Пути повышения грамотности учащихся
статья по русскому языку (5 класс) на тему

В статье дано краткое описание разных видов диктанта, которые позволяют повысить орфографическую зоркость и грамотность учащихся на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_povyshenia_gramotnosti_uchaschikhsya_1.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в средней школе.

У подавляющего большинства школьников, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать ту или иную орфограмму не вызовет особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило, требующее не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Таким образом, необходимо:

  •   научить детей видеть свои ошибки;
  • выработать у них «орфографическую зоркость»;
  • добиться определённой самостоятельности орфографического мышления.

Часто учителя всю свою энергию тратят на объяснение правил, на изучение теории. Много говорят - мало пишут. Чтобы учащиеся овладели грамотным письмом, они должны писать на уроках много, как можно больше, но без ошибок. Писать надо много - иначе не формировать правописного навыка, что должно быть одной из главных практических задач на каждом уроке.

Часто учителя не интересуются, сформированы ли у детей элементарные навыки грамотного письма, элементарное чувство ответственности за написанное, и начинают обучение как бы с середины.

Какие навыки нужно проверить у новых учеников (и сформировать эти навыки, если их нет)?

Во-первых, умение читать вообще и читать орфографически  (побуквенно): это необходимо при самодиктовке.

Во-вторых, умение без ошибок списывать с доски, из учебника.

В-третьих, умение побуквенно проговаривать слово.

Ещё один важнейший принцип работы словесника - прогнозировать и предупреждать ошибки.

Как предупредить ошибки?

  1.  Все слова, которые встретятся в диктанте, пропустить через различные упражнения много раз.

Отдельные предложения из диктанта можно выписать и разобрать по членам. При этом не стесняться говорить, что эти слова встретятся в диктанте.

Подготовка к диктанту помогает отработать правописание не только слое из диктанта, но и попутно многих похожих.

  1.  Конечно, всех ошибок не предупредишь. Но, по крайней мере, ошибки на безударные гласные мы можем предвидеть.

Рецепт - ежедневная работа по предупреждению ошибок на правописание безударных гласных, ежедневная запись с проговариванием, с проверкой ( пусть устной) 10-30 слов. Ежедневно!

  1. Иногда безударная гласная проверяется не однокоренным словом КОСтя пришёл в КОСтюме, а Павел в Пальто.

КОТ, КОТорый сидел в КОТле, съел КОТлету.

  1. Большую роль в формировании прочных орфографических навыков играет письмо с проговариванием - здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание.

Письмо с проговариванием - вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые ученики.

Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

При проговаривании многое запоминается механически.

  1. Зрительный диктант и «Проверяю себя».

Главная идея этих диктантов - предупреждение ошибок, формирование орфографической и пунктуационной зоркости.

Зрительный диктант - на доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается (можно определить его главную мысль, придумать заголовок), затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание. Отдельные слова или предложения проговариваются. Учитель обращает внимание класса и на пунктуацию. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» и увидеть внутренним зрением.

Текст, написанный на доске, можно закрыть и попросить учащихся ещё раз ответить на вопросы, проговорив с ними трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.

«Проверяю себя» - учащиеся могут спросить у учителя, как пишется то или иное слово( где и какие ставятся знаки препинания). Первое и главное достоинство этого диктанта состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо работать с ними индивидуально, используя те формы деятельности, которые активизируют познавательные способности учащихся, помогают детям овладеть правописными навыками.

1. Словарный диктант «с подсказкой»

Нередко учащиеся, зная правило, затрудняются в его применении на практике. Чтобы правило действовало, необходимо направлять работу учащихся. При проведении такого диктанта учитель сам даёт часть условий действия орфографического правила. Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию - вставляют в слово орфограмму.

Словарный диктант с  грамматическим заданием. Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи сформированием грамматических навыков. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание.

Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение - формирование у детей навыков самоконтроля.

1. Сначала дети пишут словарный диктант, причём учитель называет параграфы, к которым нужно обратиться для самопроверки.

2. Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант, обозначают орфограммы.

Словарный диктант с продолжением. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: К каждому слову диктанта дети подбирают слова с той же орфограммой.

Словарный диктант с сопоставлением. Учащиеся записывают диктуемые учителем слова, объясняют написание, обозначают орфограммы.

После этого проводится самостоятельная работа - преобразование текста словарного диктанта в соответствии с заданием.

Словарный диктант с усложнением дидактического материала.

Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы.

В процессе такого диктанта учащимся даются слова без орфограмм, слова, в которых нет выбора вариантов написания, слова, в которых внимательный человек не допустит ошибки.

Задача учащихся - изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы в нём появилась орфограмма:

Честен - честный, клубы(дыма)-клуб и тд.

Таким образом, разнообразие форм словарного диктанта не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит в уроки элементы новизны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

Пути повышения грамотности учащихся

В своей работе я рассмотрела несколько путей повышения грамотности учащихся, уделив особое внимание выполнению работы над ошибками....

Развитие речи и повышение грамотности учащихся.

В статье речь идет о том, что работа по орфографии и пунктуации должна вестись в единстве с работой по развитию речи, что позволит решить важнейшие учебные задачи....

Пути повышения мотивации учащихся на уроках математики

Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ни...

Пути повышения грамотности учащихся. Анализ письменных ошибок по английскому языку.

Настоящая статья имеет целью путем анализа ошибок, допущенных учащимися младших классов  в письменных заданиях, установить некоторые типичные ошибки и найти способы их предупреждения и устранения...

Выступление на 5 краевой конференции Тема: «Пути повышения грамотности учащихся» Рабочие программы

1) Выступление в секции  "Филологическое образование в школе"Направление. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка.В своем выступлении я представила свой опыт, как д...

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...