Памятки для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Ни для кого не секрет, что в каждом классе есть учащиеся, которым с большим трудом даётся подготовка к экзаменам. Именно для таких ребят я собрала на просторах Интернета специальные памятки, которые помогут им справляться с решением тренировочных заданий. В памятках собран практически весь теоретический материал, необходимый учащимся для подготовке к ОГЭ по русскому языку. Материал дан в виде таблиц, что делает его особенно доступным для восприятия. Материал используется на консультациях и при самостоятельной подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiksy_pamyatka.docx | 29.85 КБ |
sredstva_vyrazitelnosti_rechi.docx | 20.96 КБ |
pravopisanie_pristavok_pamyatka.docx | 16.53 КБ |
vidy_pridatochnyh_predlozheniy.docx | 15.92 КБ |
vvodnye_slova_tablitsa.pdf | 141.87 КБ |
kopija_tablica_no_10_obosoblennye_chleny_predlozhe.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Суффиксы | Значение | Пример |
-к- -ик- -ек- -ок- -ёк- -еньк- -оньк- -ечк- -очк- -ушк- -юшк- -ышк- |
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок | тетрадь — тетрадка кот — котик носок — носочек берег — бережок соболь — соболёк добрый — добренький лёгкий — лёгонький Таня — Танечка сумка — сумочка зима — зимушка доля — долюшка зерно — зёрнышко |
-ник- -чик- -щик- -тель- |
Образуют слова, называющие лиц мужского пола |
гриб — грибник летать — лётчик камень — каменщик читать — читатель |
-ниц- -к- | Образуют слова, называющие лиц женского пола |
проводить — проводница пианист — пианистка |
-ист- -ск- -ов- (-ев-) -н- |
Образуют прилагательные
|
бархат — бархатистый сосед — соседский мех — меховой груша — грушевый молоко — молочный |
-и- -е- -ова- (-ева-) |
Образуют глаголы |
рыбак — рыбачить красный — краснеть тоска — тосковать горе — горевать |
-ть- -ти- -чь- |
Суффиксы неопределённой формы глагола |
говорить нести стричь |
-л- | Образует прошедшее время глагола |
говорю — говорил |
-ся- (-сь-) | Образуют глаголы с возвратным значением |
купать — купаться купаюсь |
один из продуктивных способов морфологического словообразования существительных — суффиксальный.
Огромное количество суффиксов, участвующих в образовании имён существительных, можно разделить на следующие группы:
- суффиксы, служащие для образования названий предметов;
- суффиксы, употребляемые для образования названий лиц мужского и женского пола;
- суффиксы, служащие для образования отвлечённых существительных;
- суффиксы, служащие для образования существительных, передающих субъективную оценку.
Суффиксы, служащие для образования названий предметов:
- суффиксы -льник, -лк-(а) и суффиксы -щик (-чик) — существительные со значением орудия действия, наименования прибора: будильник, холодильник, веялка, грелка, молотилка, счётчик, тральщик;
- суффикс -льн-(я) — существительные женского рода со значением места действия: читальня, купальня, наковальня;
- суффикс -ие (-ье) — существительные со значением места: заречье, подножье, предгорье, предплечье;
- суффикс -к-(а) — существительные, называющие предметы по характеризующему их признаку: кладовка, анисовка, жестянка; сюда же Третьяковка (Третьяковская галерея);
- суффикс -ник — существительные, называющие вместилище (приспособление) для чего-либо или подо что-либо: бумажник, кофейник, половник, свинарник;
- суффикс -ин-(а) — существительные со значением единичности: жемчужина, бусина, соломина; а также существительные со значением результата действия (образуются от основы глагола + -ин-(а) + приставка): вмятина, выбоина, завалина;
- суффикс -тор — существительные мужского рода, обозначающие орудия действия, приборы, механизмы: фиксатор, изолятор, сепаратор, аккумулятор;
- суффикс -л-(о) — существительные среднего рода со значением орудия действия: грузило, поддувало, покрывало.
