Урок- дидактическая игра "В гости к словарям"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок построен на основе дидактической игры, позволяющей более интересно познакомить учащихся с видами лингвистических словарей.
Цели проведения:
- способствовать формированию потребности и стремления к знаниям;
- развивать у учащихся любознательность и интерес к изучению русского
языка;
- учить учащихся навыкам работы с лингвистическими словарями;
- воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Оформление: высказывания о богатстве и красоте русского языка,
стенгазеты о русском языке, оформленные учащимися, мультимедийная презентация «Лингвистические словари»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – дидактическая игра
«В ГОСТИ К СЛОВАРЯМ»
Цели проведения:
- способствовать формированию потребности и стремления к знаниям;
- развивать у учащихся любознательность и интерес к изучению русского
языка;
- учить учащихся навыкам работы с лингвистическими словарями;
- воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку.
Оформление: высказывания о богатстве и красоте русского языка,
стенгазеты о русском языке, оформленные учащимися, мультимедийная презентация «Лингвистические словари»
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим с вами необычный урок. Это будет дидактическая игра. И познакомитесь вы на нем со всеми лингвистическими словарями. Итак, отправляясь в гости к словарям , давайте вспомним слова французского писателя А. Франса: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова, - дело плоти, крови и души родины и человечества».
Существует целая наука лексикография – наука о словарях и их составлении. Словарей создано великое множество.
Выходят 6 учащихся, в руках у каждого из них словари.
Чтец1.: Словари – переводчики с одного иностранного языка на другой.
Чтец2: Словари-грамотеи – орфографические словари – подскажут, как
правильно писать слова.
Чтец3: Словари-эрудиты – энциклопедические – в сжатом объеме
представляют состояние современного научного знания.
Чтец4: Словарь строения слов русского языка расскажет, из чего
состоят слова и как они образуются.
Чтец5: Словарь антонимов познакомит с противоположными
значениями слов.
Чтец6: В словаре пословиц и поговорок можно найти очень меткие,
образные народные выражения. Например: «Доносчику первый
кнут» (это о ябедах), «Криком изба не рубится» 9говорится тому,
кто командует, а сам ничего не делает) и т. д.
Учитель: Некоторые словари расскажут нам о себе подробнее, зададут
вопросы, загадают загадки. Итак, разделимся на 2 команды по 5 человек, а остальные ребята будут у нас сегодня болельщиками. Давайте активно
включимся в игру и заработаем своей команде очки.
Выходит ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ:
«Толковый словарь живого великорусского языка» состоит из
четырех томов. Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок,
загадок. Его автор – Владимир Иванович Даль. 53 года своей жизни он занимался составлением словаря русского языка.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что родители Владимира Ивановича Даля были по происхождению иностранцами. Отец – датчанин по национальности, великолепно знал 7 иностранных языков. Мать – немка по отцу и француженка по матери, была образованной женщиной. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. Они говорили своим детям:
«Гордитесь, что вы русские!» Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники: «Ботаника» и «Зоология». Мы с благодарностью вспоминаем его как автора замечательного словаря, как человека, который собирал слова.
ЗАДАНИЯ
1. Какое слово в Толковом словаре Даля появилось первым? Что оно обозначает? («Замолаживать» - пасмурнеть, в Новгородской губернии – заволакиваться тучами, клониться к ненастью).
2. Знаете ли вы происхождение слов и их значение:
апельсин - китайское яблоко (голландск. яз.)
изюм - виноградная кисть (турецк. яз.)
галстук - шейный платок (нем. яз.)
ресница - бахрома
парашют - предотвращай падение (франц.)
3. Знаете ли вы названия цветов:
голубой - цвет оперения шейки голубя,
оранжевый - цвет апельсина, (итал. – золотой)
лиловый - цвет сирени (франц.)
коричневый - цвет корицы, цвет коры
фиолетовый - цвет фиалки, (лат.)
Подсчитывается количество правильных ответов и объявляется счет командам.
На «сцене» появляется СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ:
- Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку
о значении незнакомого слова, а также сведения о его происхождении.
ЗАДАНИЯ
1. Замените словосочетания иностранными словами:
единица измерения, равная 1000 метров - километр (франц.)
сочетание красок и цветов в картине - колорит (итал.)
хирургический нож - скальпель (лат.)
мебель для сидения - скамья (греч.)
глава государства - президент (лат.)
титул главы монархического государства - император (лат.)
помещение для стрельбы в цель - тир
бал, вечер, на который приходят в масках - маскарад (франц.)
сладкое блюдо в виде фруктов, печенья,
подаваемое в конце обеда - десерт (франц.)
человек, собирающий марки - филателист
человек, занимающийся разведением и
дрессировкой собак - кинолог
2. Послушай стихотворение и ответь на вопросы:
1) каким по происхождению является слово бутерброд?
2) могло ли действие происходить в другой стране?
3) можно ли изменить профессию героя?
4) на игре каких слов основан смысл стихотворения?
Чудак-математик
В Германии жил.
Он булку и масло
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек изобрел
Бутерброд.
Подсчитывается количество правильных ответов и объявляется счет командам
Учитель: А теперь отправимся в гости к ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ.
Входит Фразеологический словарь:
- Здравствуйте! Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка. Даны толкования их значений, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение. Я интересен для людей любых профессий.
ЗАДАНИЯ
1. Найдите фразеологические обороты и объясните их значение
(смотрят карточки)
2. Исправьте ошибку в употреблении фразеологизма. (см. карточки).
3. Подберите к каждому фразеологизму первого столбика подходящее по смыслу слово из второго столбика (см. карточки).
