Урок-концерт "Час стихотворения" по творчеству М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по русскому языку на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Урок-крнцерт

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – концерт

«Час стихотворения» по М.Ю.Лермонтову

Цель урока: отдать дань любви и памяти М.Ю.Лермонтову, вызвать у учащихся желание читать и перечитывать, учить наизусть произведения поэта.

Эпиграф к уроку:

Всегда кипит и зреет что-нибудь

В моем уме. Желанье и тоска.

Тревожит беспрестанно эту грудь.

Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка,

Свершить чего-то!

Оборудование урока: иллюстрации к творчеству Лермонтова, книжная выставка, картины (рисунки) М.Ю.Лермонтова.

Ход урока.

На фоне музыки учитель читает наизусть:

Поэты не гибнут.

А гаснут, как солнце,

Лучи их бегут сквозь столетья и дали,

Полночной порою

К нам свет их несется

Который при жизни они расплескали.

И этими маленькими лучиками света, может быть, иногда еле-еле заметными. Нам сегодня предстоит поделиться друг с другом, чтобы затем все собрать в мощный пненный поток Лермонтовской поэзии.

Ослепительным метеором промелькнул великолепный, торжествующий гений Лермонтова на сумрачном фоне 30-х годов. Немногим более 10 лет звучал искренний голос в «долине рабства и тоски», но сколько смелых сердец зажег он безумной жаждой свободы, света.

Ученик читает стихотворение «Утес».

Учитель. Слово этого стихотворения – верный эпиграф к творчеству Лермонтова, но всей его жизни. Как боялся он чего-то не совершить в этом мире не успеть. «Но остался влажный след в морщине старого утеса».

Лермонтов был убит, когда ему было 27 лет. Сколько он мог еще совершить, ведь это еще не был расцвет его творчества! Мы гордимся тем, что он любил синие горы Кавказа, которыми мы имеем счастье любоваться.

Ученик читает наизусть «Кавказ».

Хотя и судьбой на заре моих дней

О южные горы, отторгнуть от вас,

Чтобы вечно их помнить, там надо быть раз,

Как сладкую песню Отчизны моей

                                 люблю я Кавказ…

синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к нему меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе … Как я любил твои бури, Кавказ» - так писал Лермонтов.

Вопрос. Когда Лермонтов впервые увидел Кавказ? (в 4 года и в 6, 10 лет, когда бабушка возила его на лечение).

(Ученик и ученица в национальных костюмах под музыку исполняют адыгейский танец).

Ученик. Песня Казбича.

Много красавец в ауле у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их завидная доля,

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены

Он и от вихря в степи не отстанет

Он не изменит, он не обманет.

Учитель. Но как патриоту, русскому человеку, ему была близка русская песня «Если захочу вдаться в поэзию народную, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».

Учащиеся исполняют «Казачью колыбельную».

Учитель. Пример этой песни свидетельствует, что многие стихотворения Лермонтова, переложенные на музыку, сегодня воспринимаются как народные.

Звучит в грамзаписи «Парус».

Вопросы.

  1. Каковы основные мотивы поэтических произведений Лермонтова? (Грусть, одиночество, безысходная тоска).
  2. Почему? (Трудное детство, в три года лишился матери, воспитывался у бабушки, которую он очень любил, но разлука с отцом тоже сделала свое.

Ученик. Ужасная судьба отца и сына

               Жить розно и в разлуке умереть.

Учитель. Разлуку с тем, кто дал ему

                 Жизнь, он перенес очень болезненно.

                 Я ль виновен в том,

                 Что люди угасить в душе моей хотели

                 Огонь божественный, от самой колыбели.              

                 Горевшей в ней.

Ученица. С точки зрения М.Ю.Лермонтова, отказ от сына ради сына выглядел не расчетом разума, а подвигом самопожертвования.

Вопрос.  Только ли эти темы звучали в творчестве Лермонтова? (Нет, тема любви к Родине, тема природы, долга, чести, веры в лучшее будущее).

Учащиеся читают стихотворения «Бородино», «Родина».

Основная мысль этих стихотворений – любовь к Отчизне, хотя любовь к Родине он называет «странной любовью».

Учитель. Ираклий Андроников писал: «Имя Лермонтова и его слова навсегда оказались связаны с именем Пушкина».

Ученик читает наизусть стихотворение «Смерть поэта».

Это стихотворение было написано после смерти трагической А.С.Пушкина.

Ученица. «Боюсь не смерти я. О, нет!

                  Боюсь исчезнуть совершенно.

                  Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

                  Когда – нибудь увидел свет».

Учитель. И снова обратимся к эпиграфу.

Вопрос. Что волнует, чего так боялся Лермонтова?  (Не успеть ….)

  Мне нужно действовать, я каждый день

  Бессмертным сделать бы желал, как тень

  Великого героя, и понять я не могу.

  Что значит отдыхать?

  Как рок какой-то над ним тяготит

  И вот развязка!

Запись в метрической книге пятигорской церкви гласит:

«Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов двадцати семи лет убит на дули 15 июля, а 17-го погребен, погребение пето не было».

Учащиеся читают стихотворения «Выстрел на Машуке».

 … И надо ж в дуэли доспорить,

Хотя после стольких потерь

Найти секундантов достойных

Немыслимо трудно теперь.

Но пушкинский голос гражданства

Толкает к барьеру … Иди!

Поэты в России рождались

С дантесовской  пулей в груди.

Анализ иллюстраций к творчеству Лермонтова.

Заключительное слово учителя.

Лермонтов был человеком  необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом, Почти каждое зрелое стихотворение которого, по признанию Паустовского, можно назвать шедевром.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина...

Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова

Тесты охватывают большой материал...

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...

Презентация к уроку по творчеству М.Ю.Лермонтова (биография)

Презентация предназначена для вводного урока в 9классе по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Интегрированный урок по теме Внешняя политика российской империи в первой четверти XIX века на примере поэтического творчества М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина

Совместная разработка урока в 8 классе с учителем истории МОУ СОШ №26 г.Комсомольска-на-Амуре Давыдовой А.В. Урок очень познавателен. На основе фактического и событийного материала знакомит учащихся с...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)

Данную игру  я  рекомендую  проводить  в  10 классе  после  изучения  творчества  М.Ю.Лермонтова  Цель:  обобщить  знания  по  изу...