Конспект урока по теме:Историческое развитие союзного сложного предложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Никольская Инесса Валентиновна

=

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по  русскому  языку  в  9-ом  классе  в  рамках  окружного  семинара методического  объединения  учителей  русского  языка  и  литературы  по теме:  «Лингвистический  компонент  обучения»,  проведенного  совместно  с  лабораторией  МИОО  «Языкознание  для  всех»

Тема  урока:  «Историческое  развитие  союзного   сложного    предложения».

Цели  изучения:  

1)  Развитие,  углубление  и  систематизация  знаний  учащихся  о  союзных  сложных  предложениях;

2)  Дать  учащимся  научное  представление  о  том,  какие  исторические  изменения  произошли  в  синтаксисе  предложения;  как  постепенно  на  основе  простых  предложений  складывались  сложные  (сложносочинённые,  сложноподчинённые);  

3)  Развивать  способности  к  самостоятельному  размышлению  над  поставленными  вопросами,  поиску  ответов  на  них  и  аргументации  своего  мнения;

4)  Прививать  интерес  к  предмету,  способствовать  формированию  умений  анализировать,  сопоставлять,  обобщать  языковой  материал  и  развивать  научное  мышление  школьников,  стимулировать  общее  развитие  их  интеллекта;

5)  Формировать  у  школьников  сознательное  ценностное  отношение  к  родному  языку,  способствующее  престижу  его  изучения.

Тип  урока:  урок  обобщения  и  систематизации  знаний,  умений  и  навыков.

Вид  урока:  урок-исследование.

Оснащение:  учебные  листки,  демонстрационные  плакаты,  проектор.  

Ход  урока

1.  Организационный  момент  (вводная  часть).

     Вступительное  слово  учителя.

   Здравствуйте,  ребята!  У  нас  сегодня  на  уроке  гость,  давайте  поприветствуем.  

   Тема  нашего   урока  «Историческое  развитие  союзного сложного  предложения».   Сложные  предложения  мы  с  вами  изучаем  уже  не  первый  год.  На  последних  занятиях мы  говорили  с  вами  о  бессоюзном  сложном  предложении.  Именно  они   в  русском  языке  появились первыми  среди  сложных. 

    Сегодня  на  уроке  мы  систематизируем  наши  знания  о  союзных  сложных  предложениях  и  поговорим  о  том,  как  постепенно  на  основе  простых  складывались  сложносочинённые  и  сложноподчинённые предложения.

 2.  Вводная  часть.  Подготовка  к  восприятию  материала.

 За  столом  летописец,  огарок  свечи  на  столе,  книга,  перо  в  руке.

Ещё  одно  последнее  сказанье

И  летопись  окончена  моя...

Вбегают  два  ученика.

Вбегают  два  ученика.

1-ый  ученик:  И  зачем  только  нужны  эти  сложные  предложения?  От  них  только  лишние  неприятности.

2-ой  ученик:  Ты имеешь  в  виду  знаки  препинания?  

1-ый  ученик:  Конечно.  То  ли  дело...  простое... Ставь  себе  либо  точку,  либо  вопросительный  знак,  либо  многоточие.  А  тут...

2-ой  ученик:  Ты  не  прав...  В  простом  тоже  немало  знаков  препинания.  И  вообще,  чтобы  наладить  отношения  с  пунктуацией,  надо  хорошо  знать  устройство  и  простых,  и  сложных  предложений.

Хором:  Ой,  дедушка! А  вы  кто?

Летописец:

Недаром  стольких  лет свидетелем  Господь  меня  поставил

И  книжному  искусству  вразумил...

   Слышал  я  ваш  спор...  И  должен  сказать  вам,  что  даже  мы  в  далёкой  древности  не  могли  обойтись  без  сложных  предложений.  Давайте  совершим  небольшой  экскурс  в  историю.  

3.  Слово  учителя.

