Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Здесь представлены олимпиадные задания Московской филологической олимпиады. Их можно использовать для подготовки к последующим олимпиадам. Материал интересный и доступный для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА – 2016–2017

ЗАОЧНЫЙ ЭТАП

5 КЛАСС

Рекомендации:

  1. На олимпиаду отводится 8 часов. На каникулах можно выполнять 2-3 задания в день, а можно закончить к концу учебного года)
  2. В случае, если материал не знаком, вначале нужно попытаться найти его в справочниках  в интернете. Если совсем не понятно, обратиться к учителю.
  3. Важно фиксировать время, затраченное на выполнение задания.
  4. Главное: задания нужно выполнять в соответствии с требованиями олимпиады.  

ЗАДАНИЯ  

Прочитайте текст, выполните задания. При перечислении нескольких слов или

цифр ставьте между ними запятую и пробел. Выписывайте слова в той форме и

последовательности, в которых они встречаются в тексте, если не указано иное.

Ответ можно вводить прописными или строчными буквами.

НЕ ВВОДИТЕ ЛИШНИХ СИМВОЛОВ. НЕ СТАВЬТЕ ТОЧКУ ПОСЛЕ ОТВЕТА.

 

Евгений Пермяк

 ПРОПАВШИЕ НИТКИ

(1)Жила-была сварливая старуха. (2)К тому же неряха. (3)Стала как-то она

шить. (4)А у неряхи все нитки спутаны. (5)Распутывала их, распутывала

нерадивая торопыга да и крикнула:

(6)– Пропадите вы пропадом! (7)Чтобы глаза мои не видели вас со всем

вашим нитяным отродьем!

(8)А нитки возьми да и пропади со всем своим нитяным отродьем: кофтами,

юбками, платьями и бельём. (9)Ничего нитяного в доме сердитой старухи не

осталось.

(10)Сидит старуха голышом и вопит на всю горницу:

(11)– Батюшки-матушки, где же моя одежда?

(12)Кинулась старуха за овчинным тулупом, чтобы себя прикрыть.

(13)А тулуп по овчинам на куски распался. (14)Потому как овчинные куски тоже

нитками были сшиты.

(15)Мечется старуха из угла в угол, а по избе пух летает. (16)Наволочки у

подушек тоже из ниток тканные. (17)Не стало в доме ни варежек, ни чулок, ни

одеял, ни половиков. (18)Ничего нитяного не стало.

(19)Накинула старуха на себя рогожный куль, да и давай у ниток прощения

просить:

(20)– Ниточки льняные, ниточки шерстяные, ниточки хлопковые, ниточки

шёлковые! (21)Простите меня, старуху сварливую, торопливую, нерадивую.

(22)Вернитесь в мою избу.

(23)И так-то жалобно старуха голосит-причитает, просит, что даже нитки,

испокон веков молчальницы, и те заговорили.

(24)– Назови, – говорят нитки, – половину того, что из нас, ниток, ткётся,

плетётся, вьётся и вяжется. (25)Тогда вернёмся, простим.

(26)– Только-то и всего? – обрадовалась старуха. (27)– Мигнуть не успеете,

назову. (28)И принялась старуха называть. (29)Назвала десяток-другой нитяных

изделий-рукоделий да и осеклась.

(30)Не всякий, кто круто берёт, далеко идёт. (31)Спотыкается.

(32)Останавливается. (33)Отдыхает. (34)Стала старуха вспоминать, что из ниток

ткётся, плетётся, вьётся и вяжется. (35)День вспоминает, два вспоминает –

десятой доли не вспомнила.

(36)Шелка, бархата, сукна, ковры, половики, ситцы, кружева, одеяла,

скатерти. (37)Платки, шали, шарфы, ленточки разные…

(38)Отдохнёт и опять вспоминать примется: пояски, опояски, к ботинкам

завязки, сапожные ушки, накидки на подушки, тюлевые шторки, плетёные

оборки, сети-мерёжи и косынки тоже…

(39)Месяц проходит – другой начинается. (40)А нитки не возвращаются.

(41)Старуха из сил выбивается. (42)Другой день больше двух-трёх нитяных

поделок и назвать не может. (43)Соседи старуху жалеть начали, подсказывают.

(44)Сороки и те, как только выведают, где что новое из ниток делают, –

старухе перестрекочут. (45)Тоже жалеют. (46)И вы её пожалейте. (47)Может

быть, тоже десяток-другой нитяных поделок назовёте.

(48)Поняла она теперь, что нитки весь свет одевают, нигде без них не

обходится.

 

1. Как можно определить жанр этого произведения?

басня

сказка

легенда

баллада

рассказ

Ответ:  

1 балл

 

2. Какой стилистический приём использован в предложениях 5 и 35? Ответьте

словосочетанием «прилагательное + существительное» в форме именительного

падежа единственного числа.

