Имя числительное
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Дидактический материал к урокам по Имени числительному
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe_didakt.material.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя числительное как часть речи
Упражнение 1. Прочитайте текст.
* Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных страниц, число забитых голов на футбольном поле… Цифры окружают нас везде. А между тем имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов.
Ответьте устно на вопросы, употребляя имена числительные: сколько дней осталось до каникул? Сколько минут идет урок? Сколько времени пятиклассник должен делать домашнее задание? На какой странице учебника § 47? В котором часу кончаются занятия в школе?
Сделайте письменно вывод, в каких случаях мы употребляем имена числительные в своей речи?
Примечание. Основное задание данного упражнения целесообразно выполнить в парах: один задает вопрос, другой отвечает и наоборот. При этом можно попросить подобрать другие, подобные данным, вопросы.
ПК (проверочная карточка). Имена числительные употребляются для того, чтобы рассказ о чем-либо был более точным и доказательным. Иногда без числительных невозможно обойтись: при подсчете собранного урожая, при подведении итогов соревнования и т.д.
Упражнение 2. Прочитайте текст. Составьте план рассказа о происхождении имени числительного.
* В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех – по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник, наконец, и современный счет – десятками.
Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятерка или пятерня, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться и они утратили признаки числа и рода. Так возникла новая часть речи. (По В.Добромыслову)
Докажите письменно, что слово пять – числительное, а слово пятерка – существительное.
ПК. 1. План может быть таким: 1) Как считали люди в древности? 2) Как возникла новая часть речи – имя числительное?
2. Слово пять может обозначать количество предметов или число, отвечает на вопрос сколько?, следовательно, является числительным; слово пятерка обозначает предмет (*с числовым значением), отвечает на вопрос что?, изменяется по числам и падежам, следовательно, это существительное.
Простые и составные числительные. Разряды количественных числительных.
Упражнение 3. Составьте со словами километр, центнер по два словосочетания: сначала подберите к ним числительные, обозначающие количество, а затем – числительные – обозначающие порядок предметов при счете. Обозначьте главные слова в словосочетаниях.
Упражнение 4. Прочитайте текст, а потом запишите его. Укажите над числительными: количественное или порядковое, простое или составное, его разряд.
* О бережливости много сказано. А такие истины, как «Хлеб – народное богатство» или «Копейка рубль бережет», так часто звучат, что иной раз перестают убеждать. Другое дело – личный пример. Ученики сто пятьдесят третьей школы города Арарата провели рейд по своей столовой. Подсчитали: около сорока восьми килограммов хлеба было выброшено за неделю. А сколько же выбрасывают все тридцать четыре школы района за неделю? Призадумались ребята: надо принимать меры!
Самая действенная, самая убедительная школа бережливости – труд. Поступает сводка: «Тысяча девятьсот членов производственных бригад выполнили за лето работ на полтора миллиона рублей». Настоящие хозяева выросли! А настоящим хозяевам чуждо расточительство, разрушение.
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Упражнение 5. Прочитайте текст, выпишите из него числительные, подчеркивая мягкий знак на конце и в середине числительных.
Самое употребительное слово в русском языке – предлог в встречается сорок две тысячи восемьсот пятьдесят четыре раза (на один миллион словоупотреблений), союз и – тридцать шесть тысяч двести шестьдесят шесть раз, частица не – девятнадцать тысяч двести двадцать восемь раз, предлог на – семнадцать тысяч двести шестьдесят два раза, местоимение я – тринадцать тысяч восемьсот тридцать девять раз…
Упражнение 6. Сформулируйте правило о правописании Ь в числительных: что общего у этого правила и правила об обозначении мягкости согласных на письме?
ОК ь в числительных
|
Числительные, обозначающие целые числа
Упражнение 7. Прочитайте текст, вставьте на место пропусков числительные в нужной падежной форме.
