Эти изящные односоставные(обобщающий урок в 8 классе)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Односоставные предложения" в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eti_udivitelnye_odnosostavnye.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. «Эти удивительные односоставные». 8 класс
(Обобщение изученного об односоставных предложениях)
Цель урока.
- систематизация знаний об односоставных предложениях,
- отработка навыков пунктуационного разбора, синтаксического разбора,
- конструирование синтаксических единиц, анализа связного текста,
- воспитание интереса к предмету, к поэзии, к природе, желания заниматься творчеством.
Урок начинается с чтения стихов учащимися наизусть ( возможно музыкальное сопровождение)
Агния Барто
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу.
За мной вдогонку полосы
Бегут в снегу.
Бегу на лыжах по лесу,
То я влечу в сугроб,
То вдруг ледышка по носу
Меня легонько — хлоп!
То на пенек напорешься,
Случается в пути.
Бегу на лыжах по лесу,
Вдруг слышу: — Пропусти!
Девчонка долговязая
Кричит: — Ой, догоню! —
Как будто бы обязан я
Ей уступать лыжню.
Мы стукаемся лыжами,
И, в снег столкнув меня,
Она вопит обиженно:
— Дорогу, размазня!
Дорогу начинающим!
(И сердится еще!)
Доказывает лыжница:
Мол, не ее вина,
Что лыжи быстро движутся,
При чем же здесь она?
Я весь в снегу до пояса,
Но смех меня берет,
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу вперед.
За мной вдогонку полосы
Бегут в снегу,
Бегу на лыжах по лесу,
Бегу, бегу.
А. Т. Твардовский
За тысячу верст
От родимого дома
Вдруг ветер повеет
Знакомо-знакомо...
За тысячу верст
От родного порога
Проселочной, белой
Запахнет дорогой;
Ольховой, лозовой
Листвой запыленной,
Запаханным паром,
Отавой зеленой;
Картофельным цветом,
Желтеющим льном
И теплым зерном
На току земляном;
И сеном и старою
Крышей сарая...
За тысячу верст
От отцовского края...
А. А. Фет
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Какие предложения преобладали в стихах, услышанных вами. Как вы думаете, с чем это связано? Что ждёт нас? Чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
Односоставными предложениями. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Обобщение изученного об односоставных предложениях.
Вспомним все виды односоставных предложений.
У каждого из названных вами предложений есть свой портрет, своё лицо.
Я предлагаю вам портреты в рамках, где зафиксировано «лицо» предложения: сказуемое, выраженное глаголом в определённой форме, либо подлежащее, выраженное существительным в И.п.
«Узнавание по портретам». Каждый портрет пронумерован. К каждому портрету следует подобрать его имя: «безличное», «неопределённо-личное», «определённо-личное», «назывное». Самороверка. Самоооценка.
Проговаривание, какие предложения называются «безличными», «неопределённо-личными», «определённо-личными», «назывными».
Работа с текстом на экране.
Раннее утро. Я просыпаюсь и на цыпочках выхожу в сад. Я иду вдоль реки по берегу. Я наблюдаю, как рябит речная гладь под порывами ветра. Я спускаюсь к воде и, вздохнув глубоко, бросаюсь в прохладную воду.
Докажите, что это текст. Что в данном тексте вам кажется неправильным? Замените двусоставные, где подлежащим является местоимение «я», односоставными. Что изменилось?
Запишите предложение «Я спускаюсь к воде и, вздохнув глубоко, бросаюсь в прохладную воду». Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.
А сейчас приведите примеры найденных вами к этому уроку памяток, писем, рецептов, стихов, статей учебников с использованием односоставных предложений.
Графический блиц –диктант.
Записываются только схемы предложений.
- Дружба – дело святое, и дружбу за деньги не купишь.
- Загружаем лодку и накрываем её брезентом.
- Брожу по набережной снова, и облака плывут вдали.
- Я всегда просыпался рано и любил встречать рассвет без свечи.
- Развязываю мешок, и из него выскакивает и удирает от меня ёж.
На слайде схемы. Самопроверка. Оценивание.
Обратимся к предложениям на следующем слайде:
- На собрании сказали о нашей успеваемости.
- В читальном зале не разрешают громко разговаривать.
- Вследствие эпидемии гриппа всем приказали носить повязки.
Какие это предложения? Где мы чаще всего их используем? Сфера применения – разговорная речь
Перестройте их в безличные.
- На собрании было сказано о нашей успеваемости.
- В читальном зале не разрешается громко разговаривать.
- Вследствие эпидемии гриппа всем приказано носить повязки.
Какова сфера применения этих предложений?
Официально-деловая речь.
Даны предложения.
Светает. Чуть забрезжило. Рассвело. На душе светло и радостно. Вечереет. На дворе моросит. На улице пусто. Грустно на душе.
Задание – составить сложные предложения, используя данные в качестве одной части сложного. Лучшее разбираем.
Чуть забрезжило на востоке, но сквозь мглу, окутавшую луга, мы не разобрали силуэты лошадей.
Дом. задание (на выбор)
- Составить миниатюры с использованием односоставных предложений на темы: «День чудесный», «В лес за грибами», «В школе ЧП»
- Упр. 218
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
010. Методическая разработка урока к конкурсу Эффективный урок 5 класс 14 урок - карта и презентация
Методический материал к проведению открытых уроков...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...
Урок 6 класс «Отношения между Дубровским и Троекуровым, анализ эпизода «На псарне». Урок 5 класс Урок повторения ранее изученного. Тема урока: Глагол.
laquo;Отношения между Дубровскими Троекуровым, анализ эпизода «На псарне»....