слова служат для расширения или пояснения смысла главного слова.
Для чего нужны словосочетания?
Из академического определения мы узнаем, что словосочетания необходимы для расчлененного обозначения какого-либо одного понятия, предмета, действия и т.д. Что это значит?
Для примера рассмотрим какой-либо предмет. Допустим, это лес. Просто слово «лес» не так много расскажет о конкретном лесе, который мы хотим описать. Но словосочетание «осенний лес», или «лес за речкой», или «самый высокий лес» несет гораздо больший объем информации.
Здесь слово «лес» является главным, а «осенний», «за речкой» и «самый высокий» — зависимыми словами, которые выполняют описательную функцию, уточняя смысл основного слова. Т.е. словосочетание служит для возможно точного описания предмета, понятия или действия.
Словосочетания делают нашу речь более богатой, осмысленной и образной, помогают наиболее полно выразить свои мысли и ощущения. Благодаря использованию зависимых слов дополняется и уточняется смысл главного слова, поэтому собеседник сразу понимает, о чем идет речь. Для того, чтобы грамотно выстраивать предложения, необходимо знать, что такое словосочетания и как их используют.
Какие виды словосочетаний бывают?
Наиболее часто словосочетания классифицируют по типу связи между главным и зависимыми словами. Лингвисты различают три основных типа такой связи:
- согласование, когда главное слово задает род, число и падеж, а зависимое согласуется с ним. В этой связи главное слово всегда является существительным, а зависимые могут быть прилагательными, причастиями, числительными либо местоимениями (синий шарик, на шумной улице, под тем же названием);
- управление, когда зависимое слово используется в форме косвенного падежа, а главное может быть существительным либо глаголом (интерес к собеседнику, идти напропалую, бежать за автобусом);
- примыкание, когда зависимость обозначается только интонационно и лексически, без использования служебных слов либо изменения морфологии (громко петь, идти не спеша, мальчик постарше).
По своей структуре словосочетания могут быть:
- простыми, состоящими из двух слов, из которых одно главное, другое подчиненное;
- сложными, составленными из нескольких простых словосочетаний.
Примеры словосочетаний в русском языке
Каждый человек в своей повседневной речи постоянно использует множество словосочетаний. Можно привести сколько угодно примеров словосочетаний, которые встречаются буквально каждый день:
- свежий хлеб;
- опаздывать в школу;
- всегда в продаже;
- опасный спуск по скользкому склону;
- зарево пожара;
- личные вещи;
- периодическая таблица Менделеева.
Русский язык богат на правила и неоднозначные толкования слов. Чтобы правильно понимать сказанное и самому выстраивать грамотные предложения, которые поймут другие люди, надо знать, какие слова можно употреблять друг с другом, а какие не стоит. полезно знать, что такое словосочетание, какими бывают словосочетания в русском языке, как их правильно применять на практике в письменной и разговорной речи.
Определение и признаки словосочетания
Словосочетание – это группа двух и более знаменательных слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. В словосочетании есть главное слово и одно или несколько зависимых слов. Между главным и зависимым словами всегда устанавливается связь определенного рода. Если между словами связи нет, то эти слова не являются словосочетанием. Основные признаки такой связи – общий падеж, род и пр. Яркий пример безграмотности - это несогласованность по падежу существительного и прилагательного, хотя по смыслу они являются словосочетанием.
Для того чтобы узнать правила такого согласования, надо понимать, что такое словосочетание. Главное слово в словосочетании – это предмет, признак или действие, а зависимое слово поясняет или расширяет понятие главного. От главного слова всегда можно сформулировать вопрос к зависимому слову. Например, словосочетание «весенний лес». Главное слово «лес», зависимое – «весенний». Задаем вопрос от главного слова. Лес какой? – весенний. Следовательно, мы сделали правильный анализ словосочетания, оно составлено грамотно, зависимость установлена, эти слова являются словосочетанием. В этом словосочетании одно слово подчиняет другое и формирует вид второго слова.
