Рабочая программа "Русский язык. 7 класс"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана на основе программы по русскому языку под ред. М.М.Разумовской и рассчитана на 175 учебных часов (5 ч. в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_kl_2016-2017.doc | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Боковский район
ст. Боковская
Верхнечирская основная общеобразовательная школа филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Боковская средняя общеобразовательная школа имени Я.П.Теличенко» Боковского района
«УТВЕРЖДЕНО» Заведующий Верхнечирской ООШ филиалом МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района ________Э.М.Виноградова Приказ от 31.08.2016 г. № 141 |
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 класс
Количество часов: 175 (5ч в неделю)
Учитель: Соколова Елена Александровна
Программа разработана на основе:
1.Программы по русскому языку для общеобразовательной школы. 5-9, 10-11 кл. Издательство «Дрофа» 2010г.
2.Учебника «Русский язык» 7 класс под редакцией М.М.Разумовской. Издательство «Дрофа» 2013 г.
2015 – 2016 учебный год
- Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
-Закон Российской федерации от 29.12.2012г № 273 «Об образовании»,
-Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2812-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»,
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»,
- Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.»,
-Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 уч.год»,
-Устав МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района, утвержденный Постановлением Главы Боковского района от 09.12.2014г. №1129,
-Положение о Верхнечирской ООШ филиале МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района, утвержденное приказом директора школы от 18.01.2015г № 229,
-Положение о рабочей программе педагога Верхнечирской ООШ филиала МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района, утвержденное приказом заведующего филиалом от 17.07.2015г № 125,
-Образовательная программа Верхнечирской ООШ филиала МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района на 2016-2017 уч.год, утвержденная приказом заведующего филиалом от 25.07.2016г. № 120 ,
-Учебный план Верхнечирской ООШ филиала МБОУ «Боковская СОШ имени Я.П.Теличенко» Боковского района на 2016-2017 уч.год, утвержденный приказом заведующего филиалом от 25.07.2016г.№ 120
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для VII класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться в жизни как основным средством общения.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Содержание курса 7 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в 5-6 классах, на изучение нового в 7 классе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на постепенную подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
Структуру курса русского языка в 7 классе составляет изучение служебных частей речи - предлогов, союзов , частиц, междометий. Из самостоятельных частей речи рассматриваются только наречия, все остальные самостоятельные части речи изучались в предыдущих классах.. Из-за разгруженности курса появилась возможность системного повторения основных разделов русского языка в начале года и больше времени на контроль, учет полученных знаний. Итак, 7 класс имеет морфолого-орфографическую направленность. Специфику учебника составляет его структура, которая предусматривает изучение следующих разделов: «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь». Однако языковой и речевой аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» в основной курс языка.
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Тестирование также рассматривается как одна из форм текущего контроля теоретического и практического материала.
Диктанты , тесты, контрольные работы :10
Сочинения, изложения: 10
Административных контрольных уроков: 1
Преподавание ведется по учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа. – 2013 г.
3. Содержание учебного материала
О языке 1
Язык как развивающееся явление.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.
Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах 44
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ 60
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ 12
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ 13
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.
ЧАСТИЦА 6
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА 4
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.
Омонимия слов разных частей речи
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
ПОВТОРЕНИЕ 16
Всего уроков развития речи - 44
4.Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
Учащиеся должны знать определение основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны уметь:
1. Владеть всеми видами речевой деятельности:
Чтение и аудирование:
- адекватно понимать содержание информации, воспринимаемой на слух и зрительно;
- выразительно читать тексты публицистического стиля;
- извлекать информацию из различных источников; фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Говорение:
- определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной речи;
- подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;
- сохранять в пересказе, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
- создавать устные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей.
Письмо:
- подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;
- сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;
- уметь видеть проявление физического и психологического состояния человека во внешности людей и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица;
- создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;
- писать сочинения-описания внешности и состояния человека; сочинения повествовательного характера; сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного;
- писать заметки в газету, рекламные аннотации.
2. Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать русский язык как средство получения знаний по другим предметам.
3. Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты:
• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
• по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
• по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
• по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
• по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
• по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах
5. Учебно-тематическое планирование
по русскому языку в 7 классе
Учитель : Соколова Е.А.
Количество часов: 5 часов в неделю, 175 часов в год
Диктанты , тесты, контрольные работы :10
Сочинения, изложения: 10
Административных контрольных уроков: 1
Планирование составлено на основе:
1. Программы для общеобразовательной школы. 5-9, 10-11 кл. Издательство «Дрофа» 2010г.
2. Учебника «Русский язык» 7 класс под редакцией М.М. Разумовской «Дрофа» 2013г.
3. Методических рекомендаций по русскому языку в 7 классе под редакцией М.М. Разумовской Изд-во «Дрофа» 2008 г.
4. Примерной программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы. М.М. Разумовская, Н.Н.Шанский и др. М. : «Дрофа», 2008г
№ п/п | Раздел. Тема. | Кол-во часов | Дата | Вид материала | Деятельностный подход |
О ЯЗЫКЕ (1ч) | |||||
1. | Изменяется ли язык с течением времени. | 1 | 1.09 | Ознакомительный. | Рассуждение. |
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (44ч) | |||||
Повторение изученного в 5-6 классах | |||||
2 | Р.р. Что мы знаем о стилях речи | 1 | 2.09 | Обобщение изученного. Разг., книж. | Повторение. |
3 | Р.р. Что мы знаем о типах речи | 1 | 5.09 | Обобщение изученного Опис.,повест., рассуж. | Повторение. |
4-5 | Фонетика и орфоэпия | 2 | 6.09,7.09 | Обобщение изученного | Работа над фонет. и орфоэп. разборами. |
6-9 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | 4 | 8.09 9.09 12.09 13.09 | Обобщение изученного. Словообразовательная цепочка. | Определение способов словообразования. |
10-11 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного». Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 1 | 14.09 15.09 | Самостоятельная работа. | Тестирование |
12 | Р.р. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | 16.09 | Ознакомительный.Параллельный, последовательный способы связи предложений. | Нахождение способов связи предложений. |
13-14 | Р.р Подробное изложение. | 2 | 19.09 20.09 | Подробный пересказ. | Составление плана, изложение. |
15-16 | Правописание: орфография и пунктуация. Правила употребления букв. Разделит. Ъ и Ь. | 2 | 21.09 22.09 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
17-18 | Буква Ь для обозначения мягкости согласного. Буква Ь как показатель грамматической формы. | 2 | 23.09 26.09 | Обобщение изученного | Тренировочные упражнения |
19 | Буквы О-Ё после шипящих и Ц. | 1 | 27.09 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
20 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Правописание приставок. | 1 | 28.09 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
21-22 | Орфограммы в корнях слов. | 2 | 29.09 30.09 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
23-25 | Правописание суффиксов. | 3 | 3.10 4.10 5.10 | Закрепительный | Тренировочные уп ражнения |
26-28 | Правописание окончаний. Самостоятельная работа. | 3 | 6.10 7.10 10.10 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
29-30 | Контрольный диктант с грамматико-орфографическими заданиями по теме «Повторение изученного». Закрепление материала . Анализ контрольного диктанта. | 1 1 | 11.10 12.10 | Самостоятельная работа. | Диктовка с самопроверкой. Грам. задание |
31-33 | Слитно-дефисно-раздельные написания. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 3 | 13.10 14.10 17.10 | Закрепительный | Повторение |
34-35 | НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. | 2 | 18.10 19.10 | Закрепительный | Повторение |
36-37 | Обобщение материала по теме «Правописание. Орфография и пунктуация». Контрольная работа по теме «Правописание. Орфография и пунктуация» | 1 1 | 20.10 21.10 | Самостоятельная работа. | Диктовка с самопроверкой. Грам. задания. |
38-41 | Анализ к.работ. Работа над ошибками. Словарное богатство русского языка | 4 | 24.10 25.10 26.10 27.10 | Обобщение материала. | Самост. работа с учебником, работа со схемами и таблицами |
42-45 | Грамматика: морфология и синтаксис
| 4 | 28.10 7.11 8.11 9.11 | Творческая работа Домашнее сочинение по упр.186. | Умение высказывать свою точку зрения. |
Стили речи (12ч.) | |||||
46-49 | Р.р. Публицистический стиль речи | 4 | 10.11 11.11 14.11 15 11 | Ознакомительный. | Самост. работа с учебником. |
50-52 | Р.р. Заметка в газету | 3 | 16.11 17.11 18.11 | Ознакомительный. | Словесное рисование. |
53-54 | Контрольное тестирование | 2 | 21.11 22.11 | ||
55-57 | Р.р Сочинение на тему «Человек и природа » Анализ творческой работы и работа над ошибками | 2 1 | 23.11 24.11 25.11 | Творческая работа | Составление плана, подбор материала. |
Наречие (60 ч.) | |||||
58 | Какие слова являются наречиями | 1 | 28.11 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
59-60 | Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи | 2 | 29.11 30.11 | Ознакомительный. | Самост. работа с учебником. |
61-63 | Разряды наречий по значению | 3 | 1.12 2.12 5.12 | Ознакомительный. | Работа со схемами |
64-65 | Степени сравнения наречий | 2 | 6.12 7.12 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
66 | Морфологический разбор наречия. | 1 | 8.12 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
67-69 | Словообразование наречий. | 3 | 9.12 12.12 13.12 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
70-72 | Правописание наречий, образованных от имен существительных | 3 | 14.12 15.12 16.12 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
73-75 | Правописание наречий на -о, -е . НЕ в наречиях на –О, -Е. | 3 | 19.12 20.12 21.12 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
76 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | 22.12 | ||
77 | Анализ. Работа над ошибками | 1 | 23.12 | ||
78-79 | Буквы Н, НН в наречиях на -О, -Е. | 2 | 26.12 27.12 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
80-81 | Буквы О, Е на конце наречий после шипящих | 2 | 28.12 11.01 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
82-83 | Проверочная работа по опознанию наречия в тексте, определению его разряда, способа образования. | 2 | 12.01,13.01 | Самостоятельная работа. | Тестирование |
Типы речи (12ч) | |||||
84-85 | Р.р. Рассуждение-размышление | 2 | 16.01 17.01 | Комплексная работа с текстом | Устное сочинение. |
86-88 | Р.р Изложение . Анализ творческой работы. | 2 1 | 18.01.19.01 20.01 | Подробный пересказ. | Редактирование плана. |
