Буквы и-ы после ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_i-y_posle_ts._.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Буквы и-ы после ц. §45

Тип урока: Урок закрепления новых знаний

Цель  урока: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание Ы-И после Ц», обозначением данной орфограммы; продолжить формировать орфографическую зоркость учащихся.

Планируемые результаты

Предметные

Знать условия написания и-ы после ц, уметь писать слова с данной орфограммой

метапредметные

Уметь пользоваться орфографическим словарем, в том числе и на электронном носителе

личностные

Развивать память и орфографическую зоркость

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1.В начале урока вспомним, какую орфограмму изучили на прошлом уроке.

- Объясните, какую согласную мы напишем в словах распуститься и развеяться (вспомнить алгоритм)

- Выполнить задание (перфокарты)

2. – Отгадайте звук: согласный, глухой, непарный, твердый. Конечно же это звук [Ц].

- Этот звук особый, он будет гостем сегодняшнего нашего урока.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут Ы, где И?

-Цыпленок не знал. А вы знаете?

- Какие звуки слышатся во всех словах после Ц?  А пишутся они по-разному.

Демонстрируют готовность к уроку, отвечают на вопросы, выполняют задание с перфокартами.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Целеполагание

- Как мы сформулируем цель нашего урока? (разобраться когда после Ц пишется Ы, а когда – И)

Откройте стр.128, понаблюдаем за материалом.

Самостоятельно прочитайте правило, разделите слова на три группы.

1 группа  - И в корне слова и на -ЦИЯ

2 группа - Ы в суффиксах и окончаниях

3 группа - слова-исключения

Формулируют цель учебной деятельности совместно с учителем.

Наблюдают за звуковым обозначением ] в словах, воспринимают информацию из учебника, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Планирование учебной деятельности

- Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, очень сложное. Нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения.

- Подумайте, какие шаги будут в вашем алгоритме (дать время составить алгоритм)

слышим [цы]

  1. Слово на –ция?

ДА          НЕТ

И          2. В какой части слова?

       

       в окончании        в корне

       в суффиксе          

                            3.Слово-искл.

        Ы        

                      ДА           НЕТ

                     Ы               И

Сначала пробуют самостоятельно, а затем в сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют алгоритм.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Самоконтроль
  1. упр.357 (устно, по алгоритму)
  2. Распределительный диктант: ЦЫ или ЦИ

Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, полиция.

  1. Творческий диктант. Замените одним словом.
  1. Точная выдержка из текста (цитата)
  2. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть)
  3. Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция)
  4. Плод дерева, к которому относятся лимоны, апельсины, мандарины (цитрусы)
  5. Бурное движение атмосферы, сопровождающееся  обильными осадками, сильной облачностью (циклон)

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

§ 45,, правило на стр.128, упр. 361 (1)

повторить ранее изученные орфограммы

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Какую орфограмму мы сегодня изучили?

- Какие трудности вы испытали?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы И-Ы после Ц

Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...