Рассказ  о  происхождении  союзного  сложного  предложения

Слайд №2 (изображение  на  экране)

Схема  №1   Происхождение  сложносочинённых  и  сложноподчинённых  предложений

Последовательность  простых  предложений

Конструкции  «синтаксического  нанизывания»

Бессоюзные  сложные  предложения

Сложносочинённые  предложения

Сложноподчинённые  предложения

   

   По  мнению  известных  учёных-лингвистов,  таких  как  Л.П.Якубинский,  Т.П.Ломтев,  А.А.Потебня,  занимавшихся  историческим  синтаксисом,  все  древнерусские  тексты  создавались  путём  нанизывания  предложений.  Как  это  выглядело?  Автор,  высказав  определённую  мысль,  замечает,  что  с  ней  связана следующая.  А  с  этим  следующим  последующее.  

    Вначале  эти  сложные  синтаксические  единства  были  бессоюзными.  Затем  союзы,   частицы,  выражая  различные  отношения  между  предикативными  частями,  стали  формальным  средством  нанизывания.    

    По  мнению  учёных,  этот  путь  характерен  для  многих  языков  мира.

    Теперь  наши  уважаемые  лингвисты  познакомят  нас   с  результатами  своей  исследовательской  работы. Они  расскажут  нам,  как  постепенно  на основе  простых  складывались  сложносочинённые  предложения.

4.  Рассказ  о  сложносочинённом  предложении.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выступление  первого  лингвиста.

     Когда последующее предложение  продолжало развитие излагаемых событий, можно говорить о сочинительной связи.  Она  обычно носила характер п р и с о е д и н е н и я.

     В  древнерусском  языке  объединение  предложений  в  сложносочинённое  осуществлялось  посредством  сочинительных  союзов.  Они  достались  нам от  нашего  языкового  прародителя - праиндоевропейского  языка.  Эти  союзы являются  непроизводными  и  не  связаны  по  происхождению  с  другими  частями  речи.

     Мы находим  примеры  употребления  сочинительных  союзов  в  древнерусских  летописях.  Так  летописец  в  "Повести  временных  лет",  повествуя  о  походе  Олега  на  греков,  пишет:

Слайды  № 3,4

Пример  из  "Повести  временных  лет"

В  лето 6415.  Иде  Олегъ  на  Грекы.  И  прииде  къ  Царюграду,  и  греци  замкоша  Судъ... <...>  

Первод:  В год  907.  Пошёл  Олег  на  греков.  И  пришёл  к  Царьграду,  и  греки   замкнули  Суд...  

Во  втором  предложении  союз  и  соединяет  простые  предложения,  здесь  повествуется  о  последовательных  событиях.

   С помощью союза  а и частицы  же обычно противопоставлялись д е й с т в и я   р а з н ы х   с у б ъ е к т о в.

Слайд №5  

  Пример  из  "Слова  о  полку  Игореве"

Боянъ же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедъй пущаше, нъ своя въщиа пръсты на живая струны въскладаше, а они же сами княземъ славу рокотаху.  

Перевод:  Боян  же,  братия,  не  десять  соколов  на  стадо  лебедей  напускал,  но  свои  вещие  персты  на  живые  струны  воскладал,  а  они  уже  сами  славу  князьям  рокотали.

Союз  а  и  частица  же  сопоставляют  действия  разных  субъектов - бояна  и  струны  его  музыкального  инструмента.

------------------------------------------------------------------------------------------------------Выступление  второго  лингвиста

  В  древнерусском  языке  ещё  не  было  чёткой  дифференциации  союзов.  Одни  и  те  же  союзы  в  зависимости  от  контекста  могли  использоваться  и для  присоединения  и  для  противопоставления.  

   Исторические  изменения  в  синтаксисе  сложносочинённого  предложения  шли  по  линии  развития  синтаксических  средств  связи  между  частями  предложения - союзов. В  современном  русском  языке некоторые  союзы,  сохранившись  в  одном  значении,  перестали  употребляться  в другом.  Так,  например,  союз  а  утратил  соединительное  значение;  и -противительное.

Слайд  №6.

Схема  №3  Сопоставительная  таблица  сочинительных  союзов  

                           современного  и  древнерусского  языка

СМЫСЛОВЫЕ  ГРУППЫ

ДРЕВНЕРУССКИЙ  ЯЗЫК

СОВРЕМЕННЫЙ  РУССКИЙ  ЯЗЫК

СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ

И

 ДА

 А

И

НИ…НИ

ДА

И…И

НЕ  ТОЛЬКО…НО  И

КАК…ТАК  И

ТОЖЕ

ТАКЖЕ

ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ

А

 НО

  ДА

  АНЪ

  АНО

  ИНЪ

  ИНО

 И

А

НО

ДА  (=НО)

ЗАТО

ОДНАКО

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

И

 ИЛИ

  ЛЮБО  ТО…ТО

ИЛИ

ЛИБО

ТО…ТО

НЕ  ТО…НЕ  ТО

          ИЛИ…ИЛИ

    Давайте  рассмотрим  таблицу  и  выясним,  какие  исторические  изменения  произошли  по  линии  развития  синтаксических  средств  связи.

     Со  временем  ушли  из  активного  употребления  такие  сочинительные  союзы  древнерусского  языка,  как  АНЪ,  АНО,  ИНЪ,  ИНО, ЛЮБО.  (Выделяются  на экране)  В  современном  русском  языке  появились  новые  союзы  такие,  как  НЕ  ТОЛЬКО...НО  И,  КАК...ТАК  И,  ТОЖЕ,  ТАКЖЕ,  ЗАТО,  ОДНАКО,  ЛИБО,  ТО...ТО,  НЕ  ТО...НЕ  ТО.  (Выделяются).  

------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Учитель:  Эта  сопоставительная  таблица  показывает  нам,  какие  исторические  изменения  произошли  в  развитии  средств  связи  в  сложносочинённом  предложении.  А  теперь,  ребята,  вам  предлагается  выполнить  практические  задания.

5.  Выполнение  заданий.

Задание  №1.

Запишите  предложения,  вставляя  пропущенные  знаки  препинания.  Объясните  постановку  знаков  препинания,  построив  схемы  предложений.  Определите  смысловые  отношения  между  частями  сложносочинённых  предложений.  

1)  Маячат  далёкие  горы  да  желтеют  уже  пологие  холмы.

2)  Не  то  дождь  пошёл  не  то  воробьи  пробежали  по  крыше.

3)  Уже  посветлело  на  западе  зато  с  севера  надвигались  тучи.

Проверка  задания

Задание  №1.

1)  Маячат  далёкие  горы,  да  желтеют  уже  пологие  холмы.

2)  Не  то  дождь  пошёл,  не  то  воробьи  пробежали  по  крыше.

3)  Уже  посветлело  на  западе,  зато  с  севера  надвигались  тучи.

Учитель:  А  сейчас  давайте  займёмся  конструированием  сложносочинённых  предложений.  

Слайд  №7.

Задание  №2:  

В  двух столбиках  даны  простые  предложения.  Используя  различные  сочинительные  союзы  (и,  а,  но,  то),  составьте  сложносочинённые  предложения.  Запишите их, вставляя  необходимые  знаки  препинания.

То солнце тусклое блестит  

  умный рассудит

Трещит  мороз

  теперь  там  не  продают  газеты

Глупый осудит    

   людей - кот  наплакал

Есть  земля,  недра

   туча черная висит

Открылся  киоск

   снег  ложится на гладкой  мостовой

Проверка.  Слайд  № 8.

Вывод:

- 1. В  каких  смысловых  отношениях  находятся  простые  предложения  в  составе  сложносочинённого?

- Они  равноправны  по  смыслу.

- 2.  Как  мы  устанавливаем  смысловые  отношения,  если  предложения  равноправны?

- Смысловые  отношения  зависят  от  союзов.

- 3.  Можно  ли  сказать,  что  сконструированные  сложносочинённые  предложения  по  смысловому  содержанию  равно  сумме  входящих  в  него  простых  или  оно  "прирастает"  смыслом?

Вывод:  Итак,  сложносочинённые  предложения  богаче  смысловыми  отношениями,  чем  входящие  в  него  простые.  Это  позволяло  использовать  сложносочинённые  предложения  для  описания  более  сложных  смысловых  отношений,  обогащая  наш  язык,  делая  его  более  ярким,  образным.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Летописец:   С   развитием  мышления  в  русском  языке  потребовалась  ещё более  точная  дифференциация  смысловых  отношений,  которая  стала  возможна  благодаря  появлению  сложноподчинённых  предложений.

  Давайте  послушаем наших  уважаемых  лингвистов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

    6.  Продолжение  исследования  "Сложноподчинённые  предложения".  (Слайд  №9)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выступление  третьего  лингвиста.

       Лингвисты  полагают  два  пути  возникновения  сложноподчинённых  предложений.

Слайд  №10.

Схема  №4  

       ПУТИ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1.  ПРИЧАСТНЫЙ  ОБОРОТ              2.  ПРОСТЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

   Первый  путь  связан с причастием – промежуточной глагольно-именной формой. Причастие вместе с зависимыми словами образует причастный оборот, который мог обособляться и приобретать в древних языках довольно большую самостоятельность. По форме предложение еще оставалось простым, а по своему содержанию объемлет уже несколько мыслей и соответствует  современным сложноподчиненным предложениям. Например,  

Слайд  №11

Пример из древнерусских летописей:

 Деревляном же пришедшим повеле Ольга мовь створити 

Перевод:   «Когда же древляне пришли,  Ольга велела приготовить баню».

Как  видите,  причастный  оборот  Деревляном же пришедшим  в  современном  переводе  заменены  уже  придаточным предложением  с  союзом  когда.  

     Причастные оброты – это только один путь постепенного формирования сложноподчинённых предложений.

     Другой путь – объединение простых предложений  в  сложное. Памятники  древнерусского  языка  обнаруживают  целый  ряд  примеров  бессоюзного  подчинения  предложений.

Слайд  №12.

Примеры из древнерусских летописей:

1.  Не беше льзе коня напоити – на Лыбеди печенези

2.  Княже, поеди проче, не хотим тебе

Перевод:  

1.  «Нельзя было напоить коней, потому что на реке Лебедь стояли печенеги».

2.  «Князь, поезжай прочь, потому что мы тебя не хотим».  

Учитель:  Как  же эти  бессоюзные  предложения  превращаются  в  сложноподчинённые?

Лингвист:  Два  простых  предложения,  поставленных  рядом,  обнаруживают  внутреннюю  смысловую  связь.  Союз  потому  что,  который  мы  видим  в  современных  переводах,  в  древнерусском  языке отсутствует,  так  как   был  ещё не  знаком   нашим  предкам.  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Продолжение  сообщения   четвёртого  лингвиста.

    Но  постепенно  в  древнерусском  языке  стали  развиваться  сложноподчинённые  предложения,  в  которых  придаточное  связывалось  с  главным  при  помощи  союзов. Историческое  развитие  сложноподчинённого  предложения  шло  по  линии  дифференциации  союзов. Подчинительные  союзы  в  древнерусском  языке  произошли  от  знаменательных  частей  речи:  глагола,  местоимения,  прилагательного,  т.е.  являются  производными.  В  настоящее  время  многие  из  них  исчезли  из  употребления.  Давайте  рассмотрим  таблицу  некоторых подчинительных  союзов  древнерусского  языка.

Слайд  №13

Схема  подчинительных  союзов  древнерусского  языка

Разряд

Примеры  подчинительных  союзов

временные

ЕЛМА,  ДОНЕЛЬЖЕ,  ЯКО,  ЕГДА,  КОЛИ,  ДОКУДА

причины

ЯКО,  ЧТО,  ИБО,  ЗАНЕ,  ПОНЕЖЕ,  ОЖЕ

условия

БУДЕ,  ЕЖЕЛИ,  КОЛИ,  АЖЕ,  АЩЕ,  АЧЕ

места

КЪДЕ,  ИДЕ,  ИДЕЖЕ,  ПОКАМЕСТ

Вот  примеры  употребления  некоторых  подчинительных  союзов  в  древнерусских  текстах.

   Слайд  №14, 15, 16.

1.  Боянъ  бо  въщии  аще  кому  хотяше  пъснь  творити  то  растекашетса  мыслию  по  древу

Боян  же  вещий,  если  хотел  кому  песнь  воспеть,  то  растекался  мыслию  по  древу.

2.  Земла  наша  крещена  и  нъ  оу  насъ  оучитела  иже  бы  наказалъ  и  поучалъ  насъ

Земля  наша  крещена,  но  нет  у  нас  учителя,  который  бы  наставлял  и  поучал  нас.

3.  И  ради  быша  словъни  яко  слышиша  виличьа  Божыа  своимь  языкомъ

И  рады  были  славяне,  что  услышали  о  величии  Божьем  на  своём  языке.

(Анимация - выделение  союзов).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Учитель:  В  древнерусском  языке  можно  обнаружить  все  те  типы  придаточных  предложений,  которые  есть  и  теперь.  Давайте  вспомним,  какие  виды  придаточных  предложений  нам  известны.

Ответы  учащихся:   Это  придаточные  определительные,  изъяснительные,  обстоятельственные.  Среди  придаточных  обстоятельственных  мы  выделяем образа  действия  и  степени, времени,  условия,  причины, цели, сравнения,  уступки  и  следствия.  

Слайд №17 (анимация)

Схема  №7  Виды  придаточных  предложений

Учитель:  Всегда  ли  мы можем   установить  семантический  разряд  придаточных  предложений  только  по  самому  союзу  или  союзному  слову?

Ответы  учащихся:  Нет,  не  всегда.

Учитель:  Что  необходимо  знать  для  того,  чтобы  правильно  определить  вид  придаточного  предложения?

Ответы  учащихся:  Самое  главное - это  научиться  определять  смысловые  отношения  между  частями  сложноподчинённого  предложения.

Учитель:  В  чём  же  заключается  особенность  этих  смысловых  отношений?

Ответы  учащихся:  Они  неравноправны  по  отношению  друг  к  другу.  Одно  из  предложений  главное,  другое  зависимое.  Главное  требует  от  зависимого  пояснения.  От  того, какого  пояснения  требует  зависимое,  определяется  вид  придаточного  предложения.

 Учитель:  Для  выражения  этих  отношений  в  современном  русском  языке  мы  используем  союзы  и  союзные  слова.  Давайте  вспомним,  чем  союзы отличаются  от  союзных  слов?

Ответы  учащихся:  Союзные слова,  в  отличие  от  союзов, 1) являются  членами  предложения,  2) к  ним  можно  поставить  вопрос, 3) их  можно заменить  значимым  словом.

  Слайд

Схема  №8  Союзы  и  союзные  слова

ТОЛЬКО  СОЮЗЫ

 ТОЛЬКО  СОЮЗНЫЕ  СЛОВА

СОЮЗЫ  И  СОЮЗНЫЕ  СЛОВА

ЕСЛИ,  ХОТЯ,  ИБО,  ТАК  КАК,  ТАК  ЧТО,  ПОКА

КТО,  КОТОРЫЙ,  КАКОЙ,  СКОЛЬКО,  ГДЕ,  НАСКОЛЬКО

ЧТО,  КОГДА,  КУДА,  ОТКУДА

Учитель:  Сомнения  возникают,  когда  в  придаточном  предложении  встречается  союзное  слово,  совпадающее  с  подчинительным  союзом.  Вне  контекста  их  различить  невозможно.

6.  Выполнение  заданий.

Задание  №7  (устно).

Жила-была  царевна  Несмеяна.  Измучила  она  отца  своими  капризами,  распугала  всех  женихов  нелепыми  вопросами.

Но  вот  всё  же  явился  ко  двору  ещё  один  жених.  А  царевна  и  спрашивает:  

- Знаете  ли  вы,  суженый-ряженый,  когда  на  горе  рак  свистнет?