Наречие (продолжение) | |||||
89 | Буквы о, а на конце наречий | 1 | 16.01 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
90-92 | Дефис в наречиях | 3 | 17.01 18.01 19.01 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
93-94 | НЕ и НИ в отрицательных наречиях | 2 | 20.01 23.01 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
95-96 | Буква Ь на конце наречий после шипящих | 2 | 24.01 25.01 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
97-98 | Употребление наречий в речи | 2 | 26.01 27.01 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
99-100 | Произношение наречий | 2 | 30.01 31.01 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
101-102 | Контрольная работа по теме «Наречие». Обобщение и систематизация материала по теме «Наречие». Анализ контрольной работы. | 1 1 | 1.02 2.02 | Самостоятельная работа. | Диктовка с последующей самопроверкой. |
Типы речи (продолжение) | |||||
103-104 | Р.р. Описание состояния человека | 2 | 3.02 6.02 | Ознакомительный. Комплексная работа с текстом | Словесное рисование |
105-106 | Р.р Комплексный анализ текста | 2 | 7.02 9.02 | ||
107-109 | Р.р Сочинение на тему «Как я в первый раз …» упр.325 Анализ творческой работы и работа над ошибками. | 2 1 | 10.02 13.02 14.02 | Творческая работа | Составление плана, сбор материала для сочинения. |
Текст (15ч.) | |||||
110-112 | Р.р.Порядок слов в спокойной монологической речи | 3 | 15.02 16.02 17.02 | Комплексная работа с текстом | Самост. работа с учебником |
113-116 | Р.р.Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Р.р. Изложение. | 2 2 | 20.02 21.02 22.02 27.02 | Подробный пересказ. | Составление плана. |
117 | Анализ. Работа над ошибками | 1 | 28.02 | ||
Служебные части речи (35ч.) | |||||
Предлог (12ч) | |||||
118-119 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов | 2 | 1.03 2.03 | Ознакомительный. | Работа со схемами |
120-121 | План морфологического разбора | 2 | 3.03 6.03 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
122-124 | Правописание предлогов | 3 | 7.03 9.03 10.03 | Ознакомительный. | Тренировочные упражнения |
125-126 | Употребление предлогов в речи | 2 | 13.03 14.03 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
127 | Подготовка к контрольной работе по теме: «Предлог» | 1 | 15.03 | ||
128 | Контрольная работа по теме «Предлог» | 1 | 16.03 | ||
129 | Анализ. Работа над ошибками. | 1 | 17.03 | ||
Союз (13ч) | |||||
130-131 | Союз как часть речи. Разряды союзов | 2 | 20.03 21.03 | Ознакомительный. | Работа со схемами |
132-133 | Правописание союзов | 2 | 22.03 23.03 | Ознакомительный. | Самост. работа с учебником |
134 | Союзы и союзные слова. | 1 | 24.03 | ||
135 | Союзы и омонимичные слова. | 1 | 3.04 | ||
136-139 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях . Р.р. Сочинение. | 2 2 | 4.04 5.04 6.04 7.04 | Творческая работа | Составление плана, сбор материала |
140 | Подготовка к контрольной работе по теме: «Союз» | 1 | 10.04 | ||
141-142 | Контрольная работа по теме «Союз». Анализ контрольной и творческой работы, работа над ошибками. | 1 1 | 11.04 12.04 | Закрепительный | Диктовка с последующей самопроверкой |
Текст (продолжение) | |||||
143-146 | Р.р. Описание внешности человека. Р.р. Сочинение-описание внешности человека. Анализ. Работа над ошибками. | 1 2 1 | 13.04 14.04 17.04 18.04 | Творческая работа Домашнее сочинение по упр.442. | Составление плана, сбор материала для сочинения. |
Частица (6ч) | |||||
147 | Частица как часть речи. Разряды частиц. План морфологического разбора частицы. | 1 | 19.04 | Ознакомительный. | Работа со схемами |
148-149 | Правописание частиц | 2 | 20.04 21.04 | Ознакомительный. | Самост. работа с учебником |
150 | Употребление частиц в речи Произношение частиц., союзов, предлогов. | 1 | 24.04 | Творческая работа. Домашнее сочинение по упр.476. | Умение высказывать свою точку зрения на прочитанное |
51-152 | Контрольная работа по теме «Частица». Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 1 | 25.04 26.04 | Самостоятельная работа. | Диктовка с последующей самопроверкой |
Междометия (4ч) | |||||
153-155 | Междометия и звукоподражательные слова. Р.р. Сочинение. | 1 2 | 27.04 28.04 2.05 | Ознакомительный. | Работа со схемами |
156 | Омонимия слов разных частей речи | 1 | 3.05 | Ознакомительный. | Самост. работа с учебником |
Текст (продолжение) | |||||
157 | Р.р Характеристика человека | 1 | 4.05 | Комплексная работа с текстом. | Составление описания. |
158-159 | Р.р Изложение с творческим заданием. | 2 | 5.05 10.05 | Творческая работа | Конструирование предложений. Составление плана. |
ПОВТОРЕНИЕ (16ч.) | |||||
160-161 | Фонетика. Орфоэпия | 2 | 10.05 11.05 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
162-163 | Состав слова и словообразование | 2 | 12.05 15.05 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
164-165 | Лексика и фразеология | 2 | 16.05 17.05 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
166-167 | Грамматика: морфология и синтаксис | 2 | 18.05 19.05 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
168-169 | Орфография. Пунктуация | 2 | 22.05 23.05 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
170 | Контрольная работа по материалу , изученному в 7 классе. | 1 | 24.05 | Самостоятельная работа. | Тестирование |
171-172 | Р.Р.Стили и типы речи | 2 | 25.05, 26.05, | Комплексная работа с текстом. | устное сочинение |
173-175 | Закрепление и систематизация материала, изученного в 7 классе. | 3 | 29.05, 30.05,31.05 | Закрепительный | Тренировочные упражнения |
6. Годовой календарный график прохождения учебного материала на 2016– 2017 учебный год
Предмет: русский язык.