Состав словосочетаний
Словосочетания делятся на два основных вида: простые и сложные. Простые словосочетания формируются из двух слов - из главного и зависимого. Сложные словосочетания состоят из трех и более слов или из нескольких простых словосочетаний. Это самое главное, что надо уяснить, изучая, что такое словосочетание сложное. Примеры простых словосочетаний мы встречаем очень часто и в устной речи, и на письме. "Деревянный стол", "умный пес", "продуктовый магазин", "крутой подъем" – это все примеры простых словосочетаний. "Деревянный стол в углу", "умный пес на поводке", "продуктовый магазин за углом", "крутой подъем около моста" – примеры сложных словосочетаний.
Предложение и словосочетание
Очень часто путают целое предложение и словосочетание. Чтобы понять, чем предложение отличается от словосочетания, надо знать, что подлежащее и сказуемого одного предложения образуют лексическую пару, но не образуют словосочетание. К примеру, «Дул ветер» - предложение, а «дующий ветер» - словосочетание. "Ветер" – подлежащее, "дул" – сказуемое, вместе эти два слова образуют законченное предложение. А слова "дующий" и "ветер" соединены общим мужским родом и именительным падежом, это словосочетание.
Продолжая перечислять, что не является словосочетанием, надо упомянуть и о других членах предложения. Словосочетанием не являются однородные члены предложения в перечислении, в противопоставлении, то есть равноправно связанные сочинительной связью: то березка, то рябинка; большой, но невесомый; книги, тетради, ручки, карандаши.
Составные формы слов и фразеологические обороты также нельзя называть словосочетаниями.
Виды словосочетаний
Словосочетания делятся на несколько видов в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Изучая, что такое именное словосочетание, надо запомнить четыре способа формирования таких сочетаний.
- Именное словосочетание - словосочетание, в котором главное слово существительное, прилагательное, числительное или местоимение. Примеры словосочетаний, где главное слово - существительное: поздний вечер, свежие цветы. Примеры словосочетаний, где главное слово - прилагательное: необходимый для жизни, полезный для здоровья. Примеры словосочетаний, где главное слово - числительное: семеро козлят, пятнадцать школьников. Примеры словосочетаний, где главное слово - местоимение: кто-то мудрый, некто сверху.
- Глагольное словосочетание - это словосочетание, где главное слово является глаголом или глагольной формой - причастием или деепричастием. В словосочетаниях «пойду гулять», «побежим к горизонту» главное слово - глагол. Причастие главным словом является, например, в словосочетаниях «проплывший километр», «облетевший полземли». Точно так же можно определить словосочетания с главным словом деепричастием: «сидя перед телевизором», «надевая платье».
Упражнения
Упражнение 1.
Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.
Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
Упражнение 2.
1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета
а) к материалу, из которого он сделан;
б) к месту его расположения;
в) к времени его существования;
г) к его назначению;
д) к причине его возникновения.
Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.
2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.
Упражнение 3.
Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:
1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).
Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.
Упражнение 4.
Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.
1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.
2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.
Упражнение 5.
Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.
Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.
Упражнение 6.
Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.
Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.
Упражнение 7.
Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).
Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.
Упражнение 8.
Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.
В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.
Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?
Упражнение 9.
Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование | Управление | Примыкание |
|
|
|
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
Упражнение 10.
Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.
1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.
Упражнение 11.
Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)
Упражнение 12.
Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.
Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
Упражнение 13.
Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).
Упражнение 14.
1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?
Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.
Упражнение 15.
Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.
О книгах
Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...
Упражнение 16.
