Памятки для учащихся.
материал по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Кириленко Ирина Вячеславовна

Материалы к использованию на уроках риторики и развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Риторика – это наука, которая учит говорить и писать искусно, умело, успешно.

ОБЩЕНИЕ

        Адресат – это тот, кто получает любую информацию, т.е. получатель.

        Адресант – отправитель информации.

        Темп речи – средний, чуть замедленный, замедленный, быстрый, очень быстрый, ускоренный, почти скороговорка.

        Громкость речи – громче, чем обычно; тише, чем обычно; тихо, громко, очень громко, крик.

        Тон речи – спокойный, добрый, возбуждённый, раздражённый, испуганный, удивлённый, злой, уверенный, равнодушный, радостный, грустный и т.д.

Когда ты говоришь, учитывай не только то,

 что, но и как сказать.

обращай внимание на мимику, жесты и позу говорящего.

когда один человек обращается к другому,

а тот хочет выслушать его,

это видно по их позам, мимике, жестам.

сигналы,

которые показывают собеседнику,

что его слушают

Я слушаю…….                                                             Внимательный взгляд

Да, да………                                                                   кивок головой

Продолжай……….                                                      улыбка

что же было дальше?                                              нахмуренные брови

слушал внимательно

помог другому

выразил своё отношение

узнал о чём-нибудь новом, интересном

слушал невнимательно

пропустил что-то важное

огорчил других

когда слушаешь,

очень важно понять, что тебе говорят:

о чём

что именно

что самое важное

если в услышанном тексте тебе

не знакомы, не понятны некоторые слова и выражения, спроси об их значении у говорящего

можешь спросить так:

  • Скажите, пожалуйста, что означает слово …………..?
  • Извините, я не понял, что значит ……………?
  • объясните, пожалуйста, что такое ……………?

                                                                                                                

Когда слушаешь,

важно слышать, как говорят, и видеть, что выражает лицо говорящего.

Это помогает понять смысл сказанного.

                                                                                

Когда говоришь,

даже без предварительной подготовки, обязательно учитывай кто твои слушатели, будет ли понятна, интересна, приятна твоя речь.

        Пантомима – это вид искусства, в котором для передачи содержания используются выразительные движения тела, жесты, мимика.

        Просить – обращаться к кому-либо, чтобы он исполнил желание говорящего.

        Умолять – очень горячо просить.

        Мольба – страстная просьба, горячая просьба.

чтобы твою просьбу выполнили:

  • говори вежливым тоном,
  • используй “волшебные слова”,
  • смотри на собеседника,
  • объясни свою просьбу.

вежливая просьба:

  • Прошу вас (тебя) …………..
  • Будь(те)  так добр(ы) ……………
  • будь другом ……………
  • Если вам (тебе) не трудно ………………
  • Пожалуйста ………………
  • Не откажи в любезности …………………
  • сделай милость …………………..

скрытая  просьба:

  • не можешь ли ты  …………..
  • не трудно ли тебе ……………

слова согласия:

Да (да,да)                      Хорошо                        приду                       принесём

обязательно               согласен                     куплю                     с удовольствием

ладно                             выполню                     конечно                 и т. д.

слова отказа:

к сожалению, но не могу (никак не могу, на днях, завтра…..)    

Охотно бы, но …………………………………………………………………….

С удовольствием, но…………………………………………………………...        причина

С радостью. но…………………………………………………………………….        отказа

извини(те), но………………………………………………………………………             +

прости(те), но………………………………………………………………………      обещание

спасибо, но…………………………………………………………………………

ответы на отказ:

очень жаль                                               как-нибудь обойдусь

извини                                                       ну как знаешь

ну ладно                                                  я очень на тебя надеялся

да, тебе это трудно                             я не могу понять причину отказа

может быть, в другой раз?

ТЕКСТ

В каждом тексте О чём-то или о ком-то говорится.

это тема текста.

тема может быть отражена в названии текста.

тема текста – одна,

а названий, заголовков у этого текста может быть много.

понять текст – значит понять его основную мысль.

основная мысль выражена во всём тексте, но иногда её может подсказать одно из предложений текста.

чаще всего оно находится в начале или в конце текста,

а иногда и в заголовке.

Опорные (ключевые) слова 

помогают передать в тексте самое основное.

по опорным словам можно вспомнить (восстановить в памяти) содержание текста.

план 

кратко передаёт основное содержание текста.

его можно назвать самым кратким пересказом.

типы текстов

повествование    - тексты, в которых в основном рассказывается (повествуется) о событиях, поступках героев.

описание  - тексты, в которых в основном описываются (изображаются) люди, природа, предметы.

рассуждение  - тексты, в которых в основном объясняются  причины событий, явлений, доказывается  что-либо.  

небольшие рассуждения состоят из двух частей: в первой части называется то, что объясняется, во второй части даётся само объяснение,  доказательство (слово-мостик потому что).

разновидности  текстов

инструкция - указывает

объявление  - сообщает

в рекламе  - хвалит

виды текста

                   монолог                                               диалог

1. говорит один человек,                                          1. говорящие обмениваются

    говорящие не обмениваются                                высказываниями.

