Пути повышения грамотности учащихся
статья по русскому языку (5 класс) по теме

В своей работе я рассмотрела несколько путей повышения грамотности учащихся, уделив особое внимание выполнению работы над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_povysheniya_gramotnosti_uchashchihsya.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

               

                Пути повышения грамотности учащихся

       Сформировать грамотное письмо у учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют делать различные разборы, но страдают от неумения грамотно писать. Таким ребятам можно рекомендовать и вдумчивое ежедневное чтение вслух, и переписывание по нескольку абзацев с последующей самопроверкой.

       Не секрет, что в начальной школе учителя по  –  разному работают над формированием грамотности, и у пятиклассников разный уровень подготовки. На практике часто встречаешься с тем, что интерес к русскому языку как к учебному предмету у них либо снижен, либо отсутствует вовсе. Нередко ученики и их родители не верят в возможность повышения грамотности. Работу в 5 классе начинаю с того, чтобы вера эта появилась, потому что без сотрудничества с учеником и его родителями о хороших результатах говорить не приходится. На первых этапах работы много внимания уделяю игровым, занимательным формам работы. Необходимо пробудить интерес и веру в свои силы в каждом ученике. Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть пятиклассники, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм. Помогают формировать этот навык различные виды работ: орфографический, словарный, выборочный, объяснительный, распределительный диктанты, использование дидактических игр, презентации. Ход урока строю так, чтобы каждый получил за урок оценку; стимул – повысить ее на следующих занятиях.

       Большое внимание уделяю работе со словами с непроверяемыми написаниями. Ежеурочно включаю их в словарные и орфографические диктанты, даю задание на конструирование  словосочетаний и предложений с ними. Один из путей формирования грамотности – номерные контрольные словарные диктанты: сколько тем, столько и диктантов. В словарный диктант №1 включаются слова из итоговых контрольных  диктантов за предыдущий год. В диктант №2 войдут, кроме новых, те слова из предыдущего диктанта, в которых было допущено больше всего ошибок. Иногда трудное слово путешествует из диктанта в диктант довольно долго, пока все учащиеся  овладеют его правильным написанием. Текст очередного словарного диктанта вывешивается на стенде в самом начале изучения темы. Следует отметить, что все слова из диктанта используются в творческих работах, тренировочных упражнениях. В конце изучения темы листок со стенда снимается, а слова диктуются в другом порядке.

        Буквально на первых уроках пятиклассники начинают вести специальные тетради, где записывают лексическое значение  трудных слов. В конце каждого триместра ребята сдают зачет по  толковому словарю: они должны показать знание значения слова и умение правильно его употреблять.

        Важнейшую роль в формировании орфографической зоркости играет работа над ошибками. Она строится в 3 этапа. I этап –  анализ ошибок в тетради, где они допущены. Орфографические ошибки разбираются в таблице. Ученик указывает тип, вид орфограммы, записывает слово( с графическим обозначением) и три примера на эту орфограмму. Вот как выглядит эта таблица в тетради ученика, у которого одна орфографическая ошибка в диктанте:

№    п/ п

Тип орфограммы

Вид орфограммы

Примеры

1

Дефис

Дефис в неопределенных местоимениях

Кое – кто

Какой – нибудь

Кем –то

О чем - либо

     Анализируя пунктуационные ошибки, ученики таблицы не составляют, а записывают предложение и графически обозначают пунктограмму, строят схему.

   II этап –  работа с орфографическим дневником. Это специальная тетрадь, где фиксируются все слова, в которых были допущены ошибки в течение учебного года. В этом индивидуальном дневнике  указывается дата, вид работы, слова с графическим обозначением орфограммы.

  III этап –  это контрольный. В конце  триместра организуется зачет по работе над ошибками ( Работа в парах с последующей взаимопроверкой).

        Такая система работы над ошибками  при условии заинтересованности учеников и в сочетании с другими формами повышает грамотность учащихся.

         Хорошие результаты даются нелегко. За ними – кропотливый, добросовестный труд учащихся и ,безусловно, помощь родителей.

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

Развитие речи и повышение грамотности учащихся.

В статье речь идет о том, что работа по орфографии и пунктуации должна вестись в единстве с работой по развитию речи, что позволит решить важнейшие учебные задачи....

Пути повышения мотивации учащихся на уроках математики

Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ни...

Пути повышения грамотности учащихся. Анализ письменных ошибок по английскому языку.

Настоящая статья имеет целью путем анализа ошибок, допущенных учащимися младших классов  в письменных заданиях, установить некоторые типичные ошибки и найти способы их предупреждения и устранения...

Пути повышения грамотности учащихся

В статье дано краткое описание разных видов диктанта, которые позволяют повысить орфографическую зоркость и грамотность учащихся на уроках русского языка....

Выступление на 5 краевой конференции Тема: «Пути повышения грамотности учащихся» Рабочие программы

1) Выступление в секции  "Филологическое образование в школе"Направление. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка.В своем выступлении я представила свой опыт, как д...

Повышение качества образования по учебному предмету «Информатика» путем повышения интереса учащихся к изучению предмета.

Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. ...