Ответ:  

2 балла

 

3. Каково значение слова «нерадивая» (предложение 5)?

нерадостная

угрюмая

ленивая

необразованная

Ответ:  

1 балл

 

4. Каково значение слова «сварливая» (предложения 1 и 21)?

скупая, прижимистая

ленивая, бесхарактерная

лживая, лицемерная

ворчливая, склонная к ссорам

Ответ:  

1 балл

5. Каково значение слова «отродье» (предложение 7)?

родственники

потомство

уроды

разновидность породы животных

Ответ:  

1 балл

 

6. Каково значение выражения «испокон веков» (предложение 23)?

издавна

сызмала

всегда

иногда

Ответ:  

1 балл

 

7. Каково значение слова «осеклась» (предложение 29)?

неожиданно оборвала речь

потерпела неудачу

отвлеклась

задумалась

Ответ:  

2 балла

 

8. Кто такие «испокон веков молчальницы»?

Ответ:  

2 балла

 

9. Напишите номер предложения, в котором объясняется, почему по избе

летает пух.

Ответ:

2 балла

 

10. Кто не остался равнодушным к трудностям главной героини? Выпишите

через запятую слова в именительном падеже, во множественном числе.

Ответ:

2 балла

 

11. Среди предложений 26–48 найдите три предложения с рифмами. Напишите

их номера через запятую в той последовательности, в которой они расположены

в тексте.

Ответ:  

2 балла

 

12. Среди предложений 26-48 найдите предложение, похожее на пословицу.

Напишите номер этого предложения.

Ответ:  

2 балла

 13. У русского писателя XX века есть произведение с похожим сюжетом.

Напишите фамилию автора и через запятую название произведения в кавычках с большой буквы.

Ответ:  

3 балла

 14. Выпишите из предложений 8–10 через запятую выпишите имена

существительные, не имеющие формы множественного числа, в той форме и в

той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:  

2 балла

 15. Выпишите из предложений 33-38 через запятую все слова, в которых есть звук [Ц], в той форме и в той последовательности, в которой они употреблены в

тексте.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 балла

 

16. Выпишите из предложений 12–18 через запятую все существительные с

нулевым окончанием в той форме (без предлогов) и в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:  

3 балла

 17. Выпишите из предложений 19–23 сначала имена существительные,

состоящие из корня и окончания, а затем глаголы, состоящие из корня и

окончания. Слова выписывайте в той форме и в той последовательности, в какой

они употреблены в тексте.

Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 балла

 18. Выпишите грамматическую основу из предложения 46.

Ответ:  

2 балла

19. Укажите правильный вариант разбора по составу слов ниточки

(предложение 20) и ленточки (предложение 37).

-оба слова состоят из корня, суффикса -очк- и окончания;

-слово ниточки состоит из корня, суффикса -очк- и окончания, а слово ленточки состоит из корня, суффикса -оч-, суффикса -к- и окончания;

-оба слова состоят из корня, суффикса -оч-, суффикса -к- и окончания;

-слово ленточки состоит из корня, суффикса -очк- и окончания, а слово ниточки состоит из корня, суффикса -оч-, суффикса -к- и окончания.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________  

2 балла

 

20. Выпишите из предложений 37–38 все имена существительные с

уменьшительно-ласкательным суффиксом -к- в той форме и в той

последовательности, в какой они употреблены в тексте. Рядом с каждым

выписанным существительным в скобках напишите в именительном падеже

единственного числа слово, от которого данное существительное произведено.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

3 балла

 

21. Выпишите из предложений 1–9 имена существительные, которые могут

описывать качество как мужчины, так и женщины. Слова выписывайте в форме

именительного падежа единственного числа.

Ответ:  

2 балла

22. Выпишите из предложений 34–37 имена существительные, которые

в единственном числе изменяются по 3 склонению. Слова выпишите в той форме и в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:  

2 балла

 23. В тексте употребляются следующие формы глагола назвать: назови, назову, назвала, назвать, назовёте. Напишите ту форму, в которой есть нулевое окончание.

Ответ:  

2 балла

24. Выпишите из предложений 10–16 такие глаголы, у которых в данной форме

не звучит и не пишется конечный согласный корня. Глаголы выписывайте через запятую в той форме и в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:  

2 балла

 

Прочитайте текст, выполните задания. При перечислении нескольких слов или

цифр ставьте между ними запятую и пробел. Выписывайте слова в той форме и

последовательности, в которых они встречаются в тексте, если не указано иное.

Ответ можно вводить прописными или строчными буквами.

НЕ СТАВЬТЕ ТОЧКУ ПОСЛЕ ОТВЕТА.

