презентация по теме "Существительные, обозначающие лиц по профессии"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Дельдюжова Ирина Николаевна

Презентация для урока русского языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие существительные, обозначающие лиц по их профессии, необходимо вставить в текст? Где только не строят в нашей стране! Строитель- очень почётная профессия. Собственно, это не одна, а много разных профессий. Чтобы построить большой дом, нужно уложить немало камня или кирпича. Это делают______. Надо установить арматуру. Эту работу выполняют _______. Надо сварить металлические части. Этим занимаются ________. Долго пришлось бы перечислять всех, кто возводит прекрасные современные дома. От каких слов и при помощи какого аффикса образованы эти существительные?

Слайд 2

Выберите и запишите имена существительные, которые обозначают лиц по роду занятий профессии. Обойщик, бульдозерист, заместитель, переключатель, автопогрузчик, стекольщик, паркетчик, указатель, жестянщик, заборчик. Какое значение имеют суффиксы –тель и –чик в невыписанных существительных?

Слайд 3

Рассмотрите таблицу Призносим: Гру [ щик ] Разно [ щик ] Носиль [ щик ] Пишем: Грузчик Разносчик Носильщик После корневых з и с в именах существительных пишется – чик , а не - щик

Слайд 4

Замените в словосочетаниях глаголы однокоренными именами существительными с суффиксами – щик, - чик. Выделите суффикс. Переносить инфекц..ю; уп..ковывать книги; подносить п..троны; н..лаживать станки; переписывать население.

Слайд 5

В какой части слова пропущена буква? Запишите рядом с каждым данным существительным слово, от которого оно образовано; подчеркните производящую основу. Образец: разметчик ( размет ить). Перевоз..ик, налад..ик, фрезеров..ик, груз..ик, рассказ..ик, шлифов..ик, путеуклад..ик, развед..ик, смаз..ик.

Слайд 6

М Я Ч О К О Л О М М Е Л М О Р О З А Л Т Е М М О С Т В Ь О К Р О М 1 4 2 5 6 3 7 Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! Чисто, да не вода, Бело, да не снег, Сладко, да не мёд. От рогатой берут, детям дают. По чёрной доске белый заяц бежит. Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы, И заросли роз? Скручена, связана, на кол посажена, по двору скачет. Кругом вода, А с питьём – беда. Сидит девица в темнице, коса - на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентацияпо музыке в 7классе балет Ярославна

7 урок в 7классе по теме бсаалет Тищенко Ярославна...

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»

Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....