Составила: Учитель русского языка и литературы: Носова И.А. Класс: 5 . Предмет: Русский язык
Цель урока: Развивать интерес к русскому языку как национальному языку.
Задачи: - воспитывать интерес к предмету «Русский язык»;
- развивать правильную речь учащихся, логическое мышление;
- закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Тип урока: Урок закрепления знаний
Краткое описание: Турнир проводится между командами пятых классов. Состав команд - 10 человек. Оборудование: записи на доске, листочки с заданиями к конкурсам; презентация. Сведения об игре Турнир проводится между командами пятых классов. Состав команды - 10 человек. От каждой команды 5 человек группа поддержки. Команды сидят друг против друга. Вступление Ведущий 1. Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся пятых классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык. Ведущий 2. Любая игра начинается с разминки. Сейчас вы должны показать, какая вы дружная команда, поэтому первый конкурс называется «Дружная команда».
Конкурс «Дружная команда» • На каждую букву написанных по вертикали слов («трудолюбие» и «литература») подберите дружную команду. Кто быстрее подберет дружную команду, тот и победитель. Слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова. • «т» - труба, существительное • «р» -разве, частица • «у» - удивляться, глагол • «д» - десять, числительное • «о» - ох, междометие • «л» легко, наречие • «ю» - юла, существительное • «б» - без, предлог • «и» - или, союз • «е» - еловый, прилагательное Конкурс « Собери текст» Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух. Для команды 1 И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Голова сказала: «Разойдемся!» - Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Для команды 2 У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду.» Конкурс « Найди лишнее» Условия игры: каждой команде называется по четыре предмета. Игроки должны объяснить, почему одно слово является «ЛИШНИМ'). Для команды 1 Существительное, прилагательное, глагол, союз. • Дождь, снег, град, луна. • Земля, серая, желтая, зеленая. • Увидеть, покрасить, краска, добежать. • Белый, белизна, белеет, белка. Для команды 2 • Тетрадь, книга, дневник, самолет. • Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж. • Касса, маска, тонна, килограмм. • Ночь, дочь, печь, рожь. • Вкусный, интересный, искусный, грустный. Игра «Умеем ли слушать друг друга» Ведущий вызывает команду к доске и дает задание составить маленький рассказ. Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложения. Второй называет первое предложение и свое, стараясь развить заданную тему. Третий повторяет два предложения и говорит третье и т.д. 1 команда тема: «Зима». 2 команда тема: «Лето». Конкурс « В гости к гласным» • Ведущий: Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелегкое задание предложили они детям. На этой картинке десять шаров. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных. Какие слова составили дети? предложения и говорит третье и т.д. С А М Е Н Л Р О П Т Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки» Ведущий. Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и звуков в словах-отгадках. Загадка команде 1. • Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто бы жучок. Захочет - вскачь пройдет немножко, Захочет - ляжет на бочок. • Команда 1. Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука. Загадка команде 1. • Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, Для зимы - другого цвета Команда 1. Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков. Загадка для команды 2. • Льется речка - Мы лежим. Лед на речке - Мы бежим. • Команда 2. Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков. Загадка команде 2. • Ее всегда в лесу найдешь - Пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем • Команда 2. Это ель. В слове 3 буквы, 3 звука Конкурс «Отгадай пословицу» Ведущий 1 Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам Ведущий 2. Команда 1, слушайте: «свет», «тьма». • Ответ. Команда 1. Ученье - свет, а неученье - тьма. • «труд», «лень». • Ответ. Труд кормит, а лень портит, Ведущий 1. Слова для команды 2: «встречают», «провожают». • Ответ. Команда 2 По одежке встречают, по уму провожают. • «погибай», «выручай». • Ответ. Сам погибай, а товарища выручай. Подведение итогов • Награждение победившей команды |