 

Генрих Сапгир

ЕДИНИЦА

 

(1) В отдельной квартире

(2) Живёт Единица,

(3) И добрых соседей

(4) Она сторонится.

(5) Сидит у окна

(6) Эта тощая дама –

(7) И смотрит надменно,

(8) И держится прямо.

(9) «Ну что там творится?» –

(10) Глядит она строго.

(11) А в мире всего

(12) Удивительно много!

(13) Много дорог,

(14) Ещё больше дорожек.

(15) Много собак,

(16) Но не меньше и кошек.

(17) Много прохожих,

(18) Немало машин.

(19) Есть даже несколько

(20) Горных вершин.

(21) Сидит Единица,

(22) Пьёт кофе с корицей

(23) Чашку за чашкой,

(24) Как заводная.

(25) И только вздыхает:

(26) – Одна я!

Одна я! –

(27) Дети уехали,

(28) Внуки пропали,

(29) Племянники тоже

(30) Писать перестали.

(31) И только недавно

(32) Пришла ей записка,

(33) А там непонятное:

(34) «Вы – эгоистка!»

 

25. Каково значение слова «сторонится» (строка 4)?

даёт дорогу

отходит в сторону

избегает общения

пропускает мимо ушей

Ответ:  

1 балл

 

26. Каково значение слова «надменно» (строка 7)?

высокомерно

грустно

презрительно

внимательно

Ответ:  

1 балл

 

27. В каких строках передана прямая речь героини? Запишите номера этих

строк через запятую.

Ответ:  

1 балл

 

28. Выпишите эпитет, выраженный прилагательным, характеризующий

героиню.

Ответ:  

2 балла

 

29. Чего не делает героиня?

пьёт кофе

получает записку

глядит в окно

вздыхает

пишет письма

Ответ:  

1 балл

 

30. Выпишите через запятую номера строк, в которых встречается глагольная

рифма.

Ответ:  

1 балл

 

31. Выпишите через запятую номера строк, в которых встречается составная

рифма.

Ответ:  

2 балла

 

32. Синонимы можно встретить

в строках 13–14

в строках 15–16

в строках 17–18

в строках 18–19

Ответ:  

2 балла

 

33. В какой строке есть устойчивое выражение со значением «без остановки» /

«механически»? Напишите номер строки.

Ответ:  

2 балла

 34. Это слово переводили на русский язык как «самотник» и «себятник».

О каком слове идёт речь? Выпишите из стихотворения однокоренное к нему

слово.

Ответ:  

2 балла

35. Как называется художественный приём, позволяющий Единице держаться

прямо и пить кофе?

Ответ:  

2 балла

 36. Назовите детей, внуков, племянников одним словом в форме именительного

падежа множественного числа.

Ответ:  

2 балла

 37. Назовите основной художественный приём в стихотворении (подсказка:

прочитайте сначала строки 11–20, затем все остальные). Ответ запишите одним

словом в форме именительного падежа единственного числа.

Ответ:  

2 балла

 38. Выпишите из строк 21–26 через запятую однокоренные слова в той форме и

в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:  

2 балла

 

39. Выпишите из текста стихотворения несклоняемое имя существительное.

Ответ:  

1 балл

 

40. Выпишите из строк 13-30 имя существительное, которое склоняется, но не

относится ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению и не является

разносклоняемым. Слово выпишите в той форме, в какой оно употреблено в

тексте.

Ответ:  

2 балла

 


41. Выпишите из строк 1–20 глагол, который не относится ни к 1 спряжению,

ни ко 2 спряжению. Глагол выпишите в той форме, в какой он употреблён

в тексте.

Ответ:  

2 балла

 

42. Сколько раз в строках 9–20 встречается звук [Г]? Напишите ответ цифрой.

Ответ:  

2 балла

 

43. Выпишите из строк 27–34 через запятую все слова, которые состоят из

приставки, корня, суффикса и окончания. Слова выписывайте в той форме и в той последовательности, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 балла

 

44. Выпишите грамматическую основу из прямой речи в строке 9.

Ответ:  

2 балла

 

45. Выпишите из строк 1–12 глаголы-исключения, относящиеся ко

2 спряжению, в той форме и в той последовательности, в какой они употреблены

в тексте.

Ответ:  

2 балла

 

46. Выпишите из строк 1–12 глагол 1 спряжения, у которого инфинитив

заканчивается на -ить и который не является исключением.

Ответ:  

2 балла

 

47. Выпишите из строк 1–12 глаголы 2 спряжения, инфинитив которых не

заканчивается на -ить и которые не являются исключениями.

Ответ:  

2 балла

 

48. Выпишите через запятую из строк 17–26 все слова, в которых есть звук [О].

Слова выписывайте в той форме и в той последовательности, в какой они

употреблены в тексте.

Ответ:  

2 балла

Всего 90 баллов



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....