* «Триста шагами дальше». Вы, вероятно, так не скажете, потому что знаете правило: числительные согласуются в косвенных падежах, кроме винительного, с существительными; стало быть, нужно…
* Сочетание «альбом с 678 иллюстрациями» многие могут прочитать скорее так: «альбом с шестьсот семьдесят восьмью иллюстрациями» (склоняя только последнее слово), чем: «альбом с… иллюстрациями», хотя по правилу о составном количественном числительном должны склоняться все образующие его части.
Упражнение 8. Проверьте себя: умеете ли вы правильно употреблять имена числительные в косвенных падежах? Сначала прочитайте, а затем запишите словами следующие примеры. Используйте ОК.
687+13=700 345+228=573
911- 21=890 958 – 456=502
1763+846=2609
96:4=24
ОК. 1. К восьми прибавить тринадцать будет двадцать один. Или: восемь плюс тринадцать равно двадцати одному. 2. От сорока пяти отнять двадцать восемь будет семнадцать. Или: сорок пять минус двадцать восемь равно семнадцати.
Упражнение 9. Помогите исправить ошибки в употреблении числительных. Отредактированный вариант запишите.
- 1) В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почты сорок метров. 3) В древнегреческом языке словом «стадион» чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе – сто двадцати пяти шагам, или расстоянию, которое проходит человек за две минуты.
- 1) Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. 2) Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров. 3) Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет и достигают тридцать – сорок пять метров высоты. 4) Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы – до три тысячи шестьсот раз.
ПК. I. 1) более восьмисот; 2) около трехсот миллионов лет; 3) равную шестистам
греческим футам, иначе – ста двадцати пяти шагам.
II. 1) около восьмисот граммов воды; 2) высоты шести – семи метров, а бамбук – сорока метров; 3) до трех сот пятидесяти – четырехсот лет и достигают тридцати – сорока пяти метров высоты; 4) до двухсот семидесяти раз; до трех тысяч шестисот раз.
Упражнение 10. Прочитайте текст, четко проговаривая числительные. Не забывайте об изменении числительных в косвенных падежах! Выпишите СС «колич.числ.+ сущ.»
Перед революцией в России было около 140 тысяч хлебопекарен. В 1908 году этими пекарнями было выработано около 48 600 килограммов хлеба. В 1917 году выпекалось в сутки более 557 тонн, а через 15 лет, в 1932 году, - около 15 696 тонн хлеба.
Сейчас выпекается ежедневно более 30 миллионов тонн хлебобулочных изделий свыше 500 наименований.
Среднее суточное потребление хлеба в разных странах колеблется от 150 до 500 граммов (в нашей стране оно составляет около 350 граммов). Для людей, занимающихся физическим трудом и спортом, эта норма на 10-15 % выше, а для людей умственного труда соответственно ниже. Помните об этом, не покупайте «лишний» хлеб! (По В.Патту)
Примечание. При проверке выполнения задания можно остановиться на способах выражения приблизительного количества в русском языке, а именно: оно выражается с помощью слов БОЛЕЕ, МЕНЕЕ, СВЫШЕ, ОКОЛО, ПОЧТИ, выражений с предлогами от…до, а также сочетаний числительных типа два-три, 10-15 и под.
Упражнение 11. запишите пословицы, выбирая нужную форму имен числительных. Выучите 2-3 пословицы наизусть.
- В 3 соснах заблудился. 2) Из 40 бобров одну шубу шьют. 3) человека узнаешь, как из 7 печек с ним щей похлебаешь. 4) Старый друг лучше новых 2.
Упражнение 12. запишите, вставляя числительные полтора и полтораста в нужной форме.
- … километра (километров) осталось пройти.
- Туристам осталось пройти около … километров.
- К … километрам шоссе прибавилось еще пятьсот метров.
- Новое шоссе … километрами длиннее прежнего.
- В … километрах находится наше село.
Упражнение 13. запишите каждое предложение, употребив одно из данных в скобках словосочетаний в нужном падеже.
- План выполнен (полтора месяца, три недели, четыре дня) раньше срока.
- Поселок расположен в (полтора километров, сорок четыре километра) от райцентра.
- Время выполнения домашней работы равняется (полтора часа, два часа, девяносто минут).
