Что такое причастие
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта открытого урока, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_prichastie_1_urok.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 68

Дата урока: 22.11.16

Тема урока: Что такое причастие

Тип урока: урок новых знаний

Цель  урока: Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия от прилагательного и глагола.

Планируемые результаты

Предметные

знать признаки причастия, уметь отличать их от прилагательного и глагола; уметь видеть причастия в тексте.

метапредметные

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме, приводить примеры в качестве доказательства; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии  с поставленной задачей.

личностные

выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность, применять правила делового сотрудничества.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять.

У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь к ним поприветствуйте, улыбнитесь и садитесь на свои места.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Ребята, я вчера получила предложение от следственной группы рассмотреть и отреагировать на заявление следующего содержания: « В нашем городе Морфология поселился  странный житель. Все в нем странно: и внешность, и значение, и поведение.  Этот житель утверждает, что законно поселился в нашем городе, называет себя Причастием и подражает нам буквально во всем. Только выглядит он как мы и что-то в нем вызывает сомнение.  Дорогие шестиклассники, помогите нам разузнать его поближе и принять как жителя нашего города».

- А вот подписи нет.  Ну что, ребята, поможем?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, принимают учебную задачу.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Что это за жители такие написали обращение? (части речи)

- Дело о какой  личности мы будем расследовать? (о причастии)

Запишите число, классная работа, тему

урока «Причастие». У нас есть эпиграф к уроку, выражение В.Даля : «Причастие – часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». Запишите его.

- А как настоящие следователи, мы поставим перед собой несколько задач.

- Скажите, что бы вы хотели извлечь полезного для себя из сегодняшнего расследования? Чему научиться? Какие знания открыть? (узнать, что такое причастие, научиться его находить)

Отвечают на вопросы учителя.  Под руководством учителя определяют цели и задачи урока.

Оформляют тетради.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Ну что же, приступим к расследованию.

А начнем мы с вами со знакомства с делом и посмотрим на этого жителя города Морфология.

Перед вами три предложения. Разберите их по членам (предложения записаны на доске)

Веселый ветерок  расплетает косички белокорых берез.

Веселится ветерок, расплетает косички белокорых берез.

Веселящийся ветерок расплетает косички белокорых берез.

- Что же вы можете сказать об этих предложениях? На что обратили внимание?

- После анализа предложений обнаружили ОБЪЕКТ расследования (слово Веселящийся, т.к. затрудняются определить часть речи).

- А чтобы доказать, что именно это слово нас интересует, давайте определим морфологические признаки каждой части речи. (работаем с таблицей ПОКА только с двумя колонками: На вторую строчку таблицы записать слова, определить часть речи – записать на верхнюю строчку.)

прилагательное

глагол

причастие

веселый

веселится

веселящийся

какой?

род (м.р)

число (ед.ч.)

имеет полную и краткую форму

зависит от сущ.

определение

что делает?

лицо (3л.)

число (ед.ч.)

возвратное

вид (несов.в.)

время (наст.вр.)

сказуемое

какой? что делающий?

род

число

имеет полную и краткую форму

зависит от сущ.

возвратное

вид

время

определение

- Давайте установим, какими признаками обладает слово Веселящийся. Признаки, совпадающие с прилагательным, подчеркните волнистой линией, с глаголом – одной чертой.

- ПОСЛЕ заполняется третья графа.

- А мы молодцы. Справились со второй частью расследования.

ФИЗМИНУТКА

- С морфологическими признаками разобрались. А как вы думаете, что все три слова отличает? (значение)

- Что обозначает прилагательное? (признак предмета). Можно это слово заменить синонимом? антонимом? (да)

- Что обозначает глагол? (действие предмета)

- Что обозначает причастие? (тоже признак предмета, но только возникающий при наличии действия). Предлагаю заменить слово Веселящийся выражением, КОТОРЫЙ веселится.

- Как изменяется этот признак? (во времени)

И я вам советую, чтобы обнаружить причастие в тексте, прибегайте к этому способу – замене.

- Помните мы начали с обращения, я вам задала вопрос, кто его написал? Теперь вы можете дать ответ? (да это прилагат. и сказуемое)

- Помните,  они написали, что выглядит как мы, но только что-то вызывает сомнение?  Как думаете, что еще нужно расследовать? (состав и способ образования)

- Разберите по составу каждое слово, определите способ образования причастия (от основы глагола при помощи суф., суффиксальный)

- Тогда давайте рассмотрим словообразовательную сторону этого дела. На столах у вас листочки со словами, в парах проанализируйте и запишите суффиксы, с помощью которых они образованы. (см распечатки)

Запомните эти девять суффиксов.

Работает с предложениями.

Подчеркивают члены предложения.

Должны увидеть однокоренные слова,  но разных частей речи.

Их записывают себе в тетрадь в таблицу.

Работают со словами, определяют морфологические признаки,

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Задание: прочитайте словосочетания, запишите только те, которые соответствуют строению: прич.+существит. : краснеющий, закат, голубое небо, распускающиеся цветы, красный флаг, серьезный мальчик, отзвеневший звонок, темный вечер, темневший вдали лес, голубеющий небосклон, деревянный дом, опавшие листья.

Сделайте выводы: как вы определили часть речи? (по вопросу, суффиксу)

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

Из учебников географии, истории, биологии, информатики выпишите по 2 предложения с причастиями.

Параграф 34.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- На этом расследование мы завершаем.

- Как вы думаете, мы справились с заданием?

- Могут ли части речи из города Морфология принять причастие?

- Какие новые знания вы для себя открыли?

- Какие затруднения встретили?

- Оцените свое состояние: на полях поставьте плюс, если вам все понятно и вы готовы идти дальше; знак вопроса – еще нужно поговорить на эту тему; минус – ничего не понятно, надо повторить все сначала.  

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Что такое причастие? 6 класс.

Данная тема изучается в разделе: «Причастие в языке и речи».Тип урока – урок открытия нового знания....

Что такое причастие

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Название УМК:  Русский язык. 5-9 класс. Под редакцией Разумовской М.М.Предмет: Русский языкКласс: 6 классТема урока: Что такое причастие?Место ...

методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"

Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....

методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Что такое причастие"

Урок изучения нового материала. 6 класс (по учебнику Разумовской)....

что такое причастие

таблица в помощь учащимся...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ....

Технологическая карта к уроку русского языка в 7 классе по теме "Что такое причастие"

Технологическая карта к уроку русского языка в 7 классе по теме "Что такое причастие"...