Суффиксы, служащие для образования имён существительных мужского рода со значением лица:
- суффиксы -щик (-чик): подписчик, каменщик, гонщик, застройщик, докладчик, лётчик;
- суффикс -льщик (существительные, образованные от глагольных основ): бурильщик, строгальщик;
- суффиксы -тель (-итель): воспитатель, обвинитель, посетитель, заместитель;
- суффиксы -ик, -ник — называние лиц по их отношению к предмету, профессии, а также со значением отношения лица к действию, поступку: химик, академик, безбожник, ключник, завистник;
- суффиксы -овец, -ец, -ист — называние лиц по их отношению к учреждению, профессии, деятельности, идейному направлению: вузовец, полководец, мичуринец, журналист, криминалист;
- суффикс -ач — существительные для обозначения лиц по отношению к профессии, роду деятельности, а также по их характерному признаку: силач, циркач, бородач;
- суффиксы -ант (-янт), -ент — существительные для обозначения лиц по роду их занятий и деятельности: музыкант, эмигрант, ассистент, диссидент;
- суффикс -тор — существительные для обозначения лиц, связанных с определёнными действиями: оператор, агитатор, ликвидатор, консерватор;
- суффиксы -анец (-янец), -ин, -анин (-янин), -чаниниспользуются для обозначения лиц по отношению к стране, нации, к личному имени, для выражения идейных взглядов: албанец, американец, иркутянин, горьковчанин, татарин, армянин, вольтерьянец;
- суффиксы -ич, -ович (-евич) используются для называния лиц по отчеству: Анатольевич, Сергеевич, Борисович;
- суффикс -ыш и суффиксы -ёнок, -онок (образование экспрессивно окрашенных существительных с оттенком фамильярности, пренебрежительности, ласкательности): малыш, глупыш, подкидыш; медвежонок, волчонок, пострелёнок.
Суффиксы, служащие для образования имён существительных женского рода:
- суффикс -к-(а) — принадлежность к какой-либо профессии, национальности, роду занятий, идейному направлению: артистка, циркачка, грузинка, итальянка, комсомолка, горожанка;
- суффикс -ниц-(а) и суффиксы -щиц-(а), -чиц-(а), -льщиц-(а) — обозначение лиц по их профессиональной деятельности, по отношению к учреждению, роду занятий (-ниц-присоединяется к существительным мужского рода на -тель или заменяет суффикс -ник-, к//ц): учительница, писательница, волшебница; банщица, газетчица, строгальщица;
- суффикс -ш-(а) используется для обозначения лиц по их профессии, роду деятельности, а также называния жён у лиц мужского пола: директорша, литераторша, генеральша;
- суффиксы -ичн-(а), -иничн-(а), -овн-(а), -евн-(а) используются для называния лиц по отчеству: Саввична, Кузьминична, Ильинична, Владимировна, Дмитриевна.
Суффиксы, служащие для образования имён существительных с абстрактным значением:
- суффикс -ость (-ность) — существительные со значением отвлечённого качества, свойства: бодрость, изысканность, готовность, газетность;
- суффикс -мость (-емость) — существительные со значением состояния: заболеваемость, сопротивляемость;
- суффиксы -ни-е (-н-ье), -ени-е — существительные со значением действия, процесса: достижение, изобретение, взыскание, строение, сцепление;
- суффиксы -аци-я (-яци-я), -фикаци-(я) — существительные со значением действия: агитация, калькуляция, мистификация;
- суффикс -к-а — существительные (от глагольных основ) со значением действия: заливка, браковка, вклейка;
- суффикс -и-е (-ьj-е) — существительные со значением признака, свойства: усердие, изобилие, раздоль[j]е;
- суффиксы -ств-о (-еств-о) — существительные со значением состояния, положения, деятельности: председательство, авторство; существительные с суффиксами -ианств-о (-янств-о) называют течение, идейное направление: конфуцианство, вольтерьянство;
- суффикс -изм- — существительные, называющие учения, направления, склонности: демократизм, материализм, классицизм, оптимизм, туризм;
- суффикс -ур-(а) — существительные, называющие сферу деятельности, отрасли искусства, профессии (образование слов иноязычного происхождения): скульптура, архитектура, адвокатура, магистратура;
- суффикс -аж- — существительные, называющие действия, количества, указывающие на собирательное значение: монтаж, инструктаж, метраж, антураж.