Класс: 7.
Учитель: Соколова Е.А.
Планирование составлено на основе:
1. Программы для общеобразовательной школы. 5-9, 10-11 кл. Издательство «Дрофа» 2010г.
2. Примерной программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы. М.М. Разумовская, Н.Н.Шанский и др. М. : «Дрофа», 2008г.
3. Учебника «Русский язык» 7 класс под редакцией М.М. Разумовской «Дрофа» 2013г.
4. Методических рекомендаций по русскому языку в 7 классе под редакцией М.М. Разумовской, Изд-во «Дрофа» 2008 г.
№ | Раздел. | Кол-во часов | Календ. сроки | Промежуточная аттестация | ||||
Соч. | Изл. | К/р | ||||||
1 | Введение. О языке | 1 | 1.09 | |||||
2 | Повторение изученного в 5-6 кл: Язык и речь. Правописание. Культура речи. | 44 | 2.09-25.11 | 24.11 | 20.09 | 14.09 11.10 21.10 22.11 | ||
3 | Наречие. | 60 | 28.11-28.02 | 13.02 | 19.01 27.02 | 22.12 1.02 | ||
4 | Служебные части речи. Предлог. | 12 | 1.03-17.03 | 16.03 | ||||
Союз. | 13 | 20.03-18.04 | 7.04 17.04 | 11.04 | ||||
Частица. | 6 | 19.04-26.04 | 15.04 | 25.04 | ||||
7 | Междометие и звукоподржательные слова. | 4 | 27.04-10.05 | 2.05 | 5.05 | |||
8 | Повторение. | 16 | 11.05-31.05 | 24.05 | ||||
ИТОГО: | 175 | 5 | 5 | 10 |
Приложение.
Контрольно-измерительные материалы
7 класс Входной контрольный диктант № 1.
Гроза
Небо покрыто тяжёлыми лохматыми облаками, на юге стоит синеватая муть. Безветренный, неподвижный воздух как будто замер в могильной тишине.
Низкие, причудливо - лохматые тучи горят по всему небу яркими красками. Над головой тянется большое облако по краям ярко-красного цвета, далеко на востоке нежно розовеют круглые облачка, а перерезывает чёрно-лиловая гряда туч. Они медленно нарастают.
Вдруг ярко блеснула молния, небо как будто растрескалось и с оглушительным грохотом посыпалось на землю. Молнии белыми стрелами сыпались на лес, гром яростно катился по небу из конца в конец, лес ревел и бился. Дождь хлынул. Он шуршал по соломенной крыше, весёлыми ручьями сбегал на землю. Было сыро и холодно, восток светлел. (108 слов)
Грамматические задания.
- Произведите синтаксический разбор предложения.
1 вариант: Безветренный, неподвижный воздух как будто замер в могильной тишине.
2 вариант: Низкие, причудливо - лохматые тучи горят по всему небу яркими красками.
- Произведите морфемный разбор слов.
1 вариант: Безветренный, нарастают.
2 вариант: Соломенной, сыпались.
- Произведите морфологический разбор слова.
1 вариант: Замер.
2 вариант: Горят.
Контрольная работа № 2 по теме «Фонетика. Словообразование»
- Выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие? Речной, чайки, мирись, жить.
2. Определите количество букв и звуков в словах Быть, быт, ест, есть.
3.В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый? Запишите исправленное предложение.
Первые каменные орудия были изготовлены человеком много веков назад.
Каменное лицо Алексея не выражало никаких эмоций.
Каменная почва с трудом поддавалась обработке, поэтому переселенцам приходилось очень туго.
4.Сделайте фонетический разбор слова БЕЛЕЮТ
5.Укажите способ словообразования слов, выделите морфему, которая помогла образовать слово.
Подберёзовик, писатель, пылесос, подбежать, учительская, кожаный
6. Выпишите из предложения слово, образованное переходом из одной части речи в другую.
Родные, чувствуя неладное, начинают бросаться к ученым врачам за помощью.
7. Рассмотрите словообразовательное гнездо. Выпишите все слова, образованные суффиксальным способом. Выделите суффикс.
креп-ыш | |||
креп-ость | |||
креп-и-ть | за-крепить | закрепи-тель | |
Крепкий | закрепл-ени-е | ||
при-крепить | прикрепл-ени-е | ||
с-крепить | скреп-к-а | ||
скрепл-ени-е |
8. Запишите словообразовательную цепочку, восстановив пропущенное слово.