- Сроки выполнения ремонта сократились до (полторы недели, три декады, 50 дней).
ПК. 1) полутора месяцами, тремя неделями, четырьмя днями.
- В полутора ста километрах, в сорока четырех километрах,
- Полутора часам, двум часам, девяноста минутам;
- До полутора недель, до трех декад, до пятидесяти дней.
Дробные числительные
Упражнение 14. прочитайте текст, правильно выбирая падежную форму числительных. Запишите, вставляя пропущенные буквы. (Найти текст.)
Собирательные числительные
Упражнение 15. Запишите, употребив, где можно, собирательные числительные.
2 (мужчина), 3 (колхозница), 5 (котенок), 6 (ребят), 2 (очки), 7 (школьник), 3 (брюки), 4 (волчонок), 3 (ложка).
ПК. Двое мужчин, пятеро котят, четверо щипцов, шестеро ребят, двое очков, семеро школьников, трое брюк, четверо волчат.
Упражнение 16. вставьте вместо точек числительные ОБА, ОБЕ в нужном падеже. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания.
- На … стенах висели стенды.
- Хорошие отношения установились между … государствами (странами).
- … детей, брата и сестру, приняли в секцию.
- Держись крепче малыш, … руками – сказала мама.
- С … сторон нависали густые кроны деревьев.
- У… ребят отличные оценки.
ПК. 1) На обеих стенах висели стенды.
- Хорошие отношения установились между обоими государствами (обеими странами).
- Обоих детей, брата и сестру, приняли в секцию.
- Держись крепче малыш, обеими руками – сказала мама.
- С обоих сторон нависали густые кроны деревьев.
- У обоих ребят отличные оценки.
Порядковые числительные
Упражнение 17. 1. Проанализируйте материал, данный в ОК, и сделайте выводы: какая часть сочетаний остается неизменной в косвенных падежах.
ОК
Р.п р.п. р.п. р.п. р.п.
От пятого мая – от пятого (числа) мая
д.п. р.п. д.п. д.п. р.п.
К пятому мая – к пятому (числу) мая
Т.п. р.п. т.п. т.п. р.п.
С пятым мая – с пятым (числом) мая
П.п. р.п. п.п. п.п. р.п.
О пятом мая – о пятом (числе) мая
2. Просклоняйте словосочетания, следя за падежной формой существительного, обозначающего название месяца.
1 января, 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая, 9 Мая, 7 Ноября.
Упражнение 18. Кратко ответьте на вопросы, сначала указывая только год, а затем точную дату и год. Запишите ответы в двух вариантах.
- Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?
- Когда первый человек полетел в космос?
- Когда ты окончишь среднюю школу? И т.д.
Повторение.
Упражнение 19. Образуйте сложные существительные (1) и сложные прилагательные (2).
- 8 (класс), 3 (угол), 1000 (год), 4 (угол), 10 (класс).
- 18 (год), 7 (струна), 5 (день), 9 (этаж), 700 (километр).
ПК. 1. Восьмиклассник, треугольник, тысячелетие, четырехуголдьник, десятиклассник.
- Восемнадцатилетний, семиструнная, пятидневный, девятиэтажный, семисоткилометровый.
Упражнение 20. Отредактируйте примеры и запишите их.
- В книге около девяносто страниц.
- В городе более девятьсот школ.
- По обоим сторонам дороги расстилались поля.
- В декабре тысяча восемьсот двадцать пятом году было восстание декабристов.
- Трое школьниц направлены на олимпиады.
- Свыше восемьдесят пять тонн металла собрали школьники района.
ПК. 1) около девяноста страниц, 2) более девятисот школ, 3) по обеим сторонам, 4) в декабре тысяча восемьсот двадцать пятого года, 5) три школьницы, 6) свыше восьмидесяти пяти тонн.
Упражнение 21. Используя таблицу, составьте рассказ о продолжительности жизни домашних животных.
лошадь | корова | свинья | кошка | овца | Собака |
30 лет | 25 лет | 20 лет | 18 лет | 15 лет | 15 лет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Имя числительное. Употребление числительных в речи.
Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"
Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....