Суффиксы субъективной оценки:
- суффиксы -ик, -чик образуют существительные мужского рода с уменьшительно-ласкательным значением: слоник, столик, вопросик, разговорчик, моторчик;
- суффиксы -к-(а), -очк-(а), -иц-(а) образуют существительные женского рода с уменьшительно-ласкательным значением: дорожка, тумбочка, баночка, сестрица, метелица;
- суффиксы -ц-(е), -ц-(о), -иц-(е), -ец-(о) образуют существительные среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением: болотце, сенцо, платьице, письмецо, ружьецо;
- суффиксы -ушк-о (-юшк-о), -ушк-а (-юшк-а), -ышк-ообразуют существительные всех трёх родов с уменьшительно-ласкательным значением: хлебушко, полюшко, бабушка, деревушка, дядюшка, хозяюшка, ядрышко;
- суффиксы -ишк-(о), -ишк-(а) образуют существительные всех трёх родов с пренебрежительно-презрительным значением, иногда — уменьшительно-ласкательным: возишко, плутишка, письмишко, землишка, братишка, шалунишка;
- суффикс -оньк-а (-еньк-а) образуют существительные мужского и женского рода с уменьшительно-ласкательным значением: девонька, доченька, котенька, дяденька;
- суффикс -онк-а (-енк-а) образуют существительные мужского и женского рода со значением пренебрежительности: книжонка, избёнка, кофтёнка, мальчонка;
- суффикс -ищ-(е), -ищ-(а) образуют существительные всех трёх родов со значением увеличительности: тараканище, волчище, глазища.
_____________
Суффиксы, не участвующие в образовании новых слов, — -нь(болезнь, жизнь), -ух (петух, пастух).
Предварительный просмотр:
Средства выразительности речи
Предварительный просмотр:
Правописание приставок
Тип приставок | Вид приставки | Условие | Примеры |
Неизменяемые | Взо-, во-, до-, за-, изо-, ко-, на-, над-, надо-, наи., недо-, о-, об-, обо-, от-, пере-, по-, под-, пред-, про- с-, со-, среди-, через-черес- | Всегда пишутся одинаково | Сжечь,обтекаемый,наслаждение,отблеск,подписчик,происшествие,предшественник,доверенный,перешеек. |
Гласные в приставках | Раз-(рас-) - роз- (рос-) | Под ударением –О- безударения –А- | Розвальни – развал, Роспись – расписка, Розыгрыш – разыграть |
Приставки наЗ-С | Без-, бес- Воз-, вос- Из- , ис- Низ- , нис- Раз-, рас- Роз-, рос- Через-, черес- | Передгласными и звонкими согласными–З, перед глухимисогласными -С | Безвкусный-беспрерывно, взрыхленный-вскопанный, неизгладимое- исчерпанный, низвергать-ниспровергать, разбросать-расчистить, розыск-роспуск, чрезмерный-чересполосица |
Пре- и при- | Пре- | = очень | Предлинный |
= пере- | Прервать | ||
При- | Приближение | Прилететь | |
Присоединение | Пришить | ||
Неполнота действия | Присесть | ||
Близость | Приморский |
Трудные случаи правописания ПРЕ – ПРИ
Различай по значению | При- | Пре- |
Притворить дверь (неполнота действия) | Претворить в дело (= пере) | |
Приумножить (прибавление) | Преумножить (= очень) | |
Придавать значение (соединение) | Предавать друзей (= пере) | |
Приклониться к земле (приближение) | Преклоняться перед талантом (очень уважать) | |
Прибывать к месту сбора (приближение) | Пребывать в городеN. (находиться где-либо) | |
Приёмник (радиоприемник) | Преемник (последователь) | |
Привратник (сторож) | Превратный (ложный, искаженный) | |
Придел (пристройка) | Предел (граница) | |
Приставить что-либо к чему-либо | Преставиться (умереть) - светопреставление | |
Призреть (приютить) | Презреть (пренебречь) | |
Приступить (начать) | Преступить закон (=пере) | |
Запомнить | Привилегия, примитивный, привередливый, привычка, приключение, присутствовать, призер, примадонна, приоритет, присмиреть, примат, приватный (частный, неофициальный), природа, пример | Претензия, президиум, прелюдия, презумпция, премьера, претендент, преамбула, прерогатива, престиж, прецедент, президент, превалировать, презентовать, предание, препятствие, прекословить, пресловутый, препона, преферанс |
Предварительный просмотр:
Виды придаточных предложений
1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) | Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзовчто, чтобы, будто и др. | Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали. |
2. Изъяснительные | Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. | Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. |
3. Обстоятельственные: |
|
|
• образа действия, меры и степени | Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. | Мы так устали, что не могли идти дальше. |