    высказываниями.

2. не происходит смена                                            2. происходит смена

    говорящих.                                                                     говорящих.

Части  рассказа

начало (однажды я….., это случилось….., случай, о котором я хочу рассказать, произошёл….., как-то раз…..

основная часть

концовка (вот так и закончилась эта история….., теперь, когда всё это позади….., вот и вся история….., с тех пор….., вот какой был….., вот как мне повезло(не повезло)….., теперь это  мой самый лучший друг…..)

текст при записи делится на части.

самая маленькая часть называется -  АБЗАЦ.

 абзацы  помогают быстрее понять, из каких основных частей состоит текст  (выделяют смысловые части текста)

ПЕРЕСКАЗ

В пересказе не должно изменяться содержание исходного текста. чтобы верно пересказать текст, надо его понять.

виды пересказа

полный (подробный)  пересказ – надо пересказать очень точно, почти без изменений.

краткий (Сжатый) пересказ – надо передать самое главное из исходного текста.

чтобы пересказать кратко,

1)исключи из текста подробности, повторы;

2)объедини, если возможно, сходные действия, предметы, признаки: назови их одним словом.

выборочный пересказ – надо выбрать из текста нужные части, а затем, пересказывая, соединить их в единое целое – текст.

        Цитата – дословная передача части исходного текста. Цитата при пересказе приводится для того, чтобы подчеркнуть основную мысль. Выводы автора; передать особенности языка автора или персонажей (героев).

        Аннотация – краткое изложение содержания книги.

КАК СЛУШАТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЗВУЧАЩИЙ ТЕКСТ?

  1. Нужно сосредоточиться на слушании, не отвлекаться.
  2. Не перебивай говорящего.
  3. Следи за выражением лица, жестами говорящего.
  4. Постарайся определить по заголовку или по началу тему текста.
  5. Во время слушания старайся понять самое основное в тексте.
  6. Запиши (или запомни) то, что ты хочешь запомнить.
  7. Если ты не понял основное в тексте, надо выслушать его заново.
  8. Запиши (или запомни) непонятные слова, выясни их значение.

КАК ПОДГОТОВИТЬ УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?

        Приём первый. Подумай: с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное ты хочешь сказать?

        Приём второй. Запиши ключевые слова.

        Приём третий. Подготовь рисунки.

        Приём четвёртый. Составь схему.

        Приём пятый. Составь план.

        Приём шестой. Порепетируй выступление.

КАК ПОДГОТОВИТЬ ПЕРЕСКАЗ?

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Определи основную мысль текста.
  3. Разбей текст на части и озаглавь их.
  4. Устно перескажи текст по плану.

КАК ПОДГОТОВИТЬ ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ?

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Просмотри весь текст и определи части, нужные тебе.
  3. Подумай, с чего ты начнёшь пересказ.

КАК ПОДГОТОВИТЬ КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ?

  1. Прочитай внимательно текст.
  2. Исключи из текста подробности, повторы.
  3. Объедини, если возможно, сходные действия, предметы, признаки. Назови их одним словом.

СОВЕТ

  1. Никогда не употребляй в своей речи слов, значения которых ты не знаешь.
  2. Когда тебе встречаются незнакомые, непонятные слова, записывай их, чтобы узнать значение этих слов.

КАК ЧИТАТЬ УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ?

  1. Медленно, с ручкой и бумагой наготове.
  2. Как правило не менее двух раз.
  3. Постарайся понять по заголовку, о чём говорится в тексте.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

  • ознакомься со всем текстом;
  • просмотри абзацные и шрифтовые выделения в тексте;
  • выдели непонятные слова, выясни их значение.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

  • перечитай весь текст или только трудные для тебя части;
  • проверь, как ты усвоил прочитанное – перескажи текст, ответь на вопросы, приведи свои примеры.

ЕСЛИ ТЫ ГОТОВИШЬСЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ:

Воспользуйся приёмами подготовки к устному выступлению (ПАМЯТКА 2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся в портфолио ученика

Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....

Методическая разработка - Памятка для учащихся и их родителей КАК ГОТОВИТЬСЯ К УРОКАМ ИСТОРИИ ДОМА

Данная методическая разработка представляет собой Памятку для родителей и детей, содержащую описание основных проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при устной подготовке...

Алгоритм работы над домашним заданием по английскому языку.Памятка для учащихся и родителей

Эта памятка поможет оптимизировать выполнение домашних заданий по английскому языку...

Памятки для учащихся.

Папка  включает  памятки для учащихся:  как  составить план текста, как слушать новый материал на уроке истории,  сделать анализ революции и сражения. ...

Памятка для учащихся

Алгоритм решения кинематических задач...

Памятки для учащихся

Данные памятки предназначены для учащихся разных возрастных групп и помогают им в работе с художественным текстом...

Памятка для учащихся "Сочинение по литературному произведению? Это просто"

Данная памятка  окажет помощь учащимся в написании сочинения по литературному произведению...