Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Чернова Татьяна Вениаминовна

Материал данной статьи может быть использован как учителями, обучающих детей с ОВЗ, так и учителями общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных действий  детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка

Единственный путь к знанию – это деятельность.

Б.Шоу

Муниципальное казённое образовательное учреждение школа № 101 – это учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ученики школы № 101 – дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Отклонения в развитии детей с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности:

 - обучающиеся с ДЦП – 72%

- обучающиеся с миопатией – 23%

- обучающиеся с врождённым или приобретённым недоразвитием и деформацией опорно – двигательного аппарата, черепно-мозговыми травмами – 5%.

Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем: зрения, слуха, глубокой чувствительности. Кроме того, дети – инвалиды имеют нарушения познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Выражены психоорганические проявления: медлительность, истощаемость психических процессов, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, недостаточность концентрации внимания, снижение объёма памяти, воображения, мышления, не развита речь. Для некоторых детей характерны отсутствие мотивации к учебной деятельности,  отсутствие навыков самостоятельной работы.

Таким образом, исходя из выше перечисленного, обучение детей с ДЦП  является  трудоёмким процессом.    

Сейчас в учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Сегодня школа  стремительно меняется. Сейчас важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько  вооружить его таким важным умением - умением учиться, поэтому так актуален в разработке новых стандартов системно – деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней,  самостоятельной познавательной деятельности ученика.

 В процессе деятельности ученик осваивает универсальные учебные действия, развивается как личность. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность, чтобы на уроке происходило развитие, становление деятельной личности.

Зная возможности детей с ДЦП, исходя из своего опыта работы, могу поделиться методами и приёмами работы по русскому языку.

В своей работе я опираюсь на систему дидактических принципов деятельностного подхода, потому что эта технология даёт хорошие результаты в обучении детей с ОВЗ: дети ответственно и заинтересованно учатся, успешно сдают итоговую государственную аттестацию, поступают в ВУЗы, находят свой жизненный путь.

Урок я начинаю с психологического настроя ( принцип доброжелательной атмосферы), что способствует формированию личностных  универсальных учебных действий, это может быть  доброжелательная улыбка, слова одобрения, пожелание всем плодотворной работы на уроке, приветствие друг другу.

Следующим эффективным средством, способствующим познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий, является создание проблемной ситуации на уроке. Ребенок с ОВЗ усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения.  И начинается его мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей.  На этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у детей положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Здесь использую различные приёмы:

- побуждающий диалог, принятие от учеников формулировок темы урока

- подводящий диалог: это посильные вопросы и задания, которые приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделим «лишнее»)

- сообщение темы с мотивирующим приёмом (использованием стихов, загадок, пословиц) с целью вызвать интерес учащихся.

Продуманная формулировка вопросов учителя позволяет создать условия для формирования познавательных УУД:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (знаю, не знаю);

- находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивных алгоритмов;

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать.

Сейчас государство создаёт условия для развития и обучения детей с ОВЗ. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Школьные годы – это особый период времени, когда появляется способность, иначе  креативность, к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у детей с ОВЗ изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки учителям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. А это так необходимо детям с ограниченными возможностями!

ТРИЗ для них – это система коллективных игр, занятий.

ТРИЗ – это  процесс создания нового, соединяющий в себе логику, мышление, интуицию.

В начале урока можно также использовать  приём «Необъявленная тема».

Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный приём позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример:

Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая вдруг останавливается, не выводит саму тему.

Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам всё равно надо, и начнём с хорошо знакомого материала…

Затем  ученики выясняют, какие знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает.  Обсуждают вначале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы, прогнозируют свою работу, осуществляют контроль за своими знаниями ( принципы непрерывности, целостности).

По осмыслению предстоящей или изученной темы урока  провожу игру «Хорошо – плохо».

В этой игре  дети учатся выделять в разделах русского языка положительные и отрицательные стороны, систематизировать свои знания.  Например, одни ученики отвечают на вопрос: что хорошего мы изучили? А вторая группа - что плохого: что я не понял, не выучил, не сделал?

Следующий этап урока - сотрудничество детей и учителя в поиске и сборе новой информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, разрешение поставленных задач, конфликтов; управление поведением партнёра, вовремя сказанное слово одобрения или отрицания. Дети учатся анализировать свою работу и работу одноклассника.