Говорить -… - заговорщик
Контрольный диктант № 3 по теме «Орфография».
Цель диктанта – проверить сформированность навыков правописания суффиксов имён прилагательных и причастий с Н-НН, личных окончаний глаголов, гласных и согласных корня, а также навыков постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже.
Глухарь — одна из древнейших птиц на Земле.
Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и на болотах.
Глухариная песня — это колдовство! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Черный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным звуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его брови, а черная бородка топорщится и трясется.
Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинания. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена. (По Н. Сладкову)
Примечание. Следует сказать о постановке точки с запятой и двоеточия.
Грамматические задания
1. Подберите и запишите заголовок к тексту.
2. Подчеркните причастия как члены предложения, обозначьте их суффиксы.
3. Выпишите три слова с орфограммой в корне, корень обозначьте. Подберите и запишите проверочные слова, если они есть.
4. Произведите синтаксический разбор предложения.
1 вариант: Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и на болотах.
2 вариант: Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинания.
Контрольная работа № 4 по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах».
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Задания В 1 – В 8 не содержит ответов. Запишите ответы словами.
1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является
словосочетанием.
А) Большое и красивое; Б) ходит регулярно;
В) автор высказывает; Г) перед школой.
2. В каком ряду слова не являются синонимами?
А) Крепко, богатырский, сильный, неодолимый;
Б) известность, популярность, знаменитость, признание;
В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;
Г) смело, храбро, мужественно, бесстрашно.
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) Переделка; Б) непролазный;
В) ненарядный; Г) подоконник.
4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?
А) Пр_ехать, пр_клонный, сверх_нтересный;
Б) пр_город, без_нициативный, подп_реть;
В) пр_украсить, меж_нститутский, заб_рать;
Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рут.
5. В каком слове пропущена буква и?
А) Гореть синим пламен_м; Б) стоять на перрон_ ;
В) встречать на пристан_; Г) вспоминать о родин_.
6. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?
А) Буфетчик; Б) возчик; В) подписчик; Г) работничик.
7. В каком слове пропущена буква ё?
А) Галч_нок; Б) ч_рствый; В) ж_нглёр; Г) ш_рты.
8. У какого прилагательного неверно определён разряд?
А) Сухой (воздух) – качественное прилагательное;
Б) школьная (форма) – относительное прилагательное;
В) заячья (нора) - притяжательное;
Г) деревянная (доска) – качественное прилагательное.
9. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?
А) Эта книга (не)интересная.
Б) Новая папка оказалась (не)нашей.
В) Я допустил (не)простительную ошибку.
Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.
10. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?
А) лебеди__ый, ряже__ый, стекля__ый;
Б) безлу__ый, деревя__ый, стари__ый;
В) дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;
Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.
11. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?
А) Рус__ий; Б) француз__ий; В) брос__ий; Г) матрос__ий.
12. Какое прилагательное пишется слитно?
А) (Северо)восточный (регион);
Б) (ярко) зелёная (трава);
В) (желено)дорожный (вокзал);
Г) (лукаво)хитрый взгляд.
13. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?
А) Нареж_те; Б) восем_сот;
В) спряч_те; Г) восем_надцать;
14. У какого местоимения неверно определён разряд?
А) Ему не повезло – личное местоимение;
Б) через сколько-то минут – неопределённое местоимение;
В) взял её тетрадь – притяжательное местоимение;
Г) всякий из нас просил – относительное местоимение.
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В8.
Летний дождь в степи
(1)Вдруг рванул ветер. (2)Да с такой силой, что, встрепенувшись, рванулся во все стороны и захлопал по листве деревьев. (3)Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. (4)Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. (5)Лунный свет затуманился, стал как будто грознее, звезды еще больше нахмурились. (6)Видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (7)Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль и сухую траву и перья, поднимались под самое небо. (8)Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.
(9)Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем. (10)Тотчас же загремел гром. (11)Едва он умолк, как молния блеснула широко и ярко.
(12)Дождь почему-то долго не начинался. (13)Было страшно темно. (14)Где была недавно луна, чернела такая же тьма, как и везде. (15)А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.
(16)Но вот, наконец, ветер в последний раз рванул и убежал куда-то. (17)Послышался ровный, спокойный шум. (18)Упала большая холодная капля дождя. (19)И в это время что-то посыпалось и застучало по дороге. (20)Это был дождь. (21)Он заговорил о чем-то быстро, весело и препротивно.
(22)Вдруг со страшным, оглушительным треском разломалось небо. (23)На земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно едкий свет. (24)Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. (25)Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие звуки, похожие на треск сухого дерева.
В1. Из предложений 24-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».
В2. Из предложений 4-5 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом « НН пишутся в прилагательных, образованных от имени существительного с основой на Н».
В3. Из предложения 19-20 выпишите все местоимения.
В4. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
В5. Из предложения 18 выпишите слово, которое образовано суффиксальным способом.
В6. Среди предложений 9-11 найдите сложное предложение. Укажите номер этого предложения.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые, выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при одиночном деепричастии..
Да с такой силой,1 что,2 встрепенувшись,3 рванулся во все стороны и захлопал по листве деревьев.
В8. Из предложения 16 выпишите грамматическую основу.
