Времена глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_glagola.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 120

Дата урока

Тема урока: Времена глагола.§81

Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель  урока: Актуализировать сведения о трех временах глагола; формировать умение определять время глагола. 

Планируемые результаты

Предметные

Закрепить умение верно определять морфологические признаки глагола, в том числе и время. Уметь правильно образовывать и произносить глаголы в прошедшем времени.

метапредметные

Овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; иметь способность преобразовывать, сохранять и предавать информацию, полученную в результате чтения и аудирования.

личностные

Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

На доске написано слово «ВРЕМЯ».

- Ребята, как вы понимаете значение этого слова?

- А вот Даль В.И. объясняет это слово так: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».

- Как вы понимаете следующие выражения: Время летит. Время разум дает. Всякой вещи время. Делу- время, а потехе – час. 

- А о каком времени пойдет речь на уроке русского языка?

- Вспомните, какие времена имеет глагол?

- Как вы думаете, глаголы какого наклонения могут иметь формы времени?

Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя, готовятся к восприятию новой темы.

Строят понятные высказывания, осваивают лингвистические  термины.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Таким образом, как звучит тема нашего урока?

- Что вспомнить должны сегодня?

Чему мы должны научиться сегодня?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Прослушайте стихотворение. Какой недостаток текста вы заметила?

Рыженький котик сидеть на окошке,

 И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

Вот теперь сидеть,

На нее глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать.

Пойдем, котик, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.

- Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало правильно.

- На какие группы можно разделить глаголы?

- Давайте зададим к каждой группе глаголов вопросы: что делал? что сделал? что делает?  что будет делать?

вывод:

- глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло, - прошедшее время;

- глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас, - настоящее время;

глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить, - будущее время.

- Как вы думаете, вы все знаете об образовании времен глагола?

стр. 226, теория.

Обдумыавют ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи
  1. Посмотрим, как изменяется глагол по временам. Образуем все формы от глаголов трепетать, блистать, зазеленеть. (не забываем определять вид глагола)
  2. Выборочный диктант. Прослушайте рассказ черепахи –мамы и выпишите глаголы, соответствующие  периодам жизни, которые мы назвали.

Была я малышкой,

Играла пустышкой.

Гуляла с братишкой

И с няней-мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала.

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала.

(о прошедшем времени)

Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке.

Я в школу бужу

По утрам малышей.

Кормлю и купаю

 От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю.

Мету, отмываю, кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю, шучу и кричу.

(в настоящем времени)

В понедельник или среду

Все я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд, и тогда

Посмотрю я города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить.

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить!

( в будущем времени)

Делаем общий вывод о временах галгола.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

упр. 645, подготовиться к словарному диктанту.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что сегодня повторили?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Время глагола

Презентация для уроков русского языка в 5 классе....

Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему "Прошедшее неопределенное время глагола" для 4 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой

Тема:  "Билгесез  үткән заман хикәя фигыль"Максат:  1. Билгесез  үткән заман хикәя фигыль кушымчалары белән таныштыру;       билгеле үткән заман хикәя фигыльлә...

Времена глагола. Настоящее время. 5 класс

Урок на тему "Времена года. Настоящее время" направлен на повторение , углубление знаний пятиклассников о временах глагола. На уроке необходимо научить учащихся образовать форму настоящего времени от ...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число».

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число» (Образовательная система «Школа 2100»)...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...