Наклонение глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naklonenie_glagola.docx42.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 116

Дата урока

Тема урока: Наклонение глагола. §78

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: ознакомить с изъявительным, сослагательным и повелительным наклонениями глагола, объясняя их значение.

Планируемые результаты

Предметные

Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола

метапредметные

Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков

личностные

Формировать полилингвистическую компетенцию

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, приготовьтесь к уроку. Начнем урок с небольшого опроса

-  Какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем?

- Что изучает морфология?

- Что изучает правописание?

- Какую часть речи мы сейчас изучаем? (опорный конспект на доске)

- Для чего нам нужно изучать глагол? (чтобы уметь правильно обозначать действия предмета  и грамотно писать и говорить)

3. Продолжите предложение: Я буду изучать тему «Глагол», чтобы…

- Как определить написание в глаголах –ться и –тся? Докажите.

- Прочитайте предложения и скажите, все ли в них правильно написано.

Мальчик весел и смеетца без конца. Лена вынуждает маму часто сердитца из-за плохих оценок.

Словарный диктант (с взаимопроверкой).

Информация, иллюстрация, артист, аллея, желание, телевидение, территория, достижения, доброжелательный, объяснение, отражать, огорчаться, обозначать.

Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на доске и в тетрадях.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Что вы знаете о глаголе?

- Давайте понаблюдаем за морфологическим признаком глагола, который вы ранее не изучали.  

стр. 220, прочитайте данные предложения.

- Одинаковые ли это предложения? В чем их отличие?

- Одинаковые ли предложения по значению? В чём разница?

Отвечают на вопрос.

Да, но есть и отличия.

Предложения отличаются формой глагола.

Нет,  в первом предложении говорится, что я прочитала книгу,  во втором, что могла бы прочитала, а в третьем, её просят, чтобы мы прочитали эту книгу

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Вот вы уже прочитали название параграфа, и определили тему урока. Какова же цель урока?

- Почему у нас возникли затруднения?

Что мы должны сегодня узнать?

Формулируют цели урока.

Не знаем, что одни и те же глаголы могут выражать разные действия.

Как называются такие действия.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

1.Запишите предложения, подчёркивая употреблённые в них формы одного и того же глагола.

2. В каком предложении говорится, что действие произошло?

Какое действие обозначает глагол во втором предложении

А в третьем?

Таким образом, один и тот же глагол может выражать разное отношение действия к действительности.

С помощью чего выражает глагол это отношение?

Какие наклонения имеются в русском языке?

Изучение теории на стр. 221 самостоятельное.

Знакомство с таблицей: Наклонения глаголов, стр.221

Дополним опорный конспект

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Давайте решим тест. Запишите номера предложений с глаголами в изъявительном, повелительном, условном наклонении.

1. Ученики решили эту задачу?

2. Милый Александр Леонидович! Пишите хоть изредка, сообщите новости.

3. Наступила осень.

4. Дом построили.

5. С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.

6. Нарисуй картинку!

7. Ты бы пришёл ко мне сегодня?

8. Облака плывут по небу.

9. Скажите, пожалуйста, который час?

10. Принесли бы вы тетради!

Проверяем!

Изъявительные: 1,3,4, 8.

Сослагательные: 5, 7, 10

Повелительные: 2,6,9

Какие предложения вызвали затруднения?

Выполняют работу, проверяют по эталону

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

упр. 626 (самотсоятельно)

Выполняют задание

  1. Информация о домашнем задании

Написать мини-сочинение «Поход в лес», используя различные наклонения глагола,  (доделать упр. 626

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Что сегодня на уроке повторили?

Что узнали нового?

Как называется такое отношение глагола к действительности? Какие наклонения имеются?

2. Оцените свои знания по теме, значками на полях:

+ - всё понятно

+  - не уверен в своих знаниях

! – необходимо повторить.

3. Передайте своё настроение на уроке, используя в предложениях глаголы в трёх наклонениях

- какое предложение у вас получилось?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.

Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...