Урок-презентация по русскому языку "Словообразование"
презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Урок направлен на изучение нового материала и закрепление полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slovoobrazovanie.ppt910 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3 МО «Ахтубинский район» Дроздова Вера Александровна

Слайд 2

Словообразование – это … раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слайд 3

Способы словообразования морфологический неморфологический образование производного слова в результате присоединения словообразовательных аффиксов к мотивирующей основе изменение структуры существующего в языке слова или словосочетания, в результате которого образуется новая лексическая единица

Слайд 4

Морфологические способы словообразования Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно-суффиксальный способ Бессуффиксный способ Сложение Постфиксальный способ учи-ть- ся ← учи-ть как-ой- то ← как-ой когда- либо ← когда

Слайд 5

Приставочный способ - это образование новых слов с помощью приставок . Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы- ть ← плы- ть ). Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова. Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи: дис -комфорт ← комфорт ; вы -ходи- ть ← ходи- ть ; сверх -одарённ- ый ← одарённ- ый ; по -ныне ← ныне. Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов: за -пе- ть ← пе- ть ; до -пе-ть ← пе- ть ; с -пе- ть ← пе- ть ; пере -пе- ть ← пе- ть .

Слайд 6

Суффиксальный способ это образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов . Например, глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол- и - ть ← смол- а ). Суффиксальный способ — один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. Часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего: берез- няк ← берёз- а ; перепис- ыва - ть ← перепис-а- ть ; сер- оват - ый ← сер- ый ; может быть иной, чем у производящего слова: сер- е - ть ← сер- ый ; сер- ость ← сер- ый ; сер- о ← сер- ый .

Слайд 7

Приставочно-суффиксальный способ - это образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса. Приставочно-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия: под -стакан- ник -Ο ← стакан-Ο; под -шеф- н -ый ← шеф-Ο; обез -оруж- и -ть ← оружи-[ j -э]; по -сво- ему ← сво-й

Слайд 8

Бессуфиксный способ — это образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса. Таким способом в русском языке образуется немало имен существительных. В этом случае к исходной, то есть производящей основе суффикс не добавляется, а наоборот, суффикс глагола вместе с окончанием –ть отбрасывается: насыпать — насыпь просекать — просека загорать — загар. При этом следует рассуждать примерно так: загар – это то, что получилось в результате действия «загорать»; насыпь – это то, что получилось в результате действия «насыпать». Этим же способом существительные образуются и от имен прилагательных: глубокий — глубь гладкий — гладь интеллектуальный — интеллектуал. Обратите внимание, что в основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса: дикий — дичь тихий — тишь сухой — сушь При бессуффиксном способе образования, как правило, наблюдается явление чередования согласных в корне: к//ч , х//ш и др. Напоминаем, что таким способом образуются только имена существительные.

Слайд 9

Сложение - это способ, при котором происходит сложение производящих основ в одно производное слово. Различают сложение слов и сложение основ . При сложении слов образуются составные слова , которые пишутся через дефис, или полуслитно: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка . При сложении основ образуются сложные слова , которые пишутся слитно. Правописание этих слов регулируется правилами орфографии . Основы могут соединяться с помощью соединительных гласных (интерфиксов) -о-, -е-: черн о зём, стал е вар . С помощью интерфиксов могут соединяться основа и целое слово: нефт е добыча, металл о режущий, засух о устойчивый . Сложению основ часто сопутствует суффиксация. Такой способ словообразования называется сложносуффиксальным (сложение с суффиксацией): добрая воля - добровольный плавить сталь - сталеплавильный иной город – иногородний

Слайд 10

Аббревиатура При соединении основ без соединительных гласных образуются сложносокращённые слова - аббревиатуры (от лат. abbreviare - сокращённо излагать). В зависимости от характера сокращения основы выделяются несколько типов аббревиатур.

Слайд 11

Неморфологические способы образования слов Переход слова из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический) Сращение (лексико-синтаксический) Образование омонимов (лексико-семантический)

Слайд 12

Морфолого-синтаксический способ При морфолого-синтаксическом способе слова образуются за счёт перехода слов из одной части речи в другую, приобретая новое значение и теряя ряд грамматических признаков. Меняются их морфологические признаки и синтаксическая роль. больной (прилагательное) – больной (существительное) вокруг (наречие) – вокруг (предлог) Выделяют несколько разновидностей морфолого-синтаксического способа:

Слайд 13

Лексико-синтаксический способ При лексико-синтаксическом способе (или сращении) производное слово получается в результате сращения (слияния) целого словосочетания в одно слово. Иначе говоря при этом способе словообразования появляется новое слово, то есть меняется лексический состав языка, плюс меняется синтаксическая роль бывшего (производящего) словосочетания. за благо рассудится – заблагорассудится с ума сошедший – сумасшедший вечно зелёный – вечнозеленый сильно действующий – сильнодействующий ума лишённый – умалишённый тяжело раненный – тяжелораненый Части слова-сращения по морфемному составу не отличаются от слов в производящем словосочетании. При перестановке компонентов они легко преобразуются в обычные словосочетания, не требуя никаких изменений. многообещающий – обещающий много вышеуказанный – указанный выше Слова, образованные морфологическим способом сложения основы и слова , такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка .

Слайд 14

Лексико-семантический способ При лексико-семантическом способе новые слова возникают в результате изменения значений уже существующих слов, то есть в результате распада многозначного слова на омонимы. Иными словами, лексический состав языка меняется за счет изменения семантики слов. Это происходит в результате того, что разные значения многозначного слова со временем утрачивают внутреннюю связь между собой. Титан* - гигант, вступивший в борьбу с врагами. Титан** - большой кипятильник для воды. Титан*** - серебристо-белый твёрдый металл. Губка* - пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу. Губка** - пористое, упругое изделие из резины, поролона, используемое для мытья. Удел* - область, управляемая князем-феодалом на Руси. Удел** - судьба, участь.

Слайд 15

Задания № 1. Выполните словообразовательный разбор слов: тенистый, засмеяться, бег, привокзальный, примчаться, переход. № 2. Образуйте имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-, -ат, -чат-. Выпишите суффикс. Пример: талант - талантливый - лив Слова для выполнения задания: веснушка, вспылить

Слайд 16

Ресурсы: pedsovet.su http://bacenko.ru/podgotovka-k-ege http://www.genon.ru http://gigabaza.ru/doc/71370.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по русскому языку в 10-11классе "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"...

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Урок-презентация. Памятники природы Русской равнины. Карелия

На  данном уроке рассматривается краткая характеристика и природа Карелии: озёра, заповеднкики реки....

Урок-презентация «Величие подвига русского ученого Д.И. Менделеева»

11 февраля  в школе №15  в рамках Декады Российской науки в 8А классе прошел урок-презентация «Величие подвига русского ученого Д.И.Менделеева», посвященный  180-летию со дня рожд...

Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."

Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...

Урок-презентация по теме "Русские народные сказки", 5 класс

Данная презентация содержит материал для изучения особенностей русской народной сказки. Учащиеся узнают, чем отличается сказка от мифа, сравнив миф "Яблоки Гесперид" и сказку "Молодильн...

Урок-презентация "Коста и русская культура".

Къоста йæ уацмысты æмæ йе хсæнадон куысты равдыста, уырыссаг стыр фысджытыл æмæ æхсæнадон кусджытыл стыр æнувыд кæй уыди æмæ сæ тынг кæй уарзта,уый. А.С.Пушкины æмæ М.Ю.Лермонтовы хуыдта «не сты...