• времени | Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. | Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома. |
• места | Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. | На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа. |
• цели | Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. | Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку. |
• причины | Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. | Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно. |
• условия | Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли ... ли. | Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести. |
• уступки | Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. | Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет. |
• сравнения | Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. | Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки. |
• следствия | Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. | Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обособленные члены выделяются интонацией в устной речи и запятой или тире на письме
Обособление определений | Обособление приложений | Обособление обстоятельств | Обособление уточняющих членов предложения |
1. Все виды определений, стоящие после существительного * Туча, облегавшая полнеба, постепенно рассеялась. * Эта мысль, простая и ясная, не давала покоя. * Дальше начинался город, с высокими домами, лавками, складами. (Обособление зависит от интонации) 2. До и после личного местоимения. * Взволнованный, он говорил долго. * Она, всё ещё взволнованная, говорила и говорила. 3. Причастный оборот с добавочным обстоятельственным значением перед существительным (вопрос возможен и от глагола) Раненный в плечо, солдат не мог поднять руку. (Почему?) 4. Определение и существительное разделены членами предложения. Овеянные оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады. | 1. Распространённые приложения – нарицательные существительные с зависимыми словами до и после определяемого существительн. * Он пришёл с сыном, десятилетним мальчиком, на выставку. * Спутница наша, удача нас не покинет. 2. Одиночное приложение после нарицательного и собственного имени. Может быть - тире. * Я подружился с Гайдаром, удивительным человеком, прошедшим суровую школу жизни. * Мой хозяин, доктор, всегда был занят каким-либо делом. * Я шёл по улице с приятелем – замечательным художником. 3. Любое приложение до и после личного местоимения. * Участник форума, он успешно выступил с докладом. 4. Приложения со словами: по имени, по фамилии, по прозвищу и союзом как (в значении причины). * Верный слуга, по имени Иван, спас его. * Петру, как отличнику, вручили медаль. | 1. Деепричастный оборот или одиночное деепричастие до или после глагола. * Поток стремился навстречу морю, гремя камнями. * Журча, ещё бежит за мельницу ручей. *Волны несутся, гремя и сверкая. * плащ Запахнув и фуражку крепче надвинув, он закрыл глаза. 2. Обстоятельство с предлогом несмотря на: * В домах, несмотря на ранний час, горели лампы. 3. С целью усиления обстоятельства с предлогами: благодаря, согласно, вопреки, по причине, в случае, ввиду, вследствие: * Командир, по случаю награждения, созвал подчинённых. * Вопреки плохой погоде, мы продолжили путь. | 1. Обстоятельства места и времени (вопросы: где именно? когда именно?) * Слева, у плотины, стучали топоры. * Завтра, в полдень, состоится собрание. 2. Могут быть обособлены другие члены предложения: определения, обстоятельство образа действия, дополнения, подлежащее и сказуемое: * Коричневый, почти красный, цвет почвы удивлял. * Она взглянула озорно, по-девичьи. * Я привязался к семейству, даже к старому поручику. * Проснулся другой мальчик, Гаврик. * Она была очень молода, не старше двадцати лет. 3. Дополнения с предлогами: кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, сверх, наряду с, включая. * Все, за исключением командира, почувствовали облегчение. * Кроме школьников, в вечере участвовали родители. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Представлена результативная система работы учителя по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)
О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...
Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...