Занимательные задания по морфологии
занимательные факты по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Занимательные задания по морфологии.
1. Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и какие – словами разных корней.
Подлить – продлить, затрубить – отрубить, виноватый – извиняться, проданный – преданный, парный – паровой, конец – кончаться, смешить – смешать, безоблачный – разоблачить, носатый – носильщик, учитель – учитывать, слеза – слезать, сокровище – сокровенный, левый – львиный, нервный – неровный, старожил – сторожиха.
2. Найдите корни в следующих словах (при этом учтите, что каждое из этих слов имеет разные значения).
Дали, пила, пришли, простой, стекло.
3. Найдите корни в следующих словах.
Отвори – отвари, спеши – спиши, полоскать – поласкать, передовая – передавая.
4. В каждой тройке слов найдите по два слова однокоренных.
Пара, парный, паровой; проводы, подводный, подвода; носильщик, носатый, поднос; лето, летний, лететь.
5. Слово персона означает «лицо». Что же обозначают слова: персонал, персональный, персонаж, персонификация?
6. Как вы думаете: потому ли роза называется розой, что она розового цвета, или же, наоборот, розовый цвет называется розовым потому, что это цвет розы?
7. Верно ли, что чернила называются чернилами потому, что их наливают в чернильницу?
8. Маленькие дети иногда образуют свои слова вместо общепринятых: вместо солонка – сольница, вместо кондуктор – билетник, вместо вор – укральник, вместо компресс – мокресс.
Объясните пути образования этих слов.
9. Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания.
Домов, столов, коров, голов, основ; степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
10. Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова.
Человек! – Это великолепно, это звучит гордо.
56. Пушкин рассказывал, что «Онегин был, по мненью многих... ученый малый, но педант». Что значит ученый малый?
57. (Шутка.) Как из двух приставок образовать повелительное наклонение глагола?
58. Найдите и исправьте ошибки в предложениях, которые написал один ученик в своих сочинениях.
Жил мельник. Когда он умер, он разделил наследство между тремя сыновьями.
Гостя вталкивали в комнату с медведем, а дверь запирали. Гость отыскал безопасный угол и прижался к стене.
11. Сравните два предложения и определите, в каком из двух случаев выстрел получился нечаянно.
- Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
- Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
12. Какого вида глагол проводить? Образуйте парный ему глагол другого вида.
13. Если враги окружают отряд, то можно сказать: отряд, окружаемый врагами, а если деревья окружают дом, то нельзя сказать: дом, окружаемый деревьями. Объясните, почему это.
14. Вставьте, где нужно, предлог за.
Я (_) четыре года училась грамматике.
Я (_) четыре года научилась грамматике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные задания по теме «Степень с натуральным показателем"
Занимательные задания...
Развитие интереса к русскому языку через использование нестандартных занимательных заданий
выпускная работа...
Математический серпантин-занимательные задания
Занимательные задания по математике, развивающие логическое мышление. Задания составлены по принципу от простого к сложному. Данный материал можно использовать как на уроках математики так и во внеуро...
занимательные задания по французскому языку для 5 класса
представлены интересные задания...
Задания по морфологии для детей-мигрантов
Эти задания рассчитаны на детей, для которых русский язык не является родным...
Занимательные задания по морфологии
Занимательные задания...