Эти изящные односоставные(обобщающий урок в 8 классе)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Федосеева Валентина Владимировна

Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Односоставные предложения" в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_udivitelnye_odnosostavnye.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.  «Эти удивительные односоставные». 8 класс

(Обобщение изученного об односоставных предложениях)

Цель урока.

  • систематизация знаний об односоставных предложениях,
  • отработка навыков пунктуационного разбора, синтаксического разбора,
  • конструирование синтаксических единиц, анализа связного текста,
  • воспитание интереса к предмету, к поэзии, к природе, желания заниматься творчеством.

Урок начинается с чтения стихов учащимися наизусть ( возможно музыкальное сопровождение)

Агния Барто

Бегу на лыжах по лесу,

Бегу, бегу.

За мной вдогонку полосы

Бегут в снегу.

 Бегу на лыжах по лесу,

То я влечу в сугроб,

То вдруг ледышка по носу

Меня легонько — хлоп!

      То на пенек напорешься,

Случается в пути.

Бегу на лыжах по лесу,

Вдруг слышу: — Пропусти!

       Девчонка долговязая

Кричит: — Ой,  догоню! —

Как будто бы обязан я

Ей уступать лыжню.

 Мы стукаемся лыжами,

И, в снег столкнув меня,

Она вопит обиженно:

— Дорогу, размазня!

 Дорогу начинающим!

(И сердится  еще!)

 Доказывает лыжница:

Мол, не ее вина,

Что лыжи быстро движутся,

При чем же здесь она?

 Я весь в снегу до пояса,

Но смех меня берет,

Бегу на лыжах по лесу,

Бегу, бегу  вперед.

 За мной вдогонку полосы

Бегут в снегу,

Бегу на лыжах по лесу,

Бегу, бегу.

А. Т. Твардовский

За тысячу верст

 От родимого дома

Вдруг ветер повеет

Знакомо-знакомо...

За тысячу верст

 От родного порога

Проселочной, белой

Запахнет дорогой;

Ольховой, лозовой

 Листвой запыленной,

 Запаханным паром,

 Отавой зеленой;

Картофельным цветом,

Желтеющим льном

И теплым зерном

 На току земляном;

И сеном и старою

Крышей сарая...

За тысячу верст

От отцовского края...

А. А. Фет

Шепот, робкое дыханье, 

 Трели соловья, 

 Серебро и колыханье 
Сонного ручья,

 Свет ночной, ночные тени, 
Тени без конца, 
  Ряд волшебных изменений 

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы, 
 Отблеск янтаря, 
 И лобзания, и слезы, 
 И заря, заря!..

Какие предложения преобладали в стихах, услышанных вами. Как вы думаете, с чем это связано?  Что ждёт нас? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

 Односоставными предложениями. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Обобщение изученного об односоставных предложениях.

Вспомним все виды односоставных предложений.

У каждого из названных вами предложений есть свой портрет, своё лицо.

Я предлагаю вам портреты в рамках, где зафиксировано «лицо» предложения: сказуемое, выраженное глаголом  в определённой форме, либо подлежащее, выраженное существительным в И.п.

«Узнавание по портретам». Каждый портрет пронумерован. К каждому портрету следует подобрать его имя: «безличное», «неопределённо-личное», «определённо-личное», «назывное». Самороверка. Самоооценка.

Проговаривание, какие предложения называются  «безличными», «неопределённо-личными», «определённо-личными», «назывными».

Работа с текстом на экране.

Раннее утро. Я просыпаюсь и на цыпочках выхожу в сад. Я иду вдоль реки по берегу. Я наблюдаю, как рябит речная гладь под порывами ветра. Я спускаюсь к воде и, вздохнув глубоко, бросаюсь в прохладную воду.

Докажите,  что это текст. Что в данном тексте вам кажется неправильным? Замените двусоставные, где подлежащим является местоимение «я», односоставными. Что изменилось?

Запишите  предложение  «Я спускаюсь к воде и, вздохнув глубоко, бросаюсь в прохладную воду».  Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор. Один ученик у  доски, остальные в тетрадях.

А сейчас приведите примеры найденных вами к этому уроку памяток, писем, рецептов, стихов, статей учебников с использованием односоставных предложений.

Графический блиц –диктант.

Записываются только схемы предложений.

  1. Дружба – дело святое, и дружбу за деньги не купишь.
  2. Загружаем лодку и накрываем её брезентом.
  3. Брожу по набережной снова, и облака плывут вдали.
  4. Я всегда просыпался рано и любил встречать рассвет без свечи.
  5. Развязываю мешок, и из него выскакивает и удирает от меня ёж.

На слайде схемы. Самопроверка. Оценивание.

Обратимся к предложениям на следующем слайде:

  1. На собрании сказали о нашей успеваемости.
  2. В читальном зале не разрешают громко разговаривать.
  3. Вследствие эпидемии гриппа всем приказали носить повязки.

Какие это предложения? Где мы чаще всего их используем? Сфера применения – разговорная речь

Перестройте их в безличные.

  1. На собрании было сказано о нашей успеваемости.
  2. В читальном зале не разрешается громко разговаривать.
  3. Вследствие эпидемии гриппа всем приказано носить повязки.

Какова сфера применения этих предложений?

 Официально-деловая речь.

Даны предложения.

Светает. Чуть забрезжило. Рассвело. На душе светло и радостно. Вечереет. На дворе моросит. На улице пусто. Грустно на душе.

Задание – составить сложные предложения, используя данные  в качестве одной части сложного. Лучшее разбираем.

Чуть забрезжило на востоке, но сквозь мглу, окутавшую луга, мы не разобрали силуэты лошадей.

Дом. задание (на выбор)

  • Составить миниатюры с использованием односоставных предложений на темы: «День чудесный», «В лес за грибами», «В школе ЧП»
  • Упр. 218


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...