Образуйте словосочетания разных видов связи с:
1) наречиями
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными
Задание 1.ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -
5. плюшевый медвежонок -
6. приморский парк -
7. клетчатый шарф –
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол -
5. конское ржание -
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза -
4. голубоглазая девочка -
5. островерхие ели -
Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору -
4. человек без совести -
5. вопрос по литературе -
6. гостиница при вокзале -
7. костюм в полоску –
8. кусты сирени –
9. совет отца –
10. ком снега –
11. судьба матери –
12.занятия музыкой –
13.собака с гладкой шерстью -
14.ружьё с двумя стволами -
15.парень с рыжими волосами -
16.особняк в три этажа -
17.девушка двадцати лет -
Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
5. спокойно делал –
6. беззаботно жил -
7. бесшумно едет -
8. бесстрашно бросился –
9. бездушно пел –
Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –
5. уезжал со спокойствием -
6. отзывался с гордостью –
7. сделал с аккуратностью –
8. плакал без звука -
9. поступил без жалости -
Практическая работа №1
Задания
1. Из текста 1 выпишите простые неосложнённые словосочетания. Одному из словосочетаний дать полный анализ по схеме.
2. Из текста 2 выписать словосочетания с сильным управлением.
Текст
1. Волки шли шагом. Безжизненные снега глядели на них своими бледными глазами, тускло отблескивало что-то сверху, внизу поземка ядовито шипела, струясь зигзагами по насту, и все это имело такой вид, будто тут, в полях, наверно знают, что никому никуда нельзя добежать, что и нельзя бежать, а нужно стоять смирно, мертво и слушать.
И теперь волкам казалось, что отставший товарищ был прав, что белая пустыня, действительно ненавидит их; ненавидит за то, что они живы, чего-то бегают, толкутся, мешают спать; они чувствовали, что она погубит их, что она разлеглась, беспредельная, повсюду и зажмет, похоронит их в себе. Их брало отчаяние. (Б.Зайцев٭. Волки)
2. Когда Флобер умер, Тургенев, большой его почитатель и ценитель, опубликовал в России призыв подписаться на памятник Флоберу - первая попытка международной дружественности в литературе.
К стыду России она провалилась. Русские не доросли до общеевропейского чувства прекрасного. На призыв лучшего своего писателя не только не откликнулись - засыпали его насмешками (и оскорблениями!) за самую мысль о солидарности. Какой там Флобер! Собирать на Флобера! Тургенев получил ругательные письма.
Пишешь об этом с горечью – и за Россию, за Тургенева, и за Флобера. Но с чувством отдыха вспоминаешь, что все-таки хоть через тридцать лет, некий реванш Флобер в России взял.
Огромные томы сочинений выходили со статьями, примечаниями, вариантами. «Госпожу Бовари» перевела Чеботаревская под ред. Вячеслава Иванова, «Саламбо» - Минский, «Искушение» - мое, «Сентиментальное» -- В.Муромцевой под ред. Бунина, «Письмами» занимался Блок, для «Трех новелл» взяли переводы Тургенева и мой. Издание не закончилось (не хватало, кажется, «Бувара и Пекюше»), помешала война и революция. Все-таки и то, что вышло, давало уже Флобера в подобающем виде. Издание было некоммерческим: Флобер никогда никому прибылей не давал и сам умер в бедности. Тем более надо помянуть добрым словом почин «Шиповника» (сборник, где было опубликовано одно из первых произведений Флобера в русском переводе - И.О.).
Где сейчас эти отлично изданные книги? Кто их читает?
Пожелаем, чтобы для России Будущего стал Флобер «Вечным спутником» - прекрасным и нужным обликом Запада. (Б.Зайцев. Флобер в Москве)
Практическая работа № 2
1. Выпишите из текста сочетания, имеющие нечленимый характер.
2. Замените приведенные лексемы перифрастическими выражениями, а перифразы лексемами. С подчеркнутыми перифразами и лексемами составьте предложения, укажите их синтаксическую роль в предложении.
О б р а з е ц: Пора любви - весна. И близки дни, когда все блага к нам низведет пора любви (А.Фет). Перифраза «пора любви» выполняет в предложении роль подлежащего.
1. Молодой человек, который в двадцать лет или даже раньше, прочтя Достоевского, не был бы потрясен «до мозга костей», не был бы ранен (…) в самое сердце, не ходил бы сбитый с толку, недоумевающий, измученный тысячью сомнений, такой молодой человек должен бы внушить недоверие. (…)Нет писателя, который лучше, чем Достоевский, выразил бы и полнее дал почувствовать отсутствие правды в мире, боль жизни, все-таки порой слишком острую, чтобы с буддийским спокойствием отнести ее к явлениям естественным. Правда - слово расплывчатое: что есть правда, «что есть истина»? Что такое справедливость? Точного определения нет и быть не может…
(…) От Достоевского сводит скулы, пересыхает в городе, и вовсе не после какого-нибудь отдельного рассуждения, нет, а от общего ужасного неблагополучия представленного им мира. В молодости именно к этому неблагополучию сознание чувствительно: оно его не предвидело, оно еще не утратило своей детской доверчивости. Молодой человек останавливается в тревожном изумлении: как, неужели это и есть жизнь? Откуда все это? Как же мне в такой жизни участвовать? Как исправить, можно ли помочь? Да, это первое, ни с чем не сравнимое впечатление от Достоевского благотворно - и неизбежно, если только у молодого человека живая душа. Да, бесспорно…
Г.Адамович, Комментарии
2. Уголь, заяц, кровь винограда, вечная постель, повелитель молний*, лиса, вода, Л.Н.Толстой, очи неба, обитель смерти, огни неба, муза истории*, ресницы звезд, отрава сердечная, Москва, часы, хлопок, покровитель искусств*, лик серебристый, весенние порывы, зеркало наяд*
Зевс, автор «Евгения Онегина», творец мира, царь природы, рыжая плутовка, Цербер, Брест, корень жизни, зеркало души, столица юмора*, крыша мира*, солнце русской поэзии, девятая Камена*, предводитель муз*, инженеры человеческих душ, люди в белых халатах, солнце, косолапый увалень, электрический шар (Шар электрический блещет Мертвым лучом в тишине (В. Брюсов), стоокий слепец (На рынок! Там для стоокого слепца Ценней грошовый твой рассудок!) (А. Фет), серебряные змеи (Опять серебряные змеи через сугробы потекли (А. Фет).
Тест по теме «Словосочетание»
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?
1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе
2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?
1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу
3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?
1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч
8. В каком словосочетании вид связи — управление?
1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
1) бутылка из-под молока
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам
10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности нравственные.
12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Впервые вижу его днем.
13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.
14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?
Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.
15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.
16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения
Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
Порядок синтаксического разбора
Словосочетание
1. Выписать словосочетание из текста.
2. Дать начальную форму словосочетания (по начальной форме главного слова).
3. Определить тип словосочетания по структуре (простое или сложное).
4. Определить тип словосочетания по морфологическому выражению главного слова (именное, глагольное, наречное).
5. Установить смысловые отношения между компонентами словосочетания (объектные,
определительные, обстоятельственные).
6. Определить вид подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).
7. Определить средства выражения подчинительной связи (окончание, предлог, порядок слов
и. т. д.).
Образец разбора
В саду стояли покрытые инеем розоватые деревья. (А.Т.)
х чем?
1.Текстовая форма – покрытые инеем.
2. Начальная форма – покрыть инеем.
3. Тип словосочетания по структуре – простое.
4. Тип словосочетания по морфологическому выражению – глагольное, так как главное
слово покрытые выражено особой формой глагола – причастием.
5. Смысловые отношения между компонентами – объективные.
6. Вид грамматической связи – управление сильное, так как зависимое слово выражено
именем существительным в Тв. п.
7. Грамматическое средство связи – окончание зависимого слова – ем (инеем).
Литература
1. В.В.Бабайцева, Л.Ю. Максимов. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Ч.III. М.: Просвещение, 1987, с.34-55.
2. Н.Н.Прокопович. Вопросы синтаксиса русского языка. М: Высшая школа, 1974, с.11-21, 21-40.
3. Русская грамматика. Т.II. М: Наука, 1980, с. 79-82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели: 1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащих...
Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".
Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...
"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....
Виды словосочетаний, разбор словосочетаний
Лаконичный сосредоточенный материал...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"
Конспект урока по теме "Словосочетание" предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по...