Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Сложное предложение. §64

Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель  урока: Актуализировать и восстановить знания о сложном предложении; дать понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении; отработать умение правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.

Планируемые результаты

Предметные

Знать структурные отличия между простыми и сложными предложениями. Уметь определять количество основ в предложении, роль союза Ив предложении; составлять сложные предложения с союзом И. Уметь определять границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать»схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам.

метапредметные

Применять приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения, навыки на межпредметном уровне.

личностные

Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Сегодня мы продолжим путешествие по стране Синтаксис. Мы будем говорить о сложных предложениях, узнаем виды сложных предложений, будем составлять схемы сложных предложений.

Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1. Начнем с синтаксического разбора. Запишите предложение. Снег на улицах плотным ковром.

Дайте ему полную характеристику. Начертите схему.

2.По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.

Охарактеризуйте это предложение, составьте схему.

Вывод: перед нами сложное предложение, т.к. в нем две грамматические основы.

- Какое средство связи между частями сложного предложения? (союз)

3. Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна.

Охарактеризуйте это предложение. Какое средство связи между частями этого предложения. (интонация, союза нет)

Вывод: сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

Отвечают на вопросы. строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Как же определить вид союзного  предложения? Существует два вида: сложносочиненное и сложноподчиненное. вы об этом что-нибудь знаете?

- Какие задачи поставим перед собой сегодня? (узнать, какие сложные предложения называются ССП и СПП)

Формулируют вместе с учителем задачи урока

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Давайте составим обобщающую схему

- Какие союзы вы знаете?  (дети перечисляют)

- Все союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Таким образом, все союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.  Добавим в схему эти сведения.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи
  1. упр. 515, списать предложения, составиться схемы. Как связаны между собой части сложного предложения.
  2. А теперь прочитайте задание к упражнению. С какими предложениями мы сейчас работали?
  3. прочитать теорию о ССП.
  4. Прочитать теорию о СПП.
  5. упр.516

Формулируют собственные мысли, выполняют задания, делают выводы

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение
  1. Познакомиться с планом синтаксического разбора сложного предложения
  2. упр. 522
  3. выполнить тест № 39;

выполняют тестовые задания

  1. Информация о домашнем задании

§64, знать определения; упр.519

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности вы испытали на уроке?

- Что вам нужно доучить?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....