Прилагательные.Повторение.Обобщение.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Арутюнян Виктория Александровна

Урок - повторение темы "Имя прилагательное". На уроке повторим с детьми роль прилагательных, правописание окончаний прилагательных, краткие и полные формы, синтаксическую роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pril.otkr_.31.03.doc55.5 КБ
Office presentation icon pril.31.03.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 5 классе.

Имя прилагательное. Повторение.

31.03.

УМК: Т.А.Ладыженская.

Цель: привить учащимся интерес к изучению русского языка; сформировать у них желание

          самостоятельно заниматься языком; развивать орфографическую зоркость, образную речь,

          воспитывать культуру речи.

  Знать: понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных.

Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания существительного и прилагательного

                                                                                                                           

                                                                                  Ход урока:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я  украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

  1. Орг.момент. Знакомство с детьми. Заполнение листа имени.
  2. Работа с эпиграфом к уроку.

-О какой части речи здесь говорится?

-Почему вы так думаете?

-Почему прилагательное считает, что украшает речь?

3. Давайте проверим, так ли это.

Перед вами текст. Давайте его прочитаем.

1.После (короткого) дождя опять выглянуло (яркое) солнышко.2. Над (мокрой) землёй начал подниматься (лёгкий) парок.  3. В (тенистой)  аллейке солнце падало (светлыми) пятнами на песок. 4. В (густых) кустах защебетали ( весёлые) птички.

-  Как изменился текст, когда в нём появились прилагательные?

А теперь подумаем, по каким признакам можно давать характеристику предметам?

(по величине,цвету,форме,весу,месту,материалу,времени,вкусу,цене,возрасту,внешнему виду, внутренним качествам…)

Вывод: без прилагательных текст сухой, неинтересный, не в полной мере передает картину, которую хотел нарисовать автор.

  • Отметка в маршрутном листе – роль прилагательных.

4. Работа с художественным текстом.

                                А кругом р_са  ж_емчужная            

                                Отл_вала блестки алые(,)                                                          

                                И над оз_ром серебряным              

                                К_мыши, склонясь, ш_пталися.

                                                                          С.Есенин.

Как мы видим, писатели и поэты часто используют в своих произведениях им.прилагательные.

С их помощью авторы более точно, более красочно, более ярко описывают предметы и явления. Это особенные прилагательные.

   Эпитет-это художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему): роса жемчужная, блестки алые, озеро серебряное.
     Придумать
 синонимы к слову алый.

Вспомните, что наз.синонимами?

(Слова  одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи).

Алый, красный, багряный, багровый, пунцовый, кумачовый.

  • Отметка в маршрутном листе – художественные средства выразительности: эпитет, синоним.

5.  Работа с орфограммой «Окончания прилагательных».

Великолепного певца, русским пейзажем, к одинокому дубу, на безграничных просторах, могучего дерева, к очаровательному цветку, прекрасным ландышем, жёлтенького цыплёнка, синицын хвостик, у хорошего товарища.

Различить слова по ударению .Больш_го – больш_го.

  • Отметка в маршрутном листе – орфограмма «Окончания прилагательных».

6. Физ.минутка.  Различение прилагательных на слух. Прилагательное – руки вверх, другая часть речи- присаживаемся.

Красота, красивый, болезненный, болеть, синий, розовый, белеть, интересная, молодцы.

7. Работа с орфограммой «Полные-краткие прилагательные».

А) читаем текст, находим однокоренные слова.

Был день рождения Васи. Веселые детишки бегали по дому, раскидывали игрушки и разноцветные бумажки. Только Маша сидела в стороне и не играла с ребятами. Она не была весела, потому что знала, что убирать это всё придется ей.

-Почему Маша не веселилась?

-Найдите однокоренные прилагательные  в тексте. (Веселые – весела)

-Чем они отличаются? (полное и краткое)

-Можем ли мы в полном прилагательном определить падеж? А в кратком?

Б) записываем в 2 столбика словосочетания с  полными и краткими прил.: погожий день, степи широки, книга интересная, воздух свеж, месяц хорош, душевные песни, медведь неуклюж, зеленые краски, леса обширны, реки полноводны.

  • Отметка в маршрутном листе – полные-краткие прилагательные.

8. Синтаксическая работа с прилагательными. Изменить предложение так, чтобы прилагательное стало кратким.

Я вижу необъятные просторы нашей Родины. Просторы нашей Родины необъятны.

-Какими членами предложения будут являться эти прилагательные?

  • Отметка в маршрутном листе – синтаксическая роль прилагательных.

9. Подведение итогов.

Какую часть речи мы сегодня повторили?

Выполняем тестирование.

-Ребята, нарисуйте смайл на ваших именных листах в зависимости от настроения.

10. Домашнее задание. Стр.96, вопр.1-5 (у). Задание на выбор: 1) упр.602. 2) написать мини-сочинение «Весенний день», подчеркнуть 5 прилагательных, указать их морфологические признаки.

11. Комментирование оценок.


 

  1. Украшают ли прилагательные нашу речь?

1.После _______________ дождя опять выглянуло _______________ солнышко.2. Над ______________ землёй начал подниматься ________________ парок.  3. В _____________  аллейке солнце падало ____________ пятнами на песок. 4. В _____________ кустах защебетали ____________________ птички.

  1. Маршрутный лист урока.

№ станции

Тема

  1. Украшают ли прилагательные нашу речь?

1.После _______________ дождя опять выглянуло _______________ солнышко.2. Над ______________ землёй начал подниматься ________________ парок.  3. В _____________  аллейке солнце падало ____________ пятнами на песок. 4. В _____________ кустах защебетали ____________________ птички.

  1. Маршрутный лист урока.

№ станции

Тема


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: