Эссе Канаева Л.Л
материал по русскому языку на тему
Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к чтению, нужно создать мотив, а затем открыть ему возможность нахождения цели. В методике преподавания литературы мотив трактуется как «побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. В качестве мотива выступают присущие обществу ценности, интересы, идеалы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_kanaevoy_l.l.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мои методические находки
Мысль о том, что литература – учебник жизни, не нова, но, несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно. Чем больше читает ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Приобщая его к книге, мы тем самым помогаете ему быть успешным в жизни.
Но некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.
Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к чтению, нужно создать мотив, а затем открыть ему возможность нахождения цели. В методике преподавания литературы мотив трактуется как «побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. В качестве мотива выступают присущие обществу ценности, интересы, идеалы».
Практический опыт убеждает в том, что самое главное в обучении литературы – это мотивация учащихся, направленная на неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. В ходе повторения установочных ситуаций (например, интересные уроки) постепенно закрепляется ряд фиксированных установок, которые часто неосознанно для человека определяют его жизненную позицию в целом ряде случаев.
По мнению учащихся, проектная и исследовательская деятельность является наиболее эффективной формой работы, направленной на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы. В ходе исследования было выявлено, что с каждым годом эта форма работы приобретает все большую популярность, влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, так как учитывает потребности, потенциал и склонности школьников, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональные сферы, его индивидуальность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность.
Некоторые педагоги считают, что самостоятельное творческое мышление доступно только старшеклассникам: ученик сначала должен усвоить знания, сообщённые учителем или учебником, а потом уже проявлять самостоятельное творческое мышление. Я убеждена, что творческие работы способны выполнять даже дошкольники, а творческие задания от класса к классу должны постепенно усложняться, и в результате выпускники общеобразовательной школы не только усваивают основы наук, но и умеют творчески мыслить, генерировать различные идеи, самостоятельно решать новые творческие задачи.
Я, разрабатывая систему творческих проектов на уроках литературы, исходила из положения, что каждый человек уникален, а значит – талантлив, и постижение мира у каждого происходит по-своему. Процесс открытия мира «для себя» воспитывает человека. «Активность этого процесса будет неизмеримо возрастать, если ребёнок ощутит потребность в действии, воплощении замысла в каком-нибудь результате», - утверждает Р.Ф. Брандесов.
Результатом творческой деятельности на уроках литературы в 5-6 классах могут стать творческие проекты в виде сочинений разных жанров, опорных схем-конспектов, инсценирования написанных сказок и рассказов и др. Творческий подход к деятельности можно сформировать и развить, только систематически приобщая одаренных учащихся к творческим заданиям, ставя их в ситуацию необходимости решения различных, постепенно усложняющихся творческих задач на уроке. Рассмотрим один из видов творческих проектов на уроке литературы в 5-6 классе.
Сочинение сказок
Программа литературного образования в 5 классе предусматривает знакомство с русскими народными сказками, сказками народов мира, а во втором полугодии – с литературными сказками, учитывая возрастные особенности школьников.
Народная сказка является мудрым воспитателем. В сказках всего мира мы видим «определённый моральный кодекс: воспевание храбрости, честности, любви, верности, ума, ловкости и мужества». Сказка всегда поучительна, она помогает разобраться в сложных взаимоотношениях людей, оценить их поступки и проявить либо сочувствие, либо осуждение.
Но самое главное – сказка привлекает ребёнка «неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворённым чувством справедливости». Г.С.Альтшуллер, основатель технологии ТРИЗ, считал, что сказки – «упражнение по развитию творческого воображения». Исследователь утверждал, что для формирования будущей творческой личности необходимо «ознакомление с большим количеством сказок». Я поддерживаю позицию Г.С.Альтшуллера в том, что начинать обучение творчеству надо как можно раньше. В пятом классе мы применяем такой вид работы, как сказкотворчество. Опираясь на схемы сказок, составленные последователями Г.С.Альтшуллера по технологии ТРИЗ, школьники учатся не только писать сказки с несложным сюжетом, но и сопереживать придуманным положительным героям, осуждать отрицательных персонажей, решать проблемы, с которыми могут столкнуться в реальных жизненных ситуациях. На рисунке представлена схема – основа сказки, по которой можно сочинить первую сказку, где добро побеждает зло.
Рис.1. Основа сказки
Примерный сюжет сказки по этой схеме: жил-был положительный герой, и у него был друг, который всегда приходил к нему на помощь. Но однажды отрицательный герой с его помощником … и дальше каждый школьник следует своему замыслу по опорной схеме.
Сочинение рассказов разных жанров
Задача учителя состоит в повышении учебной мотивации учащихся. С этой целью я предлагаю общую схему сочинения определённого жанра, предварительно продуманную и составленную заранее. Опорная схема может представлять собой и коллективный проект, составленный всем классом на школьной доске. Этот коллективный проект можно сообща составить так, что прообразом его и будет придуманная учителем опорная схема. Например, опорная схема научно-фантастического рассказа о путешествии на необитаемый остров (робинзонада) (см. рис.2), на наш взгляд, может включать такие эпизоды:
- путешествие, круиз или исследование морских глубин,
- кораблекрушение или катастрофа,
- встреча с хозяином необитаемого острова,
- помощь знаний науки и техники,
- события на необитаемом острове,
- возвращение домой,
- эпилог.
Графические обозначения этих эпизодов я последовательно размещаю на школьной доске (ученики отмечают в тетрадях). Опорная схема с символами или знаками поможет школьникам представить общий сюжет рассказа, а замысел определяется идеями каждого участника проекта.