№ | ОТВЕТЫ |
1 | Раздался |
2 | Лунный |
3 | Это, что-то, он, чем-то |
4 | 2 |
5 | Холодная |
6 | 11 |
7 | 2, 3 |
8 | Ветер рванул и убежал |
Контрольная работа № 5 по теме «Наречие».
Вариант 1
Уд.. вительно перепутались здесь л..сные цв..ты с луговыми. Ещё на опушк.. можно было найти розовые кошач..и лапки или белые пирами..ки заяч..его уха а уж рядом др..мали смежив на дневное время свои венчики цветы собач...его мыла. Л..ловые кисти кукушкиных слезок р..сли рядом с медвеж(?)им луком вороний глаз цвёл непод..лёку от куриной сл..поты а метёлки лис(?)его хвоста высоко подн..мались над полянками петушиного гребня.
Задания.
1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
- Подчеркните в данном тексте наречия как члены предложения
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Задания не по тексту.
- Спишите наречия, определите разряд: Хорошо, немного, издали, всегда, поневоле, назло
- Определите степень сравнения наречий, выделите суффикс: жарче, жарчайший, более жаркий, жарче всех, более быстро
- Сделайте морфологический разбор наречия в предложении: Весной солнышко светит веселее.
- Напишите кратко: как отличить прилагательное в простой сравнительной степени от наречия в простой сравнительной степени?
Контрольная работа № 6 по теме «Наречие».
Прочтите текст и выполните задания А1—А5, В1—В8.
(1) Когда мне исполнилось шестнадцать лет, родители решили отправить меня на лето к тётушке, смолоду жившей в лесничестве неподалёку от реки Белой. (2) Сызмала я часто и подолгу жил у неё, и мы с ней были по-настоящему друзьями.
(3) Но в течение трёх последних лет нам никак не удавалось увидеться, и теперь я заранее радовался, что увижу тётушку, которая давным-давно ждала меня. (4) Мне поручили самому сообщить ей о приезде, но я решил держать мои намерения втайне, чтобы застать её врасплох.
(5) Поезд прибыл на станцию поутру. (6) Вскоре я уже был у ворот конторы лесничества и издали заметил свою тётю Полю, кормившую цыплят. (7) Какие-нибудь три шага отделяли меня от неё, и я уже представлял себе, как крепко-накрепко обниму её. (8) Но неожиданно откуда-то выскочила огромная овчарка и, оглушительно залаяв, в два прыжка достигла тётушку. (9) Я вскрикнул от страха, старушка с перепуга выронила и вдребезги разбила тарелку с кормом, цыплята бросились врассыпную.
(10) Тётушка сначала навзрыд заплакала от испуга и радости, а потом без устали начала задавать мне вопросы, на которые я, донельзя смущённый, отвечал невпопад. (11) Прошла неделя. (12) Насилу мне удалось завоевать расположение Рекса. (13) Умный пёс был вправе не вполне доверять мне.
(По М. Пришвину)
А 1 Укажите ряд, в котором наречия в обоих словосочетаниях примыкают к причастию.
1) жившей смолоду; смущённый донельзя 2) разбила вдребезги; залаяв оглушительно
3) гостил подолгу; теперь радовался 4) радовался заранее; заметил издали
А 2 Укажите, какое наречие образовано от прилагательного.
1) сызмала (предложение 2) 2) втайне (предложение 4)
3) поутру (предложение 5) 4) врассыпную (предложение 9)
А 3 Укажите словосочетание, в котором наречие с частицей НЕ пишется раздельно.
1) жившей (не) подалёку 2) (не) вполне доверять
3) выскочила (не) ожиданно 4) отвечал (не) впопад
А 4 В каком ряду оба слова пишутся слитно?
1) (в) тайне, (на) цыпочках 2) (в) рассыпную, (без) устали
3) (на) взрыд, (с) перепуга 4) (в) расплох, (с) начала
А 5 Укажите, каким членом предложения является слово смолоду (предложение 1).
1) обстоятельство 2) дополнение
3) подлежащее 4) определение
В 1 Из четвёртого (4) предложения выпишите наречие, в котором все согласные звуки твёрдые.
В 2 Укажите способ образования наречия по-настоящему (предложение 2).
В 3 В предложениях 9— 10 найдите наречие, имеющее две приставки, корень и два суффикса. Напишите это наречие.
В 4 Напишите цифрой, сколько наречий имеется в десятом (10) предложении текста.
В 5 В предложениях 2— 4 найдите сложное наречие, состоящее из двух близких по смыслу слов. Напишите это наречие.
В 6 В предложениях 4—5 найдите наречие времени. Напишите это наречие.
В 7 В предложениях 6—8 найдите наречие места. Напишите это наречие.
В 8 Из десятого (10) предложения выпишите слово, в котором буква А в конце слова не является окончанием.
С 1 Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: « Грамматические признаки наречий»
При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составить не менее 40 слов.
контрольный диктант № 7 по теме «Предлог».
У моря
В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. Вблизи море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.
Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. Над водой носятся белокрылые чайки. Вдруг чайки улетают прочь. По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. Наконец на горизонте и я различаю лайнер, медленно вырастающий из туманной дымки. Белый, как чайка, он плывёт над волной и приветствует приморский городок протяжными гудками. От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.
В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. Впоследствии с большим удовольствием вспоминал я эти прогулки по морскому берегу. (130 слов)
Грамматические задания.
- Подчеркните в тексте производные предлоги.
- Произведите синтаксический разбор предложения.
1 вариант: В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю.
2 вариант: Впоследствии с большим удовольствием вспоминал я эти прогулки по морскому берегу.
- Произведите морфологический разбор предлога.
1 вариант: к (морю).
2 вариант: по (берегу).
Контрольный диктант № 9 по теме «Частица».
Юннаты блокадного Ленинграда
В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непрекращающиеся налеты, во Дворце пионеров была организована работа кружка юннатов.
Трудно поверить, что голодные дети ухаживали за рыбаками, рыжим лисенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникло мысли, что их можно съесть.
Юннаты помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов Ленинграда, не вырубленные ленинградцами даже в суровые блокадные зимы. Ребята заботливо замазывали стволы деревьев, развороченные осколками снарядов.
Если вы увидите в этих садах деревья с заплатками, похожими на кору, знайте: это следы рук детей несломленного Ленинграда.
(130 слов)
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
7 класс
При выполнении заданий этой части рядом с номером каждого задания (А1 — А31) на полях поставьте знак «х» в клетке, соответствующей номеру правильного ответа
А1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный?
1) бАлуясь 2) киломЕтр
3) ржАвея 4) чЕрпая
А2. В каком варианте НЕВЕРНО образована сравнительная степень наречия?
1) далеко – дальше 2) мало - меньше
3) широко – ширше 4) высоко – выше
А3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выходя из лесу,
1) мы встретили лесничего.
2) мне стало грустно.
3) солнце спряталось за тучу.
4) у нас возникли непредвиденные трудности.
А4. В каком предложении содержится грамматическая ошибка (нарушена норма управления)?
1) Из-за снегопада на дорогах города возникли пробки.
2) Благодаря воле к победе он выдержал все испытания.
3) Согласно вашего мнения, некоторые вопросы не имеют однозначных ответов.
4) Ввиду тяжёлой болезни он вынужден был пропустить чемпионат Европы.
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания А7-А12
(А) Увидев как-то по телевидению Олины рисунки и скульптуры, завуч предложила организовать в школе показ этих работ. (Б) Но оказалось, во-первых, что у «безумной Евдокии» нет телевизора. (В) Поинтересовалась мнением классной руководительницы... (Г) У Оли она взяла два рисунка, чтобы было не больше, чем у других. (Д) А..., она предложила устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руках кисточку и карандаш.
(А. Алексин. Безумная Евдокия)
А5. В каком порядке должны следовать предложения,
чтобы получился относительно законченный фрагмент текста?
1) А, Б, В, Г, Д 2) А, В, Б, Д, Г
3) Б, А, Д, Г, В 4) Д, А, Б, В, Г
А6.Какое слово должно стоять на месте пропуска,
обозначенного многоточием, в предложении Д?
1) потом 2) во-вторых
3) дальше 4) наконец
А7. Какое предложение содержит деепричастный оборот?
1)А 2) Б
3)Д 4) Г
А8. Какое из предложений является простым?
1)Б 2) В
3)Г 4)Д
A9. Какая морфологическая характеристика слова
БОЛЬШЕ (предложение Г) является верной?
1) простая сравнительная степень прилагательного БОЛЬШОЙ
2) составная сравнительная степень прилагательного БОЛЬШОЙ
3) простая сравнительная степень наречия МНОГО
4) составная сравнительная степень наречия МНОГО
А10. Какое слово состоит из двух корней, трех суффиксов и окончания?
1) пешеходный 2) руководительница
3) жизнедеятельность 4) жизнерадостный
А11. В каком ряду во всех словах пропущена двойная согласная?
- нежда(н/нн)ый, невида(н/нн)ый, га(л/лл)ерея
- неслыха(н/нн)ый, ма(с/сс)а, жела(н/нн)ый
- нечая(н/нн)ый, кро(с/сс), жёва(н/нн)ый
- свяще(н/нн)ый, кова(н/нн)ый, кла(с/сс)ик
А12. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
- акв...ланг, выр…вненный, свет...фор
- возражение, к...лонна, сн...ряд
- акв...рель, к...литка, пор...жение
- вп...следствии, к...мендант, ф...нтазия
А13. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е/Ё?
- смеш...нные браки, увлеч...н работой, свеж... предание
- стрел...ный воробей, погруж...н в воду, горяч...
- засе...нное поле, комната украш...на, певуч...
- заброш...нный дом, конкурс заверш...н, ещ...
А14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?
1) отправле...ое письмо, явиться немедле...о, она грустна и сдержа...а
- созва...ый совет, комиссия созва...а, открове...о говоря
- пламя не погаше...о, реагировать сдержа...о, атаки сдержа...ы
- беше...ая собака, окраше.^.ая стена, слушать рассея...о
А15. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?
- Было время, когда у нас н... было н... крошки хлеба.
- Как н... в чём н... бывало Антон продолжал разговор, и Марта н... нашла в себе сил, чтобы прервать его.
- Он был уверен в своём успехе, но мы всё же пожелали ему н... пуха н... пера.
- Н... холод, н... усталость, н... голод н... могли их остановить.