Задумался  жених,  а  Несмеяна  его  торопит:

- Так  будет  ли  ответ  на  мой  вопрос?

- Будет, - усмехнулся  добрый  молодец.

- Когда  же?

- Тогда,  когда  на  горе  рак  свистнет!

  И  ушёл  жених  восвояси.  А  Несмеяна,  говорят,  до  сих  пор  у  окна  сидит  да  на  гору  смотрит,  прислушивается,  не  свистнет  ли  рак. Даже  вопросы  все  позабыла.

Зато  у  нас  они  появились:

1.  Определите  вид  придаточного  в  предложении  "Когда  на  горе  рак  свистнет"  (в  вопросе  Несмеяны  и  в  ответе  жениха).

Ответ  учащихся:  В  вопросе  Несмеяны это  придаточное  изъяснительное,  а  в  ответе  жениха - придаточное  времени.

2.  "Когда"  здесь  союз  или  союзное  слово?

Ответ:  Слово  "когда"  в  ответе  Несмеяны  выступает  как  союзное  слово,  в  ответе  жениха  в  качестве  союза.

Задание  №8.

1. Спишите  предложения,  расставив  знаки  препинания

2.  Составьте  схемы  предложений.

3.  Определите  вид  придаточных  предложений.

1)  Я  рассказал  где  прошло  моё  детство.

2)  Я  поехал  туда  где  прошло  моё  детство.

3)  Я  побывал  в  городе  где  прошло  моё  детство.

Вывод:  Итак,  сложноподчинённое  предложение  позволяет  ещё  более  дифференцировать  смысловые  отношения  между  главным  и  придаточным.  Оно  по  сути  дела  "вырастало"  из  развёртывания  любого  члена  предложения.  Обогащало  нашу  речь,  делая  её более  логически  последовательной  и  красочной.

6.  Подведение  итогов  урока.

Учитель:  Вот  и  подошёл  к  концу  наш  сегодняшний  урок.

Летописец:  Ну  что  ж,  до  новых  встреч,  ребята.  Вы  сегодня,  надеюсь,  узнали  много  нового  о  союзных сложных   предложениях. Вы  узнали,  как  возникли  союзные  сложные  предложения,  какие  исторические  изменения  происходили  в  синтаксисе  этих  предложений.

Учитель:   Итак,  сегодня  мы  познакомились  с  историей  возникновения  и  исторического  развития  союзных  сложных  предложений.  Оно  было  продиктовано  велением  времени,  развитием  человеческого  мышления,  потребности  общения,  естественным  ходом  развития  языка э

- Как  вы  думаете,  зачем  необходимо  изучать  историю  развития  языка?

Ответы  учащихся:  Язык - живой  организм.  Его  необходимо  воспринимать  в  его  развитии.  Часто  на  уроках  русского  языка  при  изучении  каких-либо  тем  возникают  вопросы:  Как?  Почему  именно  так?  Именно  история  языка  помогает  нам  ответить  на  эти  сложные  вопросы.

 Учитель:   Умение  строить  предложение  составляет  значительную  часть  того,  что  мы  называем  владение  языком.  Интеллектуально  развитый  человек  способен  понять  и  описать  взаимоотношение  участников  любой  сложной  ситуации.  

   В  заключение  мне  хочется  добавить,  русский  язык  чрезвычайно  богат  синтаксическими  образными  средствами.  О  причинах  этих  поразительных  возможностей  синтаксиса  задумывались  лингвисты  и  писатели.  И.Оренбург  писал:  "Русский  язык  обладает  свободой,  не  существующей  в  других  известных  мне  языках.  Эта  свобода  отсутствия  жёсткости  синтаксиса  предоставляет  писателю  безграничные  возможности.  Перед  ним  не  истощённые  почвы   былых  веков,  а  постоянная  целина."

7. Домашнее  задание. 

Напишите  мини-сочинение  на  тему  "Похвальное  слово  союзному  сложному  предложению".  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...