Работа над тестом ОГЭ - 2017
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Бубнова Наталия Валерьевна

Алгоритм выполнения заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_vypolneniya_testa_2-14.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ

 по русскому языку

2. Смысловой анализ текста.

От ученика требуется знание следующих тем: «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста».

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.
  2. Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.
  3. Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу.

3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Ученик должен знать, выполняя задание: чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в каком используется определенное средство выразительности, то для этого необходимо:

- вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин;

- внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;

- определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;

- выбрать правильный ответ.

2. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя, то для этого необходимо:

- внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;

- вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов;

- прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нем;

- в случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении.

4. Правописание приставок.

Ученик должен знать, выполняя задание: правописание приставок.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте все слова.
  2. Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию.
  3. Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.

Ученик должен знать, выполняя задание: правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте все слова.
  2. Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.
  3. Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

6. Лексика и фразеология.

Ученик должен знать, выполняя задание: лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
  2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
  3. Определите, какой из подобранных синонимов

А) наиболее употребителен;

Б) не носит оттенка книжности и разговорности;

В) обладает минимальной экспрессией;

Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.

Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

  1. Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

7. Виды подчинительной связи в словосочетании.

Ученик должен знать, выполняя задание: что такое словосочетание; виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Алгоритм выполнения задания:

  1. При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:
  • Если оба слова изменяются – это согласование;
  • Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление;
  • Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания – это примыкание.
  1. Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:
  • Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование;
  • Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, - это управление;
  • Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это примыкание.
  1. Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

8. Способы выражения главных членов предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выделите грамматические основы в предложении.
  2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:
  • Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;
  • Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть;
  • Надо, нужно, необходимо.
  1. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).
  2. Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу.

9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание: простое предложения, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, доролнениями.

Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):

  1. Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.
  2. Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.
  3. Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.

Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложненного обособленными членами):

  1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.
  2. Помните о том, что

- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;

- обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

- обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? Что именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;

- обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

3. Выберите правильный ответ.

10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.

Ученик должен знать, выполняя задание: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; что такое обращение; какие знаки препинания ставятся при обращении; что такое уточняющие члены предложения (уточняющие обстоятельства).

Алгоритм выполнения задания (вводное слово)

  1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения:

- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;

- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.

2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:

- как будто, словно;

- частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.

3. Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова.

Алгоритм выполнения задания (обращение)

  1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называют того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.
  2. Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
  3. Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.

Алгоритм выполнения задания (уточнение)

  1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов

- отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?

- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.

2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение.

11. Выделение грамматических основ в предложении.

Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выделите грамматические основы в предложении.
  2. Запишите правильный ответ в бланк ответов.

12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание:

- уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе;

- иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях;

- понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;

- знать, что такое сложноподчиненное предложение и какого его строение;

- осуществлять пунктуационный анализ.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (,  ;  :  - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ  и др.), предложение сложноподчиненное.

13. Синтаксический анализ сложного предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание:

- сложное предложение с разными видами связи между частями;

- виды сложных предложений (БСП, ССП, СПП);

- отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребляемых в них;

- отличие бессоюзных сложных предложений от сложноподчиненных, в которых придаточная часть предшествует главной.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного;

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (,  ;  :  - ), значит перед вами сложное бессоюзное предложение;

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ  и др.), предложение сложноподчиненное.

14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.

Ученик должен знать, выполняя задание: виды соподчинения придаточных предложений к главному (последовательное, однородное, параллельное соподчинение).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании.
  2. Впишите номер данного предложения в бланк ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы РМО ПДО за 2017-2018 учебный год

В данном материале представлен проблемно-ориентированный анализ работы районного методического объединения педагогов дополнительного образования Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) за 2017-...

Концепция воспитательной работы колледжа искусств 2012-2017 г.г.

Концепция отражает развитие воспитательной деятельности на 2012-2017 г.г....

5 класс. Тест "Путешественники" 2017/2018 уч.год

Тест по теме "Путешественники"...

План работы педагога -психолога 2016-2017 учебный год

Цель моей  психологической работы: создание здоровье сберегающей среды, способствующей развитию личности учащихся посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению, ис...

Об участии в работе экспертной группы по проверке развёрнутых ответов экзаменационных работ ООО в 2016, 2017, 2018 годах

Справка Комитета по образованию и молодёжной политике Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области...