А16. В каком ряду во всех словах пишется НЕ?
- н...сколько часов, н...которые вопросы, н...сколько н... устал
- н...кто н... знает, н...где н... видел, н... о чём н... спрашивал
- н...где сесть, н...куда идти, н... разу н... опоздал
- н... мог н... понимать, гулять н... пойдёшь, н... только отдыхать
А17. В каком ряду во всех словах НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?
- ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана
- (не)отвечая на вопрос, (не)льзя, (не)медленно, а быстро
- (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья
- совсем (не)распустившийся бутон, комната(не)проветрена, (не) истово
А18. В каком ряду все слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?
- (не)смотря на метель, (из)далека, (по)двое
- (по)домашнему, (во)первых, точь(в)точь
- (не)(с)кем поговорить, давно (не)стиранное бельё, (не)весело
- (не)реально, (не)заполненный школьный дневник, (в)следствие
А19. Укажите предложение(-ия), в котором(-ых) все слова пишутся РАЗДЕЛЬНО?
A. (От)чего следует отказаться, что(бы) успеть подготовиться к экзаменам?
Б. В то(же) время он понимал, что (по)этому предмету стыдно иметь плохие оценки.
B. (По)чему вы поставили запятую (в)начале предложения?
Г. Он пришёл (во)время, и мы все (в)месте пошли смотреть салют на набережную.
1)А и Г 2) Б
3) Г 4) Б и В
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Торопливо шагая по некошеной траве (...) я незаметно приблизился к околице.
- Причастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому запятая не нужна.
- Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому необходима запятая.
- Деепричастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому запятая не нужна.
- Есть деепричастный оборот, поэтому нужна запятая.
А21. На месте каких цифр в этом предложении должны стоять запятые?
В горячем воздухе стремительно носились (1) предчувствующие грозу (2) ласточки (3) и (4) схватив на лету стрекозу(5) или мошку (6) резко взлетали ввысь.
1)1,2,3,4,5,6 2)3,4,5,6
3)3,4,5 4) 4, 6
А22. В каком предложении необходимо поставить 2 запятые? (Знаки препинания не расставлены.)
- Рассматривая картины он медленно переходил из одной комнаты в другую.
- Нежные маленькие цветы первыми появляющиеся в ещё снежном лесу называются в народе пролесками.
- Несмотря на усталость бабушка всё же решила испечь пироги с капустой и яблоками.
- Не только русские но и иностранные студенты обучаются в вузах Петербурга.
А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ученик хорошо отвечал на дополнительные вопросы (1) заданные ему учителем (2) и получил отличную оценку.
1)1 2) 1, 2
3)2 4) запятые не ставятся
А24. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приблизившись к памятнику,
- дети решили сфотографироваться.
- его охватило чувство гордости.
- он произвел на нас большое впечатление.
- у нас возникло желание немного передохнуть.
А25. Какое предложение НЕЛЬЗЯ переделать таким образом, чтобы в нем использовался причастный оборот?
- Книгу, которая стоит на верхней полке, подарил мне на день рождения мой дедушка.
- Друзья, которых мы встретили на Невском проспекте, предложили увидеться ещё раз.
- Мост, на котором мы стояли, был построен в середине XVII века.
- Лето, которого ожидают все школьники, наступит совсем скоро!
Прочитайте текст и выполните задания В1-В8, С1
Утёнок
(1) Маленький желтый утенок, смешно припадая к молодой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
(2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. (3) Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. (4) Все там, а этот затерялся. (5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
(6) И в чем тут держится душа? (7)Не весит нисколько, глазки черные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. (8) А между тем – тепленький. (9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. (10) И лапки уже перепончатые и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. (11) И вот даже от братьев отличился характером.
(12) А мы – мы на Венеру скоро полетим. (13) Мы теперь, если все дружно возьмемся, - за двадцать минут целый мир перепашем.
(14) Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка…
(А.И. Солженицын)
В1. Назовите способ образования слова НЕПОГОДА.
В2. Из предложений 6-11 выпишите страдательное причастие.
В3. Из предложений 1-4 выпишите притяжательное прилагательное.
В4. Среди предложений 1-5 найдите то, которое содержит два деепричастных оборота.
В5. Среди предложений 1-5 найдите то, которое содержит глагол в повелительном наклонении.
В6. Среди предложений 1-4 укажите то, которое содержит прямую речь.
В7. Из предложений 2-5 найдите то, которое является простым предложением с однородными сказуемыми.
С1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Самостоятельно определите тему, проблему и основную мысль текста, ответив на следующие вопросы.
- О чем этот текст? Какова его тема? Кого описывает автор текста?
- О чем хочет заставить нас задуматься Александр Исаевич Солженицын? Что именно особенно интересует автора? Какую проблему поднимает писатель в этом тексте?
- К какому выводу приходит автор текста? Что может сделать современный человек, а что остается за пределами наших возможностей? Согласны ли вы с таким мнением? Почему? Объясните вашу точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программаРусский язык. 10 кл.
Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...
Рабочая программа 11 класса по УМК «NewMillenniumEnglish 11»/ Английский язык нового тысячелетия для 11 класса общеобразовательных учреждений, О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая
Рабочая программа 11 класса...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...