Для активизации познавательного процесса стараюсь использовать разнообразные формы работы: индивидуальную, групповую, работу в парах, фронтальную, игровые технологии, стараюсь осуществлять дифференциацию подходов, учитывающих индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ, обязательно стараюсь создать ситуацию успеха (принцип минимакса). При подборе заданий учитываю принципы доступности и наглядности, занимательности и состязательности, содержащие сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища;  работа в паре по составлению вопроса, кроссворда или отгадывания; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...».

Правильность ответов дети могут искать и в учебнике. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается и для проверки истинности собственных высказываний и высказываний сотоварищей. А также для развития памяти, внимания. Этот этап урока, можно сказать, посвящен совместному «открытию» знаний, изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с примерами их применения.

Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все признаки предмета, правила. Не менее важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в учебнике, уметь пользоваться им.

Важную роль в этом играют дополнительные книги, используя которые, школьники подготавливают свои сообщения (принцип деятельности).

На уроке значимую роль имеет практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. Ученики переходят к индивидуальному заданию или к работе в парах, при этом можно пользоваться «Тетрадью для экзаменов», где записаны схемы, алгоритмы: так лучше формируется память, мышление, логика детей с ОВЗ.

На этом этапе также важно предоставить ученику выбор в выполнении определённого задания (принцип вариативности). Сильным ученикам нужна организующая помощь учителя, слабому – помощь в выполнении заданий (принцип минимакса). В своей педагогической деятельности  я стараюсь так выстраивать учебный материал и работу ученика, чтобы активно развивались у детей с ОВЗ мыслительные процессы: сопоставление, обобщение, упорядочивание, систематизация.

Занимателен на уроках метод «ключевых слов». Данный метод помогает ученикам  актуализировать личностные смыслы при работе с текстом  по русскому языку. Последовательность действий следующая:

- учащимся предлагается текст (стихотворение, проза, отдельная фраза);

- все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения данного ученика);

- участники знакомят всю группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них. Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими. Затем подводятся итоги: кто больше увидел, набрал, осознал правильные ключевые слова, кто понял основную мысль теста, высказывания.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен, и на него уходит много времени. При обсуждении работы надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделиться особенностями найденного ими способа применения полученных знаний. Здесь будут уместны приёмы технологии «Критического мышления», например:

- «Корзина идей» (позволяет выяснить всё, что знают ученики по обсуждаемой теме);

- «Верные и неверные утверждения» (систематизация знаний);

- «Нарисуйте счастье» ( устное описание своего ощущения в данный момент, это развивает фантазию, речь, мыслительные процессы у ребёнка с ОВЗ);

- «Письмо по кругу» (развивает логику, мышление, речь);

- «Дерево предсказаний» (развитие творчества, фантазии, желаний);

- «Рюкзак» (собираем идеи, выводы по изученной теме, возникшие мысли).

Приём рефлексии «Рюкзак» используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть: зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак передаётся от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Например:

- я научился составлять план текста;

-  я разобрался в такой-то теме;

- я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия.

Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик – это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни детей с ОВЗ.

«Учительский труд является творческим трудом. Он не поддаётся никаким правилам или ограничениями своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтоб затем становиться большими художниками» (В.В. Давыдов).

Список использованных источников

1. Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. – М., Баласс, 2009. – С. 164-283.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя // Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2011. – 156 с. (серия «Стандарты второго поколения»).

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).

5. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. – 2008. – № 2.

6. Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября». – 2001. – № 9. – С. 14-15.

7. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. – 2011. – №4. – С.13-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка

В статье отражены особенности применения модульной технологии обучения на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств для развития личностной и познавательной сферы уче...

Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы

материал содержит обобщение опыта работы по проблеме "Развитие познавательной деятельности и творческой активности на уроках русского языка и литературы"...

Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как...

Авторская концепция "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"

Одна из важнейших проблем сегодня  – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению.      ...

Презентация к авторской концепции "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"

Основные пути, позволяющие развивать познавательную активностьучащихся}элементы занимательности на уроках}творческая работа}разнообразные формы проведения уроков}дидактический материал}индивидуа...