Какие чередования гласных и согласных происходят в словах
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_cheredovaniya_glasnyh_i_soglasnyh_proishodyat_v_slovah.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № | Дата урока | ||
Тема урока: Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | Тип урока: урок усвоения новых знаний | ||
Цель урока: понаблюдать за чередованием гласных и согласных звуков в словах; познакомить учащихся с явлением беглого гласного; воспитывать живой интерес к языковым явлениям. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Иметь представление о чередовании гласных и согласных в разных морфемах слова; уметь писать слова с чередованием гласных в корне слова. | метапредметные Уметь дифференцировать исходный материал | личностные Развивать функциональную грамотность | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
Актуализация прежних знаний | |||
Повторить материал прошлого урока – выполнить тест №22 | Выполняют тест, оценка выставляется в журнал | ||
| |||
- Запишите число, классная работа. - Посмотрите на предложение: «Саша, его друг Витя и все их друзья дружно работали». - Нравится ли вам предложение? Грамотно ли оно составлено? (использование однокоренных слов в границах простого предложения недопустимо) - Может быть здесь есть однокоренные слова? Запишите их, выделите корень. Но почему звуковые оболочки родственных корней оказались разными? Вот этим интересным явлением мы и займемся сегодня. Прочитайте название §37. | Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на вопрос учителя. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят высказывание на заданный вопрос. | |
| |||
- Какую цель на уроке мы сегодня преследуем и чему должны научиться к концу урока? - Какое ключевое слово поможет нам сегодня на уроке в названии параграфа? (чередование) - Что же такое чередование? | Формулируют учебную цель совместно с учителем Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: строят короткие монологические высказывания. | |
| |||
- Запомните, что чередование – это смена гласных и согласных в пределах одной морфемы при образовании новых слов. - Начнем мы с согласных. Какие чередования произошли в записанных нами словах? (г//з//ж) - Как вы думаете, это поддается объяснению, или мы должны это чередование принять как данное нашего языка? - Почему возникло такое явление? Оно корнями уходит в историю нашего языка. А началось все это в древнерусском языке. К, х, г всегда были твердыми: друг, отрок, тихо. Но если после этих твердых возникали гласные е, и или ь (ерь), то к, г, х не могли оставаться твердыми и находили себе замену : к-ч, г-ж, х-ш: дружеский, отроческий, тише. В современном языке ч осталось мягким навсегда, а ж и ш из мягких свистящих стали твердыми шипящими. | Слушают объяснения учителя. | Познавательные: извлекают необходимую информации. Из прослушанного учителем объяснения, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания , | |
| |||
- Все чередования согласных мы можем увидеть в таблице к упражнению 301. - Объясните, какая информация в ней содержится. Читаем по строке, называя чередующиеся согласные (по цепочке) физминутка Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И еще разок. А потом в присядку И снова- по порядку. - А могут ли чередоваться гласные? С чем? - упр.303, чтение информации для размышления. - Запишите слова, обнаружьте чередование: сон -сна, пень- пня , цветок – цветка, цветочек – цветочка, вобрать – вбирать, , подослать- подсылать. - В каких морфемах происходят чередования? - Какие гласные исчезли при изменении слова? (О и Е – беглые гласны) | Выполняют упражнения Работа с учебником | Познавательные: извлекают необходимую информацию для выполнения упражнения, планируют необходимые действия. Регулятивные: адекватно оценивают свои знания, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
-упр.304 9письменно) | |||
| |||
Составление отчета по итогам урока: Узнал новое ______________________ Знал ранее ________________________ | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке З, У, Н |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.
Какие чередования гласных , согласных происходят в словах....
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...
Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.
Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...
Исторические чередования гласных и согласных в корне слова
Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Ес...
Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"
Технологическая карта урока по теме "ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ"...