Рис. 2. Опорная схема-конспект для сочинения
научно-фантастического рассказа о путешествии на необитаемый остров.
Предварительно продуманные учителем составляющие рассказов определённого жанра (например, мистического или детективного) позволят учащимся при помощи различных вопросов учителя составить коллективный проект, который станет основой для индивидуальных и групповых проектов (схемы для рассказов разных жанров см. ниже).
Уроки литературы должны являться уроками добра, нравственности, позитивного мировоззрения. Я считаю это очень важным и опираюсь не только на творческий потенциал, но и на положительные черты каждого школьника. Мы не должны забывать о воспитании нравственном и гражданском, развивая творческие способности детей. Необходимо поощрять каждую попытку творчества, создавать творческую атмосферу в классе, искренне восхищаться творениями всех учеников, не выделяя сильных и слабых. Это и будет началом формирования гуманистического мировоззрения.
Рассказы и сказки создаём с оптимистическим финалом. По моему убеждению, это помогает учащимся верить в возможность преодоления настоящих и будущих проблем, а значит, поможет и максимально возможной самореализации в дальнейшей жизни школьников (это ведущая идея системы творческих проектов!).
Представляю опорные схемы сочинений разных жанров, которые легко воспроизводить и на школьной доске, и в тетради.
Рис. 3. Опорная схема-конспект для сочинения мистического рассказа.
Рис. 4. Опорная схема-конспект для сочинения о путешествии двух друзей.
Рис.5. Опорная схема-конспект для сочинения рассказа о герое-
ровеснике, путешествующем на машине времени в прошлое или будущее.
Рис.6 Опорная схема-конспект для сочинения о путешествии в фантастический мир.
На уроках развития речи можно создавать творческие проекты не только в виде сочинения сказок и рассказов разных жанров. Некоторые творческие работы могут стать и ролевыми проектами на этом же уроке. Например, при сочинении сценария ребята распределяют роли в группах: генераторы идей, сочинители, корректоры, помощники, может быть, художники и ответственные за тишину.
Следующая задача: составить сценарий, организовать репетицию и представить проект зрителям – ставит школьников перед необходимостью распределить новые роли: продюсеры, режиссёры, костюмеры, имиджмейкеры, актеры главных и второстепенных ролей, может быть, завхоз и др. Причём часто две обязанности выполняет один ученик. Я считаю, что каждую роль, или вид творческой деятельности, на уроке необходимо оценивать либо учителю, либо самим учащимся в группе.
Презентация проектов проходит на этом же или следующем уроке, и зрителями становятся сами школьники. Каждый ученик вправе выбрать форму проекта на уроке. Сегодня он участвует в групповом проекте, а в следующий раз выполняет индивидуальный проект. Так предоставляется каждому свобода творчества. Индивидуальные проекты можно представить для защиты или презентации в виде опорных схем-конспектов и прочитанных классу сочинений, групповые – в виде опорных схем-конспектов и инсценирования сказок или рассказов.
Необходимо добавить также, что после презентации всех проектов на уроке можно провести анализ представленных работ. Высказываются положительные отзывы, а критика представляет собой только пожелания.
Мы убедились, что в процессе подготовки и реализации ролевых проектов развивается творческое воображение как направление интеллектуального и личностного роста развития школьника. Однако главным результатом ролевых проектов мы считаем развитие коммуникативности – умения общаться со сверстниками – важнейшим направлением социально-личностного развития ребёнка. Кроме того, инсценирование способствует формированию психологической совместимости, как способности к адаптации к различным темпераментам и характерам школьников в одной группе, воспитывает толерантность.
Я убеждена, что каждый ребёнок обладает огромным творческим потенциалом, но, к сожалению, чаще всего нереализованным ни дома, ни в школе. А ведь именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Кроме этого, я считаю, что если разбудить творческое начало, заложенное природой в каждом ребёнке, это послужит стимулом в дальнейшем в его профессиональной деятельности, в максимально возможной самореализации личности в условиях развивающегося общества. Ведь известно, что творческая личность сможет легко адаптироваться в быстрой смене производственных и информационных технологий, к жизни в сложных условиях.
Диагностика творческой деятельности школьников с 5 по 6 класс показала, что в результате включения в образовательный процесс системы творческих проектов на уроках литературы и русского языка у учащихся повысились уровни самостоятельности, воображения и творческого мышления (в целом – креативности). Таким образом, мы доказали, что каждый ребёнок может воплощать идеи и преодолевать стереотипы, наложенные традиционным образованием и накопленным жизненным опытом.
Я не ставила цели сделать учеников писателями или сказочниками. На уроках литературы я создаю условия для развития образного, ассоциативного и творческого мышления, учу самостоятельности и толерантности, формирую гуманистическое мировоззрение и коммуникативные умения. Но главное, помогаю каждому школьнику раскрывать свой творческий потенциал, т.е. активизировать креативность средствами творческих проектов.
Мой опыт создания творческих проектов представлен на Всероссийском конкурсе «Талант – это труд и радость»
Л.Л. Канаева учитель русского языка и литературы
МБОУ «Михайловская СОШ» Бугурусланского района Оренбургской области
2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Структура эссе. Алгоритм написания эссе.
Структура эссе . Алгоритм написания эссе....
Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .
Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....
Эссе. Темы эссе
В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...
Аналитическая справка Канаевой Л.Л
Как классный руководитель Любовь Леонидовна большое внимание уделяет интересам детей. Главным системообразующим фактором работы педагога служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев...
Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)
Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....
Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"
УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...