Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик-).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока, 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 135

Дата урока

Тема урока: Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик-). §90

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: Узнать условия написания суффиксов –ек-,-ик-, уметь безошибочно их писать

Планируемые результаты

Предметные

Знать условия написания суффиксов –ек-,-ик-, уметь безошибочно их писать

метапредметные

Уметь использовать логику при выполнении заданий

личностные

Обогащать словарный запас за счет  эмоционально окрашенных слов

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Здравствуйте, ребята. Проверить домашнее задание (проектная работа)

Сегодня мы продолжим изучать имя существительное.

- Дайте определение этой части речи.

- Расскажите по опорному конспекту написание суффиксов –ЧИК- - -ЩИК-.

- выполните задание. Каждый по очереди выходит к доске, вытягивает свое слово и правильно зачитывает  и записывает его: лазутчик, перевозчик, подписчик,  разведчик, разносчик, гребенщик, ракетчик, двоечник, объездчик, попутчик, доставщик, заговорщик, зачинщик, извозчик, пильщик, строгальщик, грузчик, буфетчик, каменщик, барабанщик.

- Усложним задачу. Объединитесь в группы по четыре человека, на листы запишите слова по заданию.

Дайте толкование слов:

  1. Строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры. 2) специалист по облицовке зданий; 3) наемный служащий в торговом заведении; управляющий имением помещика; 4) специалист по метанию копья; 5) рабочий по погрузке и выгрузке; 6) специалист по переплету книг; 7) специалист по водопроводным работам; 8) специалист в области геологического обследования с целью обнаружения полезных ископаемых;  9)  специалист по изготовлению стали;  

- Сделаем выводы по работе.

Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Выполняют задание учителя. Обдумывают ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

Обратимся к новой теме. Посмотрите  название параграфа 90.

- К какой теме мы сегодня обратимся.

- Что вам предстоит узнать и чему научиться?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Прочитайте правило на стр. 252. Подготовьтесь его рассказать.

 

Знакомятся с новым правилом, Строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Запишем слова, объясним их написание.: горошек, кирпичик, ключик, клювик, цветочек, дружочек, замочек, крючочек, сучочек, ножик, орешек, кусочек, краешек, ларчик, огурчик, кустик, коржик, песочек, тазик.

- Что обозначает суффикс в этих словах? (уменьшительно-ласкательное значение)

упр. 710. (письменно)

Отвечают на вопросы, выполняют задание учителя на доске и в тетрадях.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

- Сейчас вам предстоит выполнить тест 13, 14 (стр.28-31) по вариантам.

Выполняют тестовое задание по вариантам

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

  1. Информация о домашнем задании
  1. правило повторить и новое выучить. упр. 711
  2. составить рассказ или сочинить сказку на тему весна с включением существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Записывают домашнее задание.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Какое новое правило вы сегодня изучили?

- Дайте оценку своим знаниям?

- Своему настроению.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...

Суффиксы существительных

Орфографический практикум для урока русского языка в 6 классе....

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"

Урок  русского языка в 6 классеТема.  Гласные  О и Е после шипящих в суффиксах существительных.Цели. 1 Образовательная: повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова и в ок...

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс

Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Презентация к уроку русского языка в пятом классе. Тема: "Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-(-чик-)"

Презентация к уроку русского языка в пятом классе. Тема: "Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-(-чик-)"...