Учитель:
- Ребята, пока наши команды выполняют задание , мы проведем игру с болельщиками:
Определите род занятий людей, их профессии по следующим выражениям:
1) направление главного удара, стать в строй, взять на мушку, вызвать огонь
на себя - военный;
2) стричь под одну гребенку - парикмахер;
3) сбоку припека - пекарь;
4) войти в роль, под занавес, этот номер не пройдет - актер;
5) шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку - портной;
6) через час по чайной ложке, позолотить пилюлю - аптекарь;
7) разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа
- столяр.
Учитель :
- А сейчас мы побываем в гостях у СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ:
- Добрый день, ребята! Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова «сказал». А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различный глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сообщить, сказать, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и другие.
ЗАДАНИЕ
Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря (см. карточки).
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ
Продолжи пословицу. (Ответы дают по очереди):
1. Не спеши языком - торопись делом.
2. Сам пропадай, а товарища выручай.
3. С кем поведешься, от того и наберешься.
4. Хлеб да вода - крестьянская еда.
5. Землю красит солнце, а человека труд.
6. Делу время - потехе час.
7. Красна изба углами, а обед пирогами.
8. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
9. Глаза страшатся, а руки делают.
10. Хочешь много знать- надо мало спать.
11. По одежке встречают, а по уму провожают.
12. Грамоте учиться всегда пригодится.
13. Не сиди сложа руки - так и не будет скуки.
14. Птица красна пеньем, а человек уменьем.
15. Любишь кататься - люби и саночки возить.
Учитель:
- Ребята, среди множества словарей есть очень интересный словарь. Это СЛОВАРЬ ИМЕН И ФАМИЛИЙ. Сегодня я пригласила его к нам на урок.
СЛОВАРЬ ИМЕН И ФАМИЛИЙ:
Друзья, в словаре имен и фамилий можно узнать, что означает твое собственное имя, откуда взялась твоя фамилия. В нашей школе обучается 360 учащихся. Мы провели небольшое исследование и определили самые распространенные имена мальчиков и девочек.
Так выяснили, что самые распространенные имена мальчиков в нашей школе:
Сергей - (лат.) «высокочтимый»,
Дмитрий - (греч.) «принадлежащий богине земли»,
Иван – (греч., древнеевр.) «милость божья», «благодатный».
Самые распространенные имена девочек в нашей школе:
Анастасия - (греч.) «воскрещенная»,
Елена - (греч.) «свет, блеск, солнечная, светлая»,
Наталья - (лат.) «родная»,
Юлия - божественное имя, (лат.) «рожденная в июле»,
Екатерина – (греч.) «всегда чистая, непорочная, благопристойная».
Учитель:
- А к нам в гости уже торопится Топонимический словарь. Входит ученик в образе данного словаря.
ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:
-Здравствуйте, дети! Очень важно любить свой край, изучать его историю. Топонимический словарь раскрывает тайны географических названий. Знаете ли вы происхождение и значение географических названий Ставропольского края и Северного Кавказа?
Ставрополь- город, центр Ставропольского края. Основан в 1777г. как крепость Ставрополь. Название отражает распространенную в XVIII веке практику присвоения новым населенным пунктам греческих названий с элементом «поль», т.е. «город». Ставрополь-«город креста». Это название предложено князем Г.А. Потемкиным
Георгиевск – город, центр Георгиевского района. Основан в 1777 году. был назван в честь святого Георгия.
Камбулат – село Туркменского района, на реке Камбулат. Основан в 1830 году. Название «камбулат» считают собственным именем на языке коренного народа, проживавшего там до прихода русских.
Эльбрус (гора) – «высокая гора» (тюрск.), «грива снега» (груз. ).
Кума – река, протекающая в восточной части края. Название возникло от тюрского слова – кум – песок(протекающая по пескам).
Маныч – река и цепь озер, от татарского слова манач – горький, т. к. среди Маныческих озер много горько-соленых.
Учитель: Наше путешествие завершается. Ребята, вы сегодня узнали много интересного. Хочется надеяться, что лингвистические словари станут для вас настоящими друзьями, верными помощниками в изучении русского языка, станут ключом к познанию наук.
А теперь давайте подсчитаем очки и выясним, кто же сегодня оказался более начитанным и грамотным? Подводится итог игры. Объявляются победители. Командам вручаются дипломы победителей и участников.
Учитель:
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо поработали, показали свои знания и эрудицию. Спасибо! А закончить наш урок я хочу словами С. Данилова:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – дидактическая игра. Времена года. Модель сезона.
Урок технологии по данной теме может проводиться для учащихся 6-х классов в ходе изучения подраздела «Конструирование и моделирование юбки» после изучения тем «Конструирование юбки», «Моде...
Урок - заседание "В гостях у словарей"
Урок - заседание "В гостях у словарей"...
Урок – заседание «В гостях у словарей»
Нетрадиционный урок по русскому языку...
Урок - дидактическая игра кафе "ФизТРИЗ" по физике, 8 класс.
Повторительно - обобщающий урок по теме "Тепловые явления", 8 класс проводится в форме дидактической игры - кафе "ФизТРИЗ". При проведении урока используются элементы ТРИЗ - технологии, РТВ (развитие ...
урок-заседание "В гостях у Словарей"
Данная разработка предлагает один из нетрадиционных уроков – урок-заседание. Уроки-заседания могут использоваться как вводные и как обобщающие. Примером обобщающего урока может быть урок «В гост...
Урок-дидактическая игра Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение
Это необычный урок. Шестиклассники закончили изучение темы «Местоимение». Учитель помогает ребятам серьезный, напряженный труд сделать интересным, вводя в определенную часть урока дидактическую...
УРОК – ЗАСЕДАНИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ» (УРОК В 6 КЛАССЕ)
Тема урока: «В гостях у Словарей»Тип урока: урок развития речи.Цели урока:Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике ...