Повторение в 6 классе.
тренажёр по русскому языку (6 класс) на тему
Повторение по теме «Морфемика и словообразование».
«Чередование корней кос/кас и т.д»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
6 класс
Тема: Повторение по теме «Морфемика и словообразование».
«Чередование корней кос/кас и т.д»
Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Тип: урок с использованием активных форм работ.
Цели:
1.Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.
Необходимо:
- обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
- обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
- выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».
2.Развивающая: развитие орфографической зоркости.
3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы с вами начали изучать большой раздел русского языка «Морфемика и словообразование». Давайте вспомним, что такое морфемика?словообразование?
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Слово учителя.Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
— Ребята, а что же такое морфема? Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.
4. Загадки
1. Изменяемая часть слова.(окончание)
2. Часть слова без окончания.(основа)
3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.(приставка)
4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.(суффикс)
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов(корень).
Молодцы, а сейчас мы проведём игру «Угадай словечко».
-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я написала первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).
( на доске скрыто слово тигрята).
-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).
-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).
- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).
- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью (род, число, падеж, спряжение).
- Для чего нужно окончание? (для связи слов в предложении и словосочетании).
- А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)
-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?(тигрята).
- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).
-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? (корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).
- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
- А что обычно находится после корня? (суффикс) Для чего он служит? (для образования новых слов)
-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?
- ят - обозначает детёнышей животных, птиц. Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)
- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)
-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)
-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)
-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)
А сейчас ответьте на опросы в карточках.(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).
1
Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________
2
Какое окончание в слове “договорилась”?
3
Какой корень в слове “досрочный”?
4
Какое окончание в слове “видел”?
5
С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?
6
Какой корень в слове “маленький”?
7
Слово белизна образовано _______________ способом
8
Каким способом образовано слово “героизм”?
- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.
(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).
– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).
– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.
5. Способы образования слов.
А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов.
— Какие вы знаете способы образования слов?
1) 1. приставочный
2. суффиксальный
3. приставочно-суффиксальный
4. сложение (основ или целых слов)
5. сложение сокращенных основ
6. переход одной части речи в другую
Задание. Определите, как образованы следующие слова.
Развесёлый
Овражек
Подсвечник
Бег
Лесовоз
Продтовары
Мороженая рыба
Съел мороженое
Парашютистка
МГУ
кресло-кровать
птицефабрика
турпоход
приморский
Сбербанк
Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.
- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)
7. Мороженая рыба } переход
Съел мороженое } в другие части речи
Подведение итогов словообразовательного разбора.
6. Словообразование и орфография.
Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.
Сегодня мы поговорим с вами о Корнях с чередованием гласной.
— В прошлом году мы изучили только часть таких корней. Кто помнит, какие это корни? Хорошо. Давайте откроем учебник и посмотрим, что же там говорится о корнях с чередованием!
- Я вам подготовила таблицы давайте их внимательно изучим.(Раздаю таблицы)
Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).
1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцевгладила дрожащие лепестки.
2. Он знал эту отр…сль производства.
3. Ночь уже л…жилась на горы.
4. Все двери зап…рались на замок.
5. Река протекала в густых зар…слях.
6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.
— Синтаксический разбор 1-го предложения.
Давайте выполним упр.
7. Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
— основные способы словообразования.
— морфемный и словообразовательный разбор.
— орфографические правила (чередование корней).
— проследили, как словообразование связано с другими разделами.
— Какой можно сделать вывод?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме:"Имя числительное"(повторение) 6 класс
Урок систематизации и обощения знаний уч-ся 6 класса по теме: "Имя числительное" с использованием местного материала, ИКТ...
Урок по теме:"Имя числительное"(повторение) 6 класс
Урок систематизации и обощения знаний уч-ся 6 класса по теме: "Имя числительное" с использованием местного материала, ИКТ...
План урока на тему "Электрические явления. Повторение" 8 класс
План урока в 8 классе...
Контрольная работа по теме "Повторение" (11 класс, учебник Буховцева Б.Б., Мякишева Г.Я.)
Данная работа представляет собой материал, который может быть использован при проведении "нулевого" среза в 11 классе. Работа - кратковременная, рассчитана на 25- 30 мин, состоит из 15 заданий с выбор...
тестовые задания по теме "Повторение" 6 класс
Данные тестовые задания предназначены для учащихся 5-6 классов и могут быть использованы для проверки знаний после уроков комплексного повторения....
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
задания для 9 класса на повторение 8 класса
Задачи предусматривают рассмотрение тем, пройденных в 8 классе по геометрии...