Как образуются слова в русском языке
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obrazuyutsya_slova_v_russkom_yazyke.docx | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № | Дата урока | ||
Тема урока: Как образуются слова в русском языке. §36 | Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний | ||
Цель урока: Обобщить сведения о морфемах; дать представление о механизме образования новых слов с помощью приставок, суффиксов, сложение слов; познакомить с основными способами образования слов в русском языке: приставочным, суффиксальным, образование слов сложением слов и основ. Развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Иметь представление об основных способах словообразования (приставочном и суффиксальном способе); уметь графически объяснять, как образовано слово с помощью суффикса и приставки, выделять производящую основу. | метапредметные Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; выбирать эффективные способы решения задач | личностные Закрепить алгоритм выполнения действий | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
- Проверить домашнее задание (рисунки к фразеологизмам) -Учитель читает стихотворение « Как растут слова»: Как-то много лет назад Посадили дивный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово – корень, Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом; А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду чудесном! - Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова). - Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад) - Запишите число, классная работа. | Демонстрируют готовность к уроку. слушают учителя, принимают участие в беседе. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: учатся высказывать свою точку зрения, осознают недостаточность знаний. | |
| |||
- Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) -В образовании этих слов приняли участие морфемы- какие? - Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах . - Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Знакомство с названием §36. - Чему мы должны научиться к концу урока? | Отвечают на вопросы, выполняют задание учителя. Формулируют совместно с учителем учебную задачу. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, стремятся их пополнить Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | |
| |||
- Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы «V» - уже знал, « +» - новое, «?» - не понял. - Что осталось для вас непонятным? - Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) - Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) - Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование) | Учащиеся работают индивидуально с текстом упр.280 в течение 5 мин. Определяют способы образования ранее записанных слов. Знакомство с новым термином. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прочитанного текста, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания с учетом учебно-познавательных задач. | |
| |||
- упр. 281 (вместе у доски) - Давайте поиграем. Игра называется «Сыщики». Правила игры: Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят: 1. Корень мой находится в цене, В окраске найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали. Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете. В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание) - Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования) - Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют ее в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | ||
| |||
-упр.282 | |||
| |||
- О чем мы говорили сегодня на уроке? - Что нового вы сегодня узнали? - Какие способы образования слов существуют? | Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Как образуются слова в русском языке"
Место урока в теме: изучение нового материала Тип урока: комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Ра...
Как образуются слова в русском языке
Конспект урока русскогоязыка в 5 классе по учебнику Разумовской на тему: как образуются слова в русском языке....
как образуются слова в русском языке
Презентация к уроку русского языка на тему "как образуются слова в русском языке"...
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"
Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов....
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"
В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....
Презентация к уроку "Как образуются слова в русском языке"5 класс
Презентация к уроку "Как изменяются слова"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку Ступень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 Уровень базовый
